Лето 1860 года. Молодая Леония-Шарлотта сидела за своим столом и читала любимую книгу. Даже сейчас, дома, Леония была с изяществом одета. Её русые волосы были заплетены в косу и убраны в высокую прическу. Прямой нос, тонкие губы с розоватым отливом, пухлые щечки, унаследованные от матери и подсвеченные утренним румянцем, освещались теплыми лучами солнца. Ее темные карие глаза стали светлее и выразительнее, они мечтательно искрились. За окном вовсю щебетали птицы, откуда-то снизу раздавался манящий аромат булочек к завтраку, но Шарлотта была так погружена в сюжет, что не замечала ничего. Перевернув последнюю страницу, Леония еще раз взглянула на обложку книги: длинноволосая румяная девушка в объятиях храброго и мужественного князя в доспехах скачут на белогривом коне.
Леония — Шарлотта обернулась на свою постель, где когда-то гувернантка читала ей сказки, и представила великого русского поэта, автора книги, в детстве, его няню, сидящую рядом с непоседой и с хитринкой в голосе рассказывающую волшебные истории. Эти сказки отложились в памяти поэта надолго. Именно они помогли уже взрослому и опытному писателю написать собственную историю, которая стала известной всему миру.
Леония-Шарлотта, девушка, проживавшая с рождения в красивой европейской стране и никогда не слышавшая в доме русского языка, хоть ее мать и была из России, стала истинной обожательницей Александра Сергеевича. Она выучила русский язык, прочла все книги русского писателя и, по выражению ее родного брата, была «до мозга костей русской». Она любила в Пушкине все: его неповторимое творчество, знаменитые кудри и бакенбарды, взрывной характер, острый язык, жизненные перипетии. Все! За спинкой своей кровати она прятала портрет писателя, чтобы отец, ненавидевший русскую культуру, не увидел и не забрал его. Девушка обожала проводить время в этой комнате, оставаясь с Пушкиным и книгами. Вот и сейчас она зачитывалась поэмой, видя себя на месте главной героини, такой смелой, любящей и любимой.
Леония представляла лицеиста Пушкина, вдохновленного народными сказками и погруженного в мысли о собственном произведении. Тогда в Лицее сюжет книги только начал зарождаться. Александр Сергеевич писал эту книгу 3 года в Петербурге, на Кавказе, в Михайловском, в дни радости и болезни. В мае 1820 «богатырская сказка» наконец увидела свет.
Громкий стук в дверь прервал раздумья Леонии. Девушке принесли письма. Приглашения на ужин или бал. Скучно! Вдруг в ее руки попала русская газета! В доме, где был запрещен русский язык, такие газеты никогда не читали. Как она оказалась среди другой корреспонденции?! Скорее всего, друзья! «О жизни и смерти гения» — крупные черные буквы резко выделялись на странице и действовали на девушку магнетически.
Раздался резкий стук, и в комнату вошел отец, задавший какой-то вопрос, смысл которого девушка даже не поняла. Она не сводила глаз с заголовка.
— Да, папа, я приглашена, — пытаясь скрыть дрожь в голосе, ответила невпопад девушка.
Отец, поджав губы, с досадой смотрел в том же направлении, что и дочь.
— Спускайся к завтраку, — раздраженно сказал он и вышел.
Именно эта газета стала роковой в судьбе Леонии. А пока Леония была счастлива, что есть возможность прикоснуться к судьбе любимого поэта.
Детство и рождение писателя, годы юности и учеба в Царскосельском лицее, ссылки, особое вдохновение в Михайловском и Болдино, личная жизнь и семья…Все это уже было известно молодой поклоннице Пушкина! Но его смерть оставалась тайной для Леонии. Девушка знала о дуэли. Но кому и по какой причине понадобилась убить этого талантливого человека?!
Она быстро прочитала заветную статью. Глаза Леонии наполнились слезами. Ее тонкие изящные пальчики непроизвольно перебирали красивые жемчужные бусы, украшавшие шею. Услышав стук жемчужин, которые разлетелись по всей комнате, она на секунду оторвалась от размышлений, и тут же вернулась к тексту. Руки судорожно сжимали газету. Глаза бегали от слова к слову:
— 27 января 1837 года… Черная речка…неприятель стреляет первым… смертельное ранение… обвинили в убийстве… выдворен из России… – с ужасом Леония шептала эти слова… И имя убийцы, которое было знакомо ей, как ничье другое.
