Глава 1.
Было раннее утро. Солнце вставало из-за домов. Кот Барсик влез на подоконник и отсюда, с пятого этажа, стал разглядывать крохотные фигурки детей, идущих в школу. До занятий оставалось всего десять минут, поэтому они очень спешили, а один так вообще несся, как угорелый. Барсик вгляделся в бегуна и вдруг признал в нем своего хозяина Андрюшку, который считал, что опоздание – показатель того, что ученик проспал, а таких учеников у него в классе называли «сплюшками». Прослыть «сплюшкой» он, конечно же, не хотел. Поэтому Андрюшка ставил себе цель не опоздать каждое утро и успешно достигал этой цели. Он частенько говорил Барсику: твой хозяин – будущий моряк. Ты, как всякий уважающий себя кот, должен гордиться мной и поддаваться дрессировке. Тогда я возьму и тебя в плавание, мышей в трюме ловить. Именно поэтому Барсик очень плохо поддавался дрессировке, в море его совсем не тянуло. Однако же разговор у нас совсем не о Барсике, вернемся к Андрюшке.
Школа была недалеко от дома, поэтому, когда он зашел в класс, до урока оставалось пять минут. «Чуть не опоздал», — задыхаясь, крикнул он. И так неожиданно он влетел в класс, что Светлана Львовна, его классный руководитель, вздрогнула и чуть не упала со стула.
— О Господи, Барсуков, ну ты меня и напугал! И главное – весь запыхался. Ну-ка отдышись и садись за парту!
Тут зазвенел звонок, и Андрюшка, радуясь, что не опоздал, весело подбежал к парте и сел.
— Классно училку напугал, – сказал ему его лучший друг и сосед по парте Сенька Серочкин.
— Подумаешь, я еще и не так умею! – с гордостью ответил Андрюшка.
— Еще и не так!? А ты докажи! – раздался шепот с задней парты. Ребята оглянулись и увидели Кирилла Бурлачина, прозванного Кирюшка Большие Ушки за то, что был очень ушастым.
— Докажу после уроков, — поспешно сказал Андрюшка, тем более, что Светлана Львовна уже искоса поглядывала на них.
— Итак, — сказала она, — начнем урок. Я совсем не в восторге от написанных вами диктантов: всего две «пятерки»!
— Всего лишь две! Кто же эти герои? – иронично спросила круглая отличница Оля Долбоносова.
— Я думаю, никто и не сомневается в том, что одна из «пятерок» у тебя, — сказала Светлана Львовна, — а у кого вторая? Поднимите руки те, кто думает, что у него «пять».
Руку поднял Женя Крокодилов, двоечник, который сегодня почему-то пришел на урок в маске тигра.
— Да ну, Крокодилов, у тебя? – спросила Светлана Львовна.
— Я не про это, — сказал Женя, — р-р-р, можно выйти?
— Пожалуйста, выходи, — ответила Светлана Львовна, – и заодно подумай над тем, где ты находишься, в школе или на карнавале?
Женя вышел.
Светлана Львовна хотела продолжить урок, но тут из-за двери раздалось «Ай!», и тут же в класс вбежала вечно опаздывающая Стеша Дроздова. За ней вошел снявший маску Женя с синяком под глазом.
— Ну что еще случилось? – закричала Светлана Львовна.
— Да ничего особенного, — начал рассказывать Женя, — выхожу из класса, смотрю – она идет.
— Извините за опоздание, — вставила Стеша.
— Я в маске, да и в коридоре темно, — продолжал Женя, — вот и решил ее малость того… ну… напугать, в общем. Но не учел, что она рукопашкой занимается.
— Первое место в чемпионате района, — снова вставила Стеша.
Тут зазвенел звонок.
— Сорвал урок, Крокодилов, дневник мне на стол, — сказала Светлана Львовна. — Ваши оценки за диктант я скажу вас завтра. И еще – завтра спрашиваю стихи наизусть.
Кирилл подошел к Андрюшке:
— Ну, доказывай.
— Что доказывать? – удивился Андрюшка, он уже забыл утренний разговор.
— Что умеешь классно пугать учителей.
— Ах, это… — вспомнил Андрюшка. – да это я так, расхвастался утром.
— Ааа, — протянул Кирилл.
И мальчики разошлись по домам.
Глава 2.
Утром следующего дня Андрюшка вышел из квартиры и вдруг увидел у себя на двери записку. Написано было следующее: «Барсуков! Повтори стихи наизусть. Я перед уроком тебя проверю. О.Долбоносова».
— Чего? Проверит? – возмутился Андрюшка. – Ну, Олька, погоди! Я тебя!..
— Эй! Чего это ты там ругаешься? – раздался с нижнего этажа голос Сеньки Серочкина.
— Во, гляди! – сказал Андрюшка, сунув Сеньке записку.
— Понятно, — сказал Сенька. – я тебе такую же в мой адрес хотел показать, — Не пойму, зачем она это пишет?
— Я тоже, признаться, ничего не пойму, — согласился Андрюшка, — ну ладно, придем в школу, разберемся.
Когда они пришли в класс, к ним как раз подошла Долбоносова:
— Так, Барсуков, Серочкин, отлично, отлично.
— Ты, Олька, эти штуки брось, — вскричал Андрюшка, — ты чего это нам понаписала записок, а?
— Ну как… — сказала Долбоносова. – я же все-таки староста класса, вот и решила увеличить число отличников путем проверки домашних работ учащихся с утра. Эту проверку вы сейчас и лицезреете.
Тут к ней подбежала помощница старосты Вера Молодцова:
— Оля, Крокодилов прочитал на «пять».
— Браво! – похлопала Долбоносова. – Эта «пятерка» станет большим достижением для него. Кстати, тут еще два гражданина пришли. Хм…начнем с Серочкина. Три – четыре!
Тут Сенька начал читать и читал так выразительно и красиво, что девочки просто заслушались. Но когда читал Андрюшка, они только переглянулись и пожали плечами.
— Что? – спросил он после чтения.
— Как-то очень похоже вы читали, — сказала Долбоносова, — учили вместе? Молодцы!
И тут прозвенел звонок.
— Начнем, — сказал Светлана Львовна. – Сегодня вы будете читать наизусть стихи Пушкина. Тем, кто получит «пять» Оля даст «шпионскую ручку» для переписок. Эта ручка стирает сама себя.
— У меня ручек – на весь класс! – гордо заявила Долбоносова.
— Не может весь класс получить «пять», — возразил Андрюшка.
— А вот может!
— На спор?
— Давай! Если весь класс получит «пять», и я выиграю, я буду твои уроки очень строго проверять каждое утро.
— Идет!
И урок начался. Светлана Львовна спрашивала ребят по алфавиту, и каждый получал «пять». И вот вызвали Андрюшку. «Нарочно прочитаю плохо» – решил он. Но сколько бы он ни старался, видимо, читал не достаточно плохо, так как Светлана Львовна сказала ему:
— Ты совсем не старался, Барсуков, но я вижу, что дома ты учил, так что на первый раз поставлю тебе «пять с огромным минусом» за «нестарание». Андрюшка в разочаровании сел. Так хотелось получить хотя бы «четыре».
— Оля, не давай ему ручку, — вдруг сказал Светлана Львовна, — он нарочно плохо читал, я вижу.
Андрюшка совсем пал духом. А его одноклассники один за другим получали «пятерки». И вот оставалась финальная группа двоечников. И тут Андрюшку осенило. Он сказал:
— Долбоносова, прибавляю в спор условие: если кто-то из оставшихся получит не «пять», ты мне даешь шпионскую ручку.
— Идет.
Однако и группа двоечников получила «пятерки». Очевидно, Долбоносова их хорошо натренировала. И вдруг, когда было очевидно, что Андрюшка проиграл спор, в класс вошел Володя Мушаркин:
— Извините, проспал, — сказал он, – можно стихи прочитать?
— Поставь портфель и читай, — ответила Светлана Львовна.
Володя поставил портфель и начал читать:
Буря мглою небо роет,
Вихри снежные вертя,
То как зверь она заноет,
То заплачет, как дитя.
То по крыше обветшалой
Вдруг соломой застучит,
То, как спутник запоздалый,
К нам в окошко прилетит.
