Сказание о доблестном воине Хисам-батыре и красавице Йэнхылу
Давным-давно, в незапамятные времена, у подножия седого Урала, как у ступней старого отца, лежала древняя, благословленная двенадцатью богами, земля.
Это был прекрасный суровый край с широкими степями, густыми лесами, быстрыми реками и скалистыми обрывами. Под стать самой природе жило здесь воинственное племя башкуртов[1].
Ростом были они невысокие, но телом крепкие, глаза их были черные и узкие, а руки длинные и сильные. Шапки носили они лисьи, за их спинами, как скалы, возвышались лук и стрелы, на правой руке восседали их беркуты, а рядом неизменно бежали ручные волки. Были они беспощадными, но справедливыми воинами, меткими охотниками, умелыми ремесленниками и искусными сказителями-сэсэнами. Из стеблей высоких растений высекали они курай[2] и услаждали свой слух его мелодиями. Как пчелиные соты рассыпались по земле их жилища-юрты, рядом паслись их верные спутники тулпары – потомки крылатого коня Акбузата[3].
И гордились башкурты не только своей землей, но и прекрасными женщинами – дочерьми девы-лебеди Хумай[4]. Были они стройные и гибкие, лица их были круглые и белые как луна в полную силу, и с головы, как змеи, сползали их черные и шелковые, как ковыль, косы. Носили они длинные еляны[5] с коралловыми нашивками и украшали грудь свою монистами, а волосы – серебряными монетами и, ниспадающими как водопад, тяжёлым кашмау[6]. Голоса их были звонкие как горные ручьи, а движения мягкие и бесшумные как шелест листьев. Вели искусно хозяйство башкурсткие женщины, были их мужья, отцы и братья сытно накормлены, юрты чистыми, а свободными днями услаждали они взор танцами и песнями. Помогали воинам их жены, матери и дочери не только в охоте, но и храбро сражались с ними в битвах кровавых на равных.
Были у башкуртов как друзья, так и враги. Особенно донимали их коварные и беспощадные племена огузов[7], убивая мужчин, воруя женщин и скот. Но месть, как стрела, быстро достигала разбойников. В знак победы над подлыми ворами, головы мертвых огузов на колья были посажены.
В те времена правил в этих местах мудрый хан – Торсон-Хан. Была у него единственная дочь Йэнхылу, красоте которой завидовала сама жена бога Самрау[8] – Луна. Глаза ее были большие и черные как угли, такими же были толстые косы, зубы были словно жемчужины, а губы как дикая вишня, что росла в горных лесах. На её звонкий переливчатый голос сбегались звери и птицы, а поступь её была легкая, что не мялась трава на лугах. Душой она была доброй и мудрой не по годам. Многие джигиты желали её, из-за чего часто возникали ссоры и друзья становились врагами.
По совету аксакалов решил Торсон-Хан устроить состязание-ярыш на праздничном йыйыне и выдать дочь свою драгоценную замуж за достойнейшего из батыров – того, кто пройдет все испытания, и всем ссорам положит конец.
Собрались на состязание джигиты со всех концов горного и степного Урала, прибыли воины и с соседних племен, из-за старой вражды не были приглашены лишь воины из огузских племен.
Тихо сидела Йэнхылу в окружении отца и аксакалов, не поднимая на состязателей своих прекрасных глаз. Каждый джигит мечтал о взмахе ее ресниц в его сторону и себя во всей своей богатырской красе показать старался.
Раздались протяжные звуки из бычьих рогов, прогремели повсюду дунгуры[9]: начался ярыш!
Соревновались батыры отважно: не жалели ни сил, ни умений. Стреляли из лука джигиты, и каждый был метким стрелком, но метче всех был доблестный воин Хисам-батыр.
Боролись джигиты на поясах, и каждый был могуч и силён, но сильнее всех был доблестный воин Хисам-батыр.
Соперничали джигиты в скачках, и каждый был прекрасным наездником, но быстрее всех был доблестный воин Хисам-батыр.
Состязались джигиты в игре на курае, но искуснее всех был доблестный воин Хисам-батыр. Как только коснулись губы его стебля высокого, замолчали птицы и звери, даже ветер лёг на ковыль и лишь тихими восхищенными вздохами шевелил степную траву.
Услышала Йэнхылу игру Хисам-батыра, взмахнула ресницами длинными, сверкнула алмазами чёрными, улыбнулась батыру красавица и, бросив браслет свой серебряный прямо в руки ему, молвила:
– Тебя выбираю в мужья!
И пока лился ручьями кумыс[10], наполняя кэсэ[11], и пока съедался казанами жирный бишбармак[12] с кислым коротом[13], никто не заметил, как переодевшись в наряды булгаров[14], на йыйын пробрались огузы. Жадно взирали на красавицу Йэнхылу степные шакалы-огузы и решили украсть ее для своего правителя – ябгу.
