XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Эссеистика на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
Прекрасное души человеческой

           Человек и природа едины… Эта избитая фраза известна всем. Мы называем землю матерью, матушкой, кормилицей, поем ей гимны  и славословия. Это лишь на словах. На деле мы поступаем с ней безнравственно и жестоко. Мы давно забыли, что она живая. Как все живые, она ждала милосердия. Но произошло отчуждение. И природа, создавшая человека, на протяжении многих веков убеждается в том, что создала неблагодарное существо. Она устала помогать своему дитя, которое вдруг возомнило, что ему подвластно все: и реки повернуть вспять, и горы передвинуть, и космосом управлять. Но за непослушание ребенка ожидает наказание. И это наказание человечество испытывает на себе: что ни год, то новые болезни, одна страшнее другой, нападают на него, забыты истинно человеческие качества.                                          

             Главное, человека настигают душевные болезни. Он становится жестоким, черствым, безразличным. От всего этого спасает литература. Возьмите в руки Пришвина, почитайте его миниатюры. Я не предлагаю вам читать объемные произведения,  эпопеи, —  посидите несколько вечеров с «Фацелией», и вы поймете, что писатель учит одному – удивляться. А это слово очень емкое. Это значит радоваться, восхищаться, восторгаться, благоговеть, умиляться. И если все эти чувства вам знакомы, — значит, у вас добрая, чистая душа. А это важный элемент здоровья человека, здоровья душевного. Душевное здоровье обогащает  дух человека. И мне кажется, что поговорка «В здоровом теле – здоровый дух» не совсем верна, потому что именно здоровый дух развивает здоровое тело. Человек, способный развивать в себе здоровый дух, добрый, чуткий, внимательный, отзывчивый, открытый миру и людям. Таким предстает перед нами Михаил Михайлович Пришвин. Нас  поражает,  прежде всего,  то, как хорошо писатель знает природу, понимает ее, может передавать «разговор» птиц, рассказать о жизни дерева или цветка. Он подбирает такие эпитеты, сравнения, метафоры, что все видишь наяву и удивляешься, как это у него так здорово получается.

 М.Пришвин  с детства любит природу, внимательно наблюдает  за ней на протяжении всей своей жизни, он исследует её, ищет ответ на её загадки. Доступно   рассказывает читателям  об   изменениях в мире природы, о жизни животных, о взаимодействии человека и природы. Из реальной жизни взяты сюжеты его произведений. Животные наделены разумом.  Всю жизнь он ходил  по лесам с ружьём на плече и с другом собакой. В  рассказах  о  собаках, о диких животных, автор  наделяет  их способностью   мыслить. И обязательно показывает нам взаимосвязь человека и природы – это главная тема его творчества, потому что ему очень важно раскрыть перед читателями, как человек воспринимает природу, как относится к ней. От  этого зависит доля ответственности человека за всё окружающее, ведь человек несет ответственность за природу, влияет на мир природы — через все эти аспекты Пришвин раскрывает читателю душу человека, его переживания. Писатель сравнивал «всех лесных существ» с людьми в похожести стремления к весне . Как часть природы, человек живет по ее законам и должен подчиняться им. Любовь автор сравнивает с весной, человеческую жизнь сравнивает с деревом: «Тайна жизни вся скрыта в маленьком семени: было маленькое семя ели, это семя раскрыло теперь все заложенные в него возможности, и по срезу огромного ствола я считаю годовые круги. В этом и человеческая сложная жизнь ничем не отличается от дерева: из нас тот высший человек, кто лучше всех других раскрыл все заложенные в себе самом возможности». Только окунувшись в мир природы, человек обретает себя, свое лицо, сущность. Природа помогает ему раскрыться, потому что он не забывает своей связи с ней.                                                                                 Писатель как-то признался, что если он пишет о природе, то это значит, что – о человеке. Это я вычитала в его дневниковых записях:                                                                 «Почему я пишу о животных? Многие говорят, что я ограничиваю свой талант, выключая все свое внимание к самому человеку. А пишу я о природе потому, что хочу о хорошем писать, о душах живых, а не мертвых.                                                                                      Но, видимо, талант мой невелик, потому что если о живых людях напишