Принято заявок
2212

IX Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Проза на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
Свободный полёт.

Презентация к уроку обществознания.

Школа 2828

Класс 10

2021 год

Слайд 1. «Домашняя травля, виды буллинга в семье».

Взгляд Ильи мельком пробежался по экрану в кабинете обществознания и остановился на школьном окне: уже закончились занятия у первоклассников, и они счастливые торопятся домой, держа под руку родителей и весело перепрыгивая лужицы. На улице стояла поздняя осень, и хоть сегодня один из немногих дней, когда выглянуло солнце, настроение Ильи от этого ничуть не улучшилось. Разглядывая людей за окном, он понял, что там нет ничего интересного и вернулся к уроку. Скучные и однообразные слайды очередной презентации Галины Викторовны менялись один за другим.

Слайд 5. «Ребёнок — это маленький птенчик, которого когда-нибудь придётся отпустить в свободный полёт»

— Ну и чушь, какой птенчик, какой полёт?

Илья вырвал лист из тетради, сложил из него самолёт и пустил по классу. Планер сделал 2 красивых круга в воздухе и приземлился на стол учителя.

— И чьих это рук дело? — чуть отодвинув на кончик носа очки, спросила Галина Викторовна.

В разных частях класса раздались смешки. Ребята невольно обернулась на Илью.

— Ну, молодой человек, может расскажете о чём наш сегодняшний урок?

— О птичках, полёте, — пробормотал мальчик.

— В таком случае, я могу сделать вывод о том, что вы совершенно не слушали презентацию.

-Пр… — хотел было извиниться Илья.

— В качестве извинений Вы будете писать работу на тему » Права человека глазами ребёнка», которую позже нужно будет защитить на одной из конференций. Думаю, Вас ждёт успех в этом деле если, конечно, не станете отвлекаться, — перебила учительница.

Прозвенел звонок, ребята вскочили и ринулись домой. После обществознания день Ильи заиграл новыми красками: хоть его и напугали, но наказание, которое придумала Галина Викторовна ему очень даже нравилось. Он спешил рассказать об этом родителям.

— Мама! — с порога воскликнул мальчик, — ты даже не представляешь, что сегодня было. Я буду писать интереснейшую работу.

— Надеюсь речь пойдёт о твоих успехах в химии?

— Мам, ну какая химия, я не люблю этот предмет, мне на нём скучно.

— Прости, что? Мой милый, маленький сын считает, что то, чем занимается вся его семья «скучно»? Ты очень расстроил маму.

— Но… мне интересно другое, и я хочу заниматься тем, что нравится.

— Как ты не понимаешь, что мне больно слышать такое от своего сына. Почему я столько вкладываю в тебя, а в ответ ничего не получаю?

На глазах матери навернулись слёзы. Сердце ребёнка забилось с бешеной скоростью.

— Я больше никогда, никогда, слышишь, не буду так делать, прости меня, мама, я стану химиком, только не плачь.

Он побежал в свою комнату и в отчаянии упал на кровать. Мальчик лежал и размышлял об этом напряжённом разговоре. Вскоре его глаза стали медленно закрываться, и он провалился в глубокий сон.

— Здравствуй, мальчик! Что с тобой? Какие мысли тревожат тебя так сильно, что мне пришлось явиться в твой сон?

— Здравствуйте…я Вас не знаю, кто Вы?

— Я та, кто ведёт людей, направляет на верные мысли и действия. Я — компас для потерявшихся и несчастных.

— Странный сон.

— Я вижу, что ты один из них, и готова тебе помочь.

— Странное предложение.

— Послушай, я сделаю так, чтобы вскоре твои родители услышали тебя и позволили заниматься тем, что нравится.

— Все очень странно! Сон или явь!?

— Но взамен на мою помощь ты должен сделать ту работу, которую задали в школе, несмотря ни на что, ты понял меня?

— Да, хорошо, я согласен, я сделаю всё, что в моих силах. Прощайте!

— Ещё увидимся…

Это были последние слова, произнесённые непонятным гостем. Мальчик резко проснулся. В горле было сухо, а голова сильно болела. Он посмотрел в окно: наступил вечер, небо усыпало звёздами. Илья вспомнил слова «компаса» и принялся писать.

