Принято заявок
2212

IX Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Проза на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
Приключения Андрюшки Барсукова

Глава 1.

Было раннее утро. Солнце вставало из-за домов. Кот Барсик влез на подоконник и отсюда, с пятого этажа, стал разглядывать крохотные фигурки детей, идущих в школу. До занятий оставалось всего десять минут, поэтому они очень спешили, а один так вообще несся, как угорелый. Барсик вгляделся в бегуна и вдруг признал в нем своего хозяина Андрюшку, который считал, что опоздание – показатель того, что ученик проспал, а таких учеников у него в классе называли «сплюшками». Прослыть «сплюшкой» он, конечно же, не хотел. Поэтому Андрюшка ставил себе цель не опоздать каждое утро и успешно достигал этой цели. Он частенько говорил Барсику: твой хозяин – будущий моряк. Ты, как всякий уважающий себя кот, должен гордиться мной и поддаваться дрессировке. Тогда я возьму и тебя в плавание, мышей в трюме ловить. Именно поэтому Барсик очень плохо поддавался дрессировке, в море его совсем не тянуло. Однако же разговор у нас совсем не о Барсике, вернемся к Андрюшке.

Школа была недалеко от дома, поэтому, когда он зашел в класс, до урока оставалось пять минут. «Чуть не опоздал», — задыхаясь, крикнул он. И так неожиданно он влетел в класс, что Светлана Львовна, его классный руководитель, вздрогнула и чуть не упала со стула.

— О Господи, Барсуков, ну ты меня и напугал! И главное – весь запыхался. Ну-ка отдышись и садись за парту!

Тут зазвенел звонок, и Андрюшка, радуясь, что не опоздал, весело подбежал к парте и сел.

— Классно училку напугал, – сказал ему его лучший друг и сосед по парте Сенька Серочкин.

— Подумаешь, я еще и не так умею! – с гордостью ответил Андрюшка.

— Еще и не так!? А ты докажи! – раздался шепот с задней парты. Ребята оглянулись и увидели Кирилла Бурлачина, прозванного Кирюшка Большие Ушки за то, что был очень ушастым.

— Докажу после уроков, — поспешно сказал Андрюшка, тем более, что Светлана Львовна уже искоса поглядывала на них.

— Итак, — сказала она, — начнем урок. Я совсем не в восторге от написанных вами диктантов: всего две «пятерки»!

— Всего лишь две! Кто же эти герои? – иронично спросила круглая отличница Оля Долбоносова.

— Я думаю, никто и не сомневается в том, что одна из «пятерок» у тебя, — сказала Светлана Львовна, — а у кого вторая? Поднимите руки те, кто думает, что у него «пять».

Руку поднял Женя Крокодилов, двоечник, который сегодня почему-то пришел на урок в маске тигра.

— Да ну, Крокодилов, у тебя? – спросила Светлана Львовна.

— Я не про это, — сказал Женя, — р-р-р, можно выйти?

— Пожалуйста, выходи, — ответила Светлана Львовна, – и заодно подумай над тем, где ты находишься, в школе или на карнавале?

Женя вышел.

Светлана Львовна хотела продолжить урок, но тут из-за двери раздалось «Ай!», и тут же в класс вбежала вечно опаздывающая Стеша Дроздова. За ней вошел снявший маску Женя с синяком под глазом.

— Ну что еще случилось? – закричала Светлана Львовна.

— Да ничего особенного, — начал рассказывать Женя, — выхожу из класса, смотрю – она идет.

— Извините за опоздание, — вставила Стеша.

— Я в маске, да и в коридоре темно, — продолжал Женя, — вот и решил ее малость того… ну… напугать, в общем. Но не учел, что она рукопашкой занимается.

— Первое место в чемпионате района, — снова вставила Стеша.

Тут зазвенел звонок.

— Сорвал урок, Крокодилов, дневник мне на стол, — сказала Светлана Львовна. — Ваши оценки за диктант я скажу вас завтра. И еще – завтра спрашиваю стихи наизусть.

Кирилл подошел к Андрюшке:

— Ну, доказывай.

— Что доказывать? – удивился Андрюшка, он уже забыл утренний разговор.

— Что умеешь классно пугать учителей.

— Ах, это… — вспомнил Андрюшка. – да это я так, расхвастался утром.