— Стоп! – остановила его Светлана Львовна, — ни названия, ни автора, плюс куча ошибок. Как ты сам себя оцениваешь?
— Нууу… — протянул Володя. – Четыре…
— Двойка тебе, Мушаркин, и все.
Вдруг прозвенел звонок, и Светлана Львовна сказала:
— Урок окончен, очень ты меня разочаровал, Мушаркин.
Андрюшка подошел к Долбоносовой с улыбкой на лице.
— Володя был чистой случайностью, — сказала она.
— Но ведь «два» — не «пять», — сказал Андрюшка, взял шпионскую ручку и ушел домой.
Глава 3
Конечно, Долбоносова, да и в целом большинство девочек, учились замечательно, но и мальчики без таких не обошлись. Самым умным и примерным среди них был Митя Коняшко, имевший, по мнению остальных мальчиков, очень нелепую фамилию. Дружили с ним все девочки без исключения, Долбоносова в особенности. Митя часто решал вместе с ней трудные задачи на переменах. Это очень нравилось им обоим, кстати, задачи они часто приносили из дома. Андрюшка как-то сказал Долбоносовой:
— Влюбилась ты в него, что ли?
С тех пор она очень на него разозлилась и все искала повода его как-то наказать, поэтому и согласилась с ним на спор по оценкам, но проиграла. Этим утром Андрюшка вошел в класс и увидел Сеньку, читающего стихи собственного сочинения:
Умница какой – крылья за спиной!
Ах, что да милашка, Митя Коняшко!
— Хватит его дразнить, Серочкин! — взвизгнула Аня Кофеева.
— Много ты понимаешь! – отрезал Сенька. – это же поэзия! Пусть по труду у меня двойки, но уж теперь-то Светлана Львовна не скажет, что я не творческий человек.
— Стихи не очень красивые между прочим, — заметила Юля Сварщикова, — уж поверь мне, я сама стихи пишу!
— Да ну!
— А вот представь, да! Я для нашей классной постановки ко Дню знаний начало написала. Вот:
Приготовили для вас
Мы коротенький рассказ.
Пусть размером не велик,
Но в нем смысл сотни книг!
— Так то для постановки, а то для развлечения! – включился в разговор Андрюшка.
— А вам с Серочкиным хорошо бы пописать для дела, — сказала Юля, – нам как раз надо в стенгазету блок стихов написать на тему «Как нужно вести себя в школе». Вот и займитесь.
И она ушла.
— Что будем писать? – поинтересовался Сенька.
— А как мы себя ведем в школе? Нормально вроде ведем. Вот давай и напишем, — сказал Андрюшка.
— Давай, — согласился Сенька, — сначала про беготню в коридорах.
И общими стараниями у них получился вот такой вот стишок:
В коридоре, коль могешь,
Можешь бегать, сколько хошь,
Но училок не сбивай,
А то будет нагоняй!
— А я придумал про записки на уроках, — сказал Андрюшка.
Вот что у него вышло:
Если надо что сказать,
Другу можешь написать.
Не пиши записок зря,
Пиши только втихаря.
— Мы с тобой настоящие поэты! – обрадовался Сенька. – У меня про списывание получилось! Слушай!
Ты не списывай, коль вдруг
Твой сосед – это твой друг.
Друг ведь может пожелать
У тебя это списать!
— Все, — сказал Сенька.
— Нет, не все, — возразил Андрюшка, — мы про столовую забыли.
— Ладно, давай, только последний.
Будь столовке только рад,
Ешь и пей там все подряд!
Только с разумом давай —
Лучше не переедай!
И в заключение они написали прекрасное четверостишие:
Нам стихи для стенгазеты
Так понравилось писать,
Что теперь работу эту
Будем очень уважать!
И вот они представили Юле свою работу:
— Эээ… — сказала она. – Безусловно, это отлично…подойдет для стенгазеты.
— Сарказм? – спросил Сенька. — Или нет?
— Нет-нет, конечно, — поспешно сказала Юля, — я размещу это, да честное слово.
И действительно, в скором времени их блок стихов разместили в стенгазете в рубрике «Уголок смеха».