Он решил, что маме лучше не знать об этом, поэтому садился за работу, как только она засыпала. Пять бессонных ночей пролетели незаметно. Всё было готово, Илья отправился к Галине Викторовне. По пути он размышлял о проделанной работе: «Думаю, она понравится всем, я очень старался». И правда, каждую ночь Илья наполнял пустые листы бумаги миллионом собственных чувств и мыслей, не обошлось и без глубоких размышлений, ведь, как оказалось, обычная тема конкурса стала для него глубоко личностной.

— Здравствуйте, можно войти?

— Здравствуй, Илья, да, проходи, ты принёс работу?

— Да, вот она.

— Молодец! Нам вчера вечером пришло сообщение о том, что ученики твоей возрастной категории будут представлять свои работы уже завтра, поэтому советую хорошо настроиться и отрепетировать выразительное чтение!

— Я Вас понял.

— Да, ещё чуть не забыла. Каждый может пригласить по одному представителю родителей, мне кажется, что это здорово!

— Хорошо, до свидания.

Конечно никаких родителей Илья даже и не думал звать, поэтому буквально через 15 минут забыл об этом предложении от учительницы, а вместо этого весь вечер усердно готовился к предстоящему дню. Вскоре мальчик заснул. И вот опять сон-явь: сцена, множество людей, микрофон, аплодисменты. «Вещий сон? Странный сон. «- подумал он, проснувшись, и стал собираться. Время близилось к полудню, Илья стал думать, как бы ему уехать на конкурс так, чтобы мама не заметила. Это было несложно, через полчаса он уже приехал на место. Всё вокруг он уже видел ночью, и это радовало и волновало его.

— Ой, мальчик, прости, не хотела тебя задеть! — воскликнула мимо пробегающая девушка

— Ничего страшного, — обернулся Илья.

— Так, скажи, пожалуйста, своё имя.

— Илья Пёрышкин.

— Сейчас поищу по списку… Ага, нашла. Ты выступаешь самым последним, ровно за 3 минуты тебе заберут из зрительного зала и проводят на сцену. Теперь можешь проходить и присаживаться на первый ряд, удачи!

Илья занял своё место. Мероприятие началось, человек за человеком выходили на сцену и представляли свои работы. Каждая из них заслуживала первого места в конкурсе. Прошёл час, до выхода Ильи оставалось буквально 5 минут. Он начал сильно волноваться, потому что никогда раньше не выступал перед публикой, но это волнение разогнал голос, взявшийся из ниоткуда: «У тебя всё получится». По телу мальчика пробежали мурашки. Вскоре за ним пришли и позвали за кулисы. Последние секунды перед выходом были самыми нервным и долгими. «На сцену приглашается наш последний участник — Илья Пёрышкин. Сердце мальчика дрогнуло, он вышел, сделал глубокий вдох и стал читать.

— Здравствуйте, меня зовут Илья Пёрышкин, сегодня я хочу поговорить о нас, о детях. Тема моей работы: «Права человека глазами ребёнка».

98% детей сталкивались с ограничением прав со стороны взрослых людей, в частности собственных родителей. В этот список входит всё: от запрета жить и полноценно развиваться до унижения в семье. Любые из нарушений страшны и опасны, они заметно сказываются на судьбе, физическом и психическом состоянии ребёнка, но страшнее всего то, что мы начинаем считать такое отношение к себе нормой и в будущем перенимаем данное поведение и ведём себя также. Слова » всё идёт из детства, из семьи» хорошо характеризуют такие ситуации.

Сейчас мне хотелось бы подробнее разобрать одно из всеми известных нарушений, при котором ребёнку запрещают выражать своё мнение, право на это прописано в статье 57 СК РФ. К сожалению, я знаком лишь с несколькими из своих сверстников, никогда не встречавшихся с этим в своей семье, что заставило меня задуматься: «Почему многие родители так стремятся решить всё за своё дитя?» Я долго искал ответ на этот вопрос и в процессе поиска выявил несколько типов родителей, имеющих различные мотивы для этих действий.

В первой группе находятся те, которые считают, что знают всё намного лучше, нежели их ребёнок в силу возраста. От них часто можно услышать фразу: «Я старше, я лучше знаю» или же » Вот вырастешь, заведёшь свою семью и будешь в ней всё решать, а в нашей семье главные мы». Это самый упёртый тип, который тяжело заставить прислушаться к себе.