— Ааа, — протянул Кирилл.

И мальчики разошлись по домам.

Глава 2.

Утром следующего дня Андрюшка вышел из квартиры и вдруг увидел у себя на двери записку. Написано было следующее: «Барсуков! Повтори стихи наизусть. Я перед уроком тебя проверю. О.Долбоносова».

— Чего? Проверит? – возмутился Андрюшка. – Ну, Олька, погоди! Я тебя!..

— Эй! Чего это ты там ругаешься? – раздался с нижнего этажа голос Сеньки Серочкина.

— Во, гляди! – сказал Андрюшка, сунув Сеньке записку.

— Понятно, — сказал Сенька. – я тебе такую же в мой адрес хотел показать, — Не пойму, зачем она это пишет?

— Я тоже, признаться, ничего не пойму, — согласился Андрюшка, — ну ладно, придем в школу, разберемся.

Когда они пришли в класс, к ним как раз подошла Долбоносова:

— Так, Барсуков, Серочкин, отлично, отлично.

— Ты, Олька, эти штуки брось, — вскричал Андрюшка, — ты чего это нам понаписала записок, а?

— Ну как… — сказала Долбоносова. – я же все-таки староста класса, вот и решила увеличить число отличников путем проверки домашних работ учащихся с утра. Эту проверку вы сейчас и лицезреете.

Тут к ней подбежала помощница старосты Вера Молодцова:

— Оля, Крокодилов прочитал на «пять».

— Браво! – похлопала Долбоносова. – Эта «пятерка» станет большим достижением для него. Кстати, тут еще два гражданина пришли. Хм…начнем с Серочкина. Три – четыре!

Тут Сенька начал читать и читал так выразительно и красиво, что девочки просто заслушались. Но когда читал Андрюшка, они только переглянулись и пожали плечами.

— Что? – спросил он после чтения.

— Как-то очень похоже вы читали, — сказала Долбоносова, — учили вместе? Молодцы!

И тут прозвенел звонок.

— Начнем, — сказал Светлана Львовна. – Сегодня вы будете читать наизусть стихи Пушкина. Тем, кто получит «пять» Оля даст «шпионскую ручку» для переписок. Эта ручка стирает сама себя.

— У меня ручек – на весь класс! – гордо заявила Долбоносова.

— Не может весь класс получить «пять», — возразил Андрюшка.

— А вот может!

— На спор?

— Давай! Если весь класс получит «пять», и я выиграю, я буду твои уроки очень строго проверять каждое утро.

— Идет!

И урок начался. Светлана Львовна спрашивала ребят по алфавиту, и каждый получал «пять». И вот вызвали Андрюшку. «Нарочно прочитаю плохо» – решил он. Но сколько бы он ни старался, видимо, читал не достаточно плохо, так как Светлана Львовна сказала ему:

— Ты совсем не старался, Барсуков, но я вижу, что дома ты учил, так что на первый раз поставлю тебе «пять с огромным минусом» за «нестарание». Андрюшка в разочаровании сел. Так хотелось получить хотя бы «четыре».

— Оля, не давай ему ручку, — вдруг сказал Светлана Львовна, — он нарочно плохо читал, я вижу.

Андрюшка совсем пал духом. А его одноклассники один за другим получали «пятерки». И вот оставалась финальная группа двоечников. И тут Андрюшку осенило. Он сказал:

— Долбоносова, прибавляю в спор условие: если кто-то из оставшихся получит не «пять», ты мне даешь шпионскую ручку.

— Идет.

Однако и группа двоечников получила «пятерки». Очевидно, Долбоносова их хорошо натренировала. И вдруг, когда было очевидно, что Андрюшка проиграл спор, в класс вошел Володя Мушаркин:

— Извините, проспал, — сказал он, – можно стихи прочитать?

— Поставь портфель и читай, — ответила Светлана Львовна.

Володя поставил портфель и начал читать:

Буря мглою небо роет,

Вихри снежные вертя,

То как зверь она заноет,

То заплачет, как дитя.

То по крыше обветшалой

Вдруг соломой застучит,

То, как спутник запоздалый,

К нам в окошко прилетит.

— Стоп! – остановила его Светлана Львовна, — ни названия, ни автора, плюс куча ошибок. Как ты сам себя оцениваешь?