И как только ночь наступила, похитили Йэнхылу степные шакалы, и протяжно запели стебли курая, и не слышно стало ни птиц, ни зверей, помрачнело небо и слезами на землю упало. Как узнал Торсон-Хан об этой беде, поседела его голова, и упал он, душою раненною, и горем сломленный, занемог.
Спрятали Йэнхылу в старой юрте огузы, и чтобы не сбежала красавица, подрезали ей пятки и положили в раны конский волос. Но ни звука не издала Йэнхылу, лишь побледнели вишневые губы и потускнели черные очи. И на том месте, где упали ее слезы, проросла белая умырзая[15], а где капнула кровь – желтая. Приходили огузские женщины посмотреть на Йэнхылу, удивлялись её красоте, дергали за косы длинные и срывали монеты с кашмау.
А тем временем собрал храбрый воин Хисам-батыр войско, и, вскочив на тулпара верного, он отправился в путь. Бил в лицо ему ветер, дождь слепил ястребиные очи, но скакал наш батыр на тулпаре, не считая ни дней, ни ночи, далеко он ушел от войска, не кончалась лишь степь бескрайняя.
Вдруг увидел Хисам-батыр впереди огромного змея, а над ним летает огромная белая птица и пытается змея прогнать от птенцов. Натянул Хисам тетиву лука и пронзил аждаху[16] стрелой острой. Змей взвился в воздух от боли и упал на землю черной рекой. Там, где коснулась вода земли, пожухла трава и выросли острые камни.
Повернулась к батыру птица человечьим лицом, и узнал в ней джигит Самрегуша – одного из двенадцати башкуртских богов. Поклонился батыр царю неба и птиц – Самрегушу и про беду свою рассказал.
– В благодарность за то, что детей моих спас и убил аждаху, помогу я найти тебе твою Йэнхылу, – сказал Самрегуш и, взмахнув крыльями, ударил ими о землю, взвился ветер спиралью, поднял батыра и понес его прямо к огузам.
И как только коснулись ступни батыра земли вражеской, выползли из юрт, словно змеи, огузские воины. И земля задрожала, и спряталось в страхе небо за тучами, лишь Ел-тенгри[17] в предвкушении битвы бил безжалостно по деревьям и воинам.
Девять дней, день и ночь боролся Хисам-батыр с огузскими воинами, что просела земля под ногами, орошаясь кровавыми реками. Предвкушая победу над уставшим батыром, завизжали шакалы-огузы, не заметив, что там, где касалось небо земли, как отара овец, подоспевшее войско башкуртов возникло.
И не выстояли против башкуртов огузы и от ужаса руки и ноги их дрогнули. Побросали огузы оружие и, забыв даже жен и детей, побежали прочь от башкуртов аж до самого края земли.
И как только скрылся последний огуз, стал искать Хисам-батыр суженую, и, услышав песню печальную, тотчас понял, что это она. Вынес он из юрты красавицу и воззвал царя птиц Самрегуша, который также исцелением ран славился.
Появился как туча царь птиц Самрегуш, как донес ему ветер мольбы батыра, и коснулся крылом Йэнхылу – в ту же минуту зажили все раны, и вернулся румянец на бледном лице.
Йэнхылу запела от счастья и, взмахнула тонкими белыми пальцами, и монетами на косах прищелкнула, поплыла, закружилась в танце красавица, точь-в-точь как сама птица-лебедь. Околдованные, словно, стояли башкурты, исцелялись их раны и души, будто царь птиц коснулся их тоже.
Перенес Самрегуш башкурсткое войско домой. И как только увидел хан Йэнхылу и Хисам-батыра, в тот же час встал с постели здоровый, протянул он им свои иссохшие руки, оросил детей дорогих слезами солеными, пожелал влюбленным долгую жизнь.
Долго жили доблестный воин Хисам-батыр и жена его – красавица Йэнхылу, нарожали много детей они и пошел от них дальше великий башкуртский род. А когда состарились, то обернулись птицами: Йэнхылу – в прекрасного белого лебедя, а Хисам-батыр – в желтокрылого беркута.
[1] Древнее название башкир
[2] Башкирский национальный инструмент
[3] Персонаж башкирской мифологии
[4] Персонаж башкирской мифологии
[5] Башкирский национальный костюм
[6] Башкирский женский головной убор
[7] Тюркские племена, населявшие степи Центральной Азии
[8] Одно из главных божеств в башкирской мифологии
[9] Ударный башкирский народный музыкальный инструмент
[10] Кисломолочный напиток из кобыльего молока
[11] Плоские чашки
[12] Традиционное праздничное мясо-мучное блюдо тюркоязычных народов
[13] Кисломолочный продукт
[14] Тюркские племена
[15] Горицвет
[16] Мифическое существо в виде огромного змея
[17] Божество ветра