Вторые родители не могут справиться со своим ребёнком и его взрослением, они ищут выход в запрете и ограничении. Но забывают, про то, что ему далеко не 5 лет, и такое породит лишь ссоры и ненависть.

Третья группа Родителей не смогли осуществить что-то в своё время и теперь пытаются сделать это через своих детей. Они буквально обрывают ему право голоса и заставляют делать то, что они скажут, а если ребёнок возразит, то станет «разочарованием всей семьи». В таком случае мы чувствуем себя виноватыми и обречёнными. И уже к 18 годам теряем интерес ко всему, что нас окружает. Знаете, таких взрослых людей мне жалко не менее, чем их детей. Они глубоко несчастны большую половину своей жизни. Ребёнок для них, как некий шанс и надежда на спасение, но только они не понимают, что в итоге погибнут и они, и ребёнок.

Это был финал его работы, пора покидать сцену, но в мальчике осталось то, что он так давно хотел сказать своим родителям, понятно, что их тут не было, но пусть хоть другие взрослые это услышат и найдут в словах Ильи что-то своё. Он тяжело вздохнул и продолжил.

— Знаете, мне искренне хочется, чтобы люди прислушались к словам своих детей, произнесённых от моего лица. Быть может прямо сейчас он зовёт вас о помощи: «Мама, папа, помогите, я потерялся в себе, мне не хватает вашего понимания и тепла, я нуждаюсь в разговорах с вами». Он такой же человек с проблемами, трудностями, комплексами, но только ощущает он это в несколько раз тяжелее. Сейчас, пока личность вашего ребёнка только формируется, не упустите шанс наполнить его душу лишь тёплым, добрым и светлым словом. Будьте ему другом. Не запирайте птицу в клетке.

Зал на секунду затих. Вдруг с последнего ряда раздались аплодисменты, которые сразу же подхватили все остальные люди. Илья присмотрелся и понял, что они принадлежали его маме. На её заплаканном, но при этом невероятно счастливом лице сияла улыбка. Мальчик до последнего не верил в это и пытался всмотреться в силуэт матери ещё больше.

Голос одного из судьи заставил его отвести взгляд.

— Мы Вас благодарим, Илья. А теперь просим всех участников подняться на сцену.

— Мы выслушали все ваши работы, каждая была так талантливо написана.

— Но 1 место всего одно, поэтому пришлось сделать выбор, озвучить который мы предоставляем нашему специальному гостю.

В глубине зала медленно поднялась со стула стройная высокая дама. Она была в чёрном бархатном платье, которое уходило далеко в пол, а её руки покрывали длинные перчатки, отлично подходящие под платье.

— Здравствуйте, дорогие конкурсанты, я пристально наблюдала за каждым из вас во время конкурса и внимательно слушала ваши выступления. Как сказали ранее мои коллеги, вы все очень талантливы, и каждый справился с поставленной задачей, но из всех работ меня зацепила лишь одна.

Илья был потрясён. Голос дамы был очень похож на голос «компаса» из того странного сна.

— Она отличалась своей глубиной и искренностью, в ней я увидела себя, поэтому без лишних сомнений 1 место достаётся Илье Перышкину!

Весь зал встал со стульев и стал громко аплодировать. Илья вспомнил свой сон, в котором видел всё тоже самое. Аплодисменты не смолкали, а эти большие взрослые плакали, плакали как дети. «И вправду вещий!» — подумал он.

Когда уже всё закончилось, Илья спустился со сцены, где прямо у порога стояла его мама, судорожно вытирая платком слезы. Она увидела его и воскликнула:

— Илюша!

— Мама!

— Я… я тебя очень люблю.

Их диалог был совсем коротким, а большего и не надо, ведь каждый из них уже давно сделал свои выводы, после чего между нашим героем и родителями больше никогда не возникало конфликтов и недопонимания. А веру, надежду и любовь к своим детям они пронесли через всю жизнь.

Эпилог

– Дедушка, а кем ты хотел стать, когда вырастешь? Писателем. А я, как прабабушка, стану химиком и изобрету новое лекарство, которое спасет человечество от страшных болезней.

Миронец Арина Денисовна
Возраст: 15 лет
Дата рождения: 31.03.2007
Место учебы: МБОУ СОШ 7
Страна: Россия
Регион: Москва и Московская обл.
Город: Серпухов