История России… как богата и интересна! С Рюрика началось объединение племен в города, сосредоточение народонаселения. Согласно «Повести временных лет» Олег был соплеменником Рюрика. В 879 году он стал регентом при малолетнем сыне умершего князя. В 882 году Олег вместе с дружиной отправился на юг и захватил Киев, убив Аскольда и Дира. Эта дата считается точкой отсчёта существования Древней Руси.
…
Святослав Игоревич разделил землю между тремя сыновьями: Ярополком, княжившим в Киеве, Олегом, получившим землю древлян, и Владимиром, во владение которому перешёл Новгород. Это привело к неминуемой катастрофе – междоусобице на Руси, победителем из которой вышел князь Владимир. Страна требовала объединения. И тогда великий князь, пообщавшись с представителями разных религий, идет на ключевое решение, которое положило фундамент становлению русской культуры – принятие христианской веры. Здесь мы видим первое и главное проявление святости – соборность. Общая вера объединила под собой раздробленную Русь, которая так нуждалась в чьем-то покровительстве и единстве. Языческое время остается за порогом истории. В X-XIII веках происходит перемена психологии верования. Но Христианство было выбрано далеко не случайно. Посланники князя Владимира познакомились со службами нескольких религий. Но только про нашу веру они сказали: «И не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой».
Много было испытано и пережито с тех времен. И не раз на нашу Родину, на наши просторы враги заглядывались. Тогда, казалось, высшие силы вставали на защиту Руси от чужеземного завоевания.
Когда в 1395 году на Москву шел Эмир Тамерлан, икона Владимирской Богоматери была отправлена в Москву на защиту от врага. После ее прибытия войска противника внезапно остановились под Ельцом и повернули обратно, словно божественная сила им помешала.
XVII век в России начался с надлома. Не только в политическом смысле, но и в нравственно-духовном. После захвата Москвы поляками патриарх Гермоген призывал постоять за православную веру, но был захвачен и посажен в темницу, и его голоса не стало… Происходит перерождение народной психеи, переоценка ценностей. Это возбуждение чувствовалось и в религиозной среде. В эту страшную минуту оказывать помощь начинает церковь. Авраамий распорядился вынуть заряды из находившихся в монастыре орудий и послал их войску. В народе крепчало духовное самосознание. Собирается народное ополчение, чтобы отстоять православную веру, не позволив превратить ее в латинскую ересь.
В 1812 году перед Бородинском сражением икону Смоленской Богоматери пронесли вдоль первой фронтовой линии. Участник битвы Иван Липранди писал: «Торжественное шествие по всему лагерю священнослужителей в полном облачении, с зажженными свечами и с хоругвями, с иконой Смоленской Богоматери, в сопровождении как лунь седого фельдмаршала, генералов Барклая, Багратиона, Беннигсена, Платова, корпусных и других генералов с обнаженными головами внезапно изменило чувства всех и каждого. Да! По окончании священной процессии все мечтания, все страсти потухли, всем сделалось легче; все перестали почитать себя земными, отбросили мирские заботы и стали как отшельники, готовые к бою на смерть». Здесь мы наблюдаем еще один признак святости – бесстрашие перед врагами, одухотворение в критический момент и желание защитить Родину.
Русский народ смотрел с полной верой и искренним убеждением на свою православную церковь, как на свою чадолюбивую, одаренную свыше могучими, непреодолимыми силами мать, как на верную руководительницу и самую сильную помощницу на всех путях его жизни.
Это времена, когда наступает война двух начал человека: дьявольского и божественного. «Дьявол с богом борется, а поле битвы — сердца людей», – пишет Фёдор Михайлович Достоевский. И тогда ополчаются высшие силы.
О нерушимости отеческих устоев и преданий резонировать, беспокоиться начинают обычно именно тогда, когда быт рушится. Мы живем в эпоху церковного возрождения. Только через возвращение к истокам сможет восстановиться в нашем обществе та здоровая богословская чуткость, без которой не наступит искомое пробуждение. Но в день народных бедствий вся страна болеет душой за Родину. «Православие – побуждающая сила, перерождение и утверждение жизни, не только для разочарованных душ, не только как конец, а начало, начало подвига и творчества», – высказывание Георгия Флоровского, с которым нельзя не согласиться. Святость Руси – это способность при виде приближающейся опасности объединиться всем вместе, всем народом и дать достойный отпор противнику.
Как фольклорный жанр литература тесно связана с религией. В произведениях прослеживаются следующие идеи: соборность, воскресенье. Русский преступник всегда считает себя преступником. Человек всегда видит Святую Русь – идеал, к которому надо стремиться. Сознание греховности, подкрепленное верой в Бога, образует эпитет, который так часто применяют к описанию нашей страны – «Святая» Русь.
Покуда мы осознаем свою греховность и сохраняем веру во всеобъемлющее спасение, выражение «Святая Русь» для нашего времени не становится для нас историческим анархизмом.
Святая Русь – это не просто следование закону и оправдание им всех деяний, а постоянное стремление к добру и совершенству как к высшему благу. Суть развития страны — во всеобщей победе добра над злом, благодати и справедливости, в отрицании бездушного применения закона. Ни одно другое государство в мире не вынесло за свою историю столько войн, сколько довелось пережить России. Несмотря на это, русские люди смогли сохранить в себе доброту и уважение к другим народам. Святость – это свойство русского народа приносить себя в жертву во имя веры, добра и справедливости.
Что такое Святая Русь и только ли это относится к религии? Если подходить к этому понятию с современной точки зрения, то можно отметить, что Российская империя строилась из созидательных принципах, в отличии от аналогичных империй западного общества. Мы не подходим к построению своего многонационального государства по принципу колониальной зависимости одного народа над другим, не грабим вновь присоединённые территории, не уничтожаем население, культуру и традиции местных народов. Русь несла просвещение и созидание, сохраняла местные языки, обычаи, создавала письменность, поднимала культурный уровень населения, не ущемляла местные религиозные верования. Можно сказать, Русь всегда вела себя по отношению к другим народам согласно святым канонам. Хорошо об этом сказал философ-праведник Николай Федоров: «Нужно жить не для себя и не для других, а с каждым и для каждого». В этих словах отражена вся суть философии русского мира – жить не за счет кого-то, а жить в мире и согласии со всеми. Не подавлять их, а процветать и развиваться, обогащая друг друга. И может, поэтому сам Бог хранит и оберегает Россию.