Чтобы отвлечься от неприятных мыслей, девушка снова взялась за любимую книгу. Леония любила не только Пушкина, она любила всю Россию. И из любимой поэмы она узнавала об истории страны, ее легендарном прошлом, временах правления князя Владимира Красное Солнышко. Разными стилями, жанрами, причудливо перемешанными в книге, удавалось автору удержать внимание читателя.
Леония знала и о тех замечаниях, которые получил Пушкин в адрес своего произведения. Но в отличие от многих критиков, девушка не считала это произведение слишком детским, не видела в поэме «пошлости и аморальности». Всего было в меру. Многие говорили, что не хватает той самой народности, к которой стремился писатель. Тогда в 1825 году Александр Сергеевич редактирует свое произведение, дописывая известное вступление «У лукоморья дуб зеленый…» и добавляя самые настоящие народные образы. Леония обожала ученого кота, который рассказывал сказки.
— Леония, нам пора ехать! – ворвавшись без стука в комнату, вскрикнул отец, — почему ты еще не собрана, Леония? Мы уже опаздываем!
— Папа, я не хочу ехать, — спокойно ответила девушка, не отрывая глаз от книги.
— Месье, карета готова. Подавать? — послышался голос из коридора.
Отец свирепел на глазах, и Леонии все же пришлось ехать на званый ужин. Тогда она еще не могла поверить всему, о чем узнала. Леония-Шарлотта, девушка, прожившая всю жизнь во Франции, самостоятельно выучившая русский язык и полюбившая русскую литературу, только что узнала правду о смерти кумира.
Она просидела весь ужин в полном молчании. Она не замечала ничего, что происходило вокруг нее. И только в конце вечера она позволила себе кинуть в лицо отца обвинительные слова.
***
Леония-Шарлотта проснулась в маленькой холодной комнате. Абсолютно пустые стены, узенькая жесткая кровать и умывальник со ржавой водой из крана. Больше в комнате ничего не было. Под подушкой лежала книга «Руслан и Людмила», которую Леония успела взять с собой, уезжая навсегда из родного дома.
День за днем. Неделя за неделей. Год за годом. Больше двадцати лет Леония-Шарлотта провела в клинике. Каждый день она читала любимую книгу. Тихонечко, чтобы никто не видел и не слышал, иначе – очередное наказание:
Но жить в отрадной тишине
Дано не долго было мне…
Девушка ходила от стены до стены в растрепанной одежде, которую ей выдали здесь. Но даже в клинике она читала с удовольствием, с блаженством произнося каждое слово, упиваясь волшебными звуками любимого языка. В этот момент она видела себя все так же безукоризненно одетой в скромное платье с белым воротничком, с аккуратно уложенной прической и изящными серьгами в ушах.
Хотя Леония уже отлично знала русский язык, каждое слово всегда казалось ей новым. Чем-то новым для мира когда-то стала и сама поэма «Руслан и Людмила» Александра Сергеевича Пушкина. В новинку был и стих, и сама поэзия. Книга произвела настоящий переворот, открыв путь низкой, как считалось в те времена, народной поэзии в «высокую» литературу.
Книга «Руслан и Людмила» было единственным напоминанием о прошлом. Напоминанием о планах на жизнь в России, на родине любимого писателя, о мечтах пройтись по тем улицам, где ходил Пушкин, вдохнуть тот воздух, каким дышал поэт. Эта книга была единственным, что грело душу и заставляло прожить еще хотя бы день.
***
Отец Леонии уже несколько дней пребывал в мрачном расположении духа. Своим видом он пугал всех жильцов дома. В его глазах читались лишь ужас и злость. Он испытывал угнетение: его собственная дочь обожает и превозносит его врага. Он не мог этого понять.
«Ты убийца!» — звучало в его голове. Теперь, как бы он этого ни хотел, его мысли были только о Пушкине. Ему требовалось избавиться от всех переживаний. И он нашел выход.
«Пустое сердце бьется ровно, в руке не дрогнул пистолет», – написал Лермонтов в «Смерти поэта». Так же ровно билось это пустое сердце, когда отец насильно отправлял родную дочь Леонию-Шарлотту в психиатрическую клинику. Он не смог смириться с выбором дочери и пожелал избавиться от всех воспоминаний о России и происшествии в той стране.
День за днем, неделя за неделей, несколько лет подряд в голове мрачного человека звучала страшная фраза: «Жорж Дантес, ты убийца!»