— Нууу… — протянул Володя. – Четыре…

— Двойка тебе, Мушаркин, и все.

Вдруг прозвенел звонок, и Светлана Львовна сказала:

— Урок окончен, очень ты меня разочаровал, Мушаркин.

Андрюшка подошел к Долбоносовой с улыбкой на лице.

— Володя был чистой случайностью, — сказала она.

— Но ведь «два» — не «пять», — сказал Андрюшка, взял шпионскую ручку и ушел домой.

Глава 3

Конечно, Долбоносова, да и в целом большинство девочек, учились замечательно, но и мальчики без таких не обошлись. Самым умным и примерным среди них был Митя Коняшко, имевший, по мнению остальных мальчиков, очень нелепую фамилию. Дружили с ним все девочки без исключения, Долбоносова в особенности. Митя часто решал вместе с ней трудные задачи на переменах. Это очень нравилось им обоим, кстати, задачи они часто приносили из дома. Андрюшка как-то сказал Долбоносовой:

— Влюбилась ты в него, что ли?

С тех пор она очень на него разозлилась и все искала повода его как-то наказать, поэтому и согласилась с ним на спор по оценкам, но проиграла. Этим утром Андрюшка вошел в класс и увидел Сеньку, читающего стихи собственного сочинения:

Умница какой – крылья за спиной!

Ах, что да милашка, Митя Коняшко!

— Хватит его дразнить, Серочкин! — взвизгнула Аня Кофеева.

— Много ты понимаешь! – отрезал Сенька. – это же поэзия! Пусть по труду у меня двойки, но уж теперь-то Светлана Львовна не скажет, что я не творческий человек.

— Стихи не очень красивые между прочим, — заметила Юля Сварщикова, — уж поверь мне, я сама стихи пишу!

— Да ну!

— А вот представь, да! Я для нашей классной постановки ко Дню знаний начало написала. Вот:

Приготовили для вас

Мы коротенький рассказ.

Пусть размером не велик,

Но в нем смысл сотни книг!

— Так то для постановки, а то для развлечения! – включился в разговор Андрюшка.

— А вам с Серочкиным хорошо бы пописать для дела, — сказала Юля, – нам как раз надо в стенгазету блок стихов написать на тему «Как нужно вести себя в школе». Вот и займитесь.

И она ушла.

— Что будем писать? – поинтересовался Сенька.

— А как мы себя ведем в школе? Нормально вроде ведем. Вот давай и напишем, — сказал Андрюшка.

— Давай, — согласился Сенька, — сначала про беготню в коридорах.

И общими стараниями у них получился вот такой вот стишок:

В коридоре, коль могешь,

Можешь бегать, сколько хошь,

Но училок не сбивай,

А то будет нагоняй!

— А я придумал про записки на уроках, — сказал Андрюшка.

Вот что у него вышло:

Если надо что сказать,

Другу можешь написать.

Не пиши записок зря,

Пиши только втихаря.

— Мы с тобой настоящие поэты! – обрадовался Сенька. – У меня про списывание получилось! Слушай!

Ты не списывай, коль вдруг

Твой сосед – это твой друг.

Друг ведь может пожелать

У тебя это списать!

— Все, — сказал Сенька.

— Нет, не все, — возразил Андрюшка, — мы про столовую забыли.

— Ладно, давай, только последний.

Будь столовке только рад,

Ешь и пей там все подряд!

Только с разумом давай —

Лучше не переедай!

И в заключение они написали прекрасное четверостишие:

Нам стихи для стенгазеты

Так понравилось писать,

Что теперь работу эту

Будем очень уважать!

И вот они представили Юле свою работу:

— Эээ… — сказала она. – Безусловно, это отлично…подойдет для стенгазеты.

— Сарказм? – спросил Сенька. — Или нет?

— Нет-нет, конечно, — поспешно сказала Юля, — я размещу это, да честное слово.

И действительно, в скором времени их блок стихов разместили в стенгазете в рубрике «Уголок смеха».

Крысин Степан Андреевич
Возраст: 14 лет
Дата рождения: 11.03.2008
Место учебы: ГБОУ гимназия № 85 Санкт-Петербурга
Страна: Россия
Регион: Санкт-Петербург и область
Город: Санкт-Петербург