Принято заявок
2212

IX Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Эссеистика на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
Игры в жмурки

Эссе

Игры в жмурки

…То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит

«Зимний вечер» А.С. Пушкин

Как ты думаешь, читатель, о чём будет моё эссе? Возможно, взглянув на эпиграф, ты предположишь, что речь пойдёт о Пушкине. Холодно. Если ты вспомнишь творчество Михаила Афанасьевича Булгакова и знаменитый цикл рассказов «Записки юного врача», то в твоей памяти всплывёт эпиграф к рассказу «Вьюга», к загадочному и переломному тексту в цикле: «То как зверь она завоет, то заплачет как дитя…» Эти строки Пушкина связывают моё эссе и оригинальный текст автора не случайно. Я выбрала как эпиграф вторую часть пушкинской строфы, ведь именно здесь находят отражение практически все мотивы из рассказов Булгакова. Но в первую очередь, это мотивы рока, смерти и суеверий, о них и пойдёт наш разговор. Теплее.

Сюжет рассказов довольно прост: молодой, неопытный врач приезжает лечить людей в богом забытую больницу в селе Мурьево. Примечательно, что эта ситуация вполне бытовая, ведь в те годы было обычным отправлять многих выпускников медицинских университетов в отдалённые сельские больницы. Но, как известно, дьявол кроется в деталях. Если рассмотреть подробнее каждый из рассказов, то окажется, что рациональный мир больницы наполнен странными, а порой даже жуткими символами. Быт и повседневность дореволюционных медицинских учреждений окутаны мрачноватой таинственностью.

О белом цвете

В первом же рассказе «Полотенце с петухом» мы сталкиваемся с изображением смерти, которая находит отражение в символике белого цвета: «белые раздавленные кости», «ноги окостенели», «её лицо бумажным, белым» «бледное лицо Аксиньи». В противовес этой мертвенной бледности выступает белизна «врачебная»: «белый колпак», «белый гипс», «снежно-белое полотенце» и т.д. Интересно, что в некоторых рассказах цикла («Полотенце с петухом», «Стальное горло», «Вьюга») «жертвами белого цвета» становятся юные девушки и дети, хрупкость и красота которых омрачается явлением смерти. Но после проведения операции смертельная белизна отступает, а «врачебная» превращается в свет: «светлело в мозгу», «в голове стало светло». Врач совершает практически чудо Теплее.

О звёздах

Если смерть у Булгакова является нам в белом цвете, то совсем иными выступают в текстах болезни. Так в одном из рассказов сифилис напоминает Бомгарду звёздную сыпь, словно рассыпанную по телу больного. Такая метафора создаёт роковой и смертоносный образ болезни, ведь ею было заражено огромное число людей в русских деревнях в начале ХХ века. Сифилис стал настоящей чумой, поэтому описанный образ напоминает жуткую болезнь из библейских текстов Теплее.

О тьме

Должно быть апогеем ужаса становится тьма в рассказе «Тьма египетская». Название отсылает нас к ещё одному библейскому тексту о десяти египетских казнях: «Моисей простёр руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня» (Исх. 10:22-23). Так Булгаков через апокалипсические мотивы наводит нас на мысль о начале новой жизни, которая последует за старой.

Однако символика тьмы в рассказах не ограничивается одним лишь библейским контекстом. Темнота навевает суеверный страх, который поселился в душе Бомгарда. У него не получается заснуть («Ночью я видел в зыбком тумане неудачные операции, обнаженные ребра, а руки свои в человеческой крови…»), ведь он постоянно прислушивается к ночной тишине и вглядывается во тьму, как бы не заскрипели и не распахнулись ворота… Здесь находит своё прямое отображение пушкинская строка из эпиграфа: то, как путник запоздалый, к нам в окошко застучит… Пациенты приходили к доктору даже ночью, порой с очень серьёзными травмами и заболеваниями, а врач безумно боялся столкнуться с непоправимым случаем или (не дай бог!) с грыжей. Поэтому любой скрип пугал его и заставлял вздрагивать. Теплее.

О вьюге

Страх и суеверия порой полностью искажали реальность в глазах врача. Например, в рассказе «Вьюга» бушующая стихия принимает пугающие формы. Это отражено не только в перевоплощении образа метели в чёрную кошку, но и в эпиграфе («…то как зверь она завоет…»). Герой говорит: «кошка выросла в собаку и покатилась», «четвероногой тварью», «чёрным зверем». Затем этот суеверный зверь обретает физическую форму в виде волков, выжидавших своего часа во тьме леса и гнавшихся за санями. Тогда ты, читатель, возможно, подумал, что на этом роль вьюги заканчивается. Снова холодно. Буря бушует не только в природе, но и в душе Бомгарда, не сумевшего спасти пациентку. Символика вьюги тесно переплетается у Булгакова с мотивом смерти. Смерти, нашедшей отражение не только в лесных хищниках, но и в смерти девушки. Теплее.

О воскрешении

Герой борется со сложнейшими недугами, буквально возвращая к жизни своих пациентов. Из-за чего жители села начинают считать его чуть ли не Спасителем, воскрешающим людей. Это первый мотив воскрешения. Второй же заключается в том, что в душе самого врача происходят метаморфозы, которые мы наблюдаем от рассказа к рассказу. Это вычитывается и в принятии им своего долга и в осознании значимости (сначала он говорит, что «похож на Лжедмитрия», но затем понимает, что «не похож на Дмитрия Самозванца»), и в изменении его отношения к смерти. Бомгард не принимал смерть на операционном столе и считал это буквально убийством. Но чуть было не погибнув от клыков хищников или от холода, он меняет своё отношение к «белому цвету». Смерть есть нечто естественное для врачебной практики. Так вьюга в рассказе наполняется ещё и мотивом воскрешения не только на врачебном столе, но и в душе врача.

Итак, можно сказать, что все рассказы объединены не только единой тематикой и главным героем, но и общим мотивом, а именно мотивом рока. Рока как судьбы, как предназначения, перерождения и наваждения. Он отражается в библейских и апокалипсических мотивах, в страхах и суевериях, в неизбежности смерти некоторых пациентов и в эмоциях главного героя. Параллельно с этим в рассказе развивается другая линия – реалистическая: это образ врача, рутинные обязанности, которые, по всей видимости, Булгаков срисовал со своей медицинской практики. Именно сплетение роковых случайностей с реальностью обуславливается специфичность цикла рассказов «Записки юного врача».

Горячо.

Комарова Анна Дмитриевна
Возраст: 16 лет
Дата рождения: 08.08.2006
Место учебы: АНО ОШ «Центр педагогического мастерства»
Страна: Россия
Регион: Москва и Московская обл.
Город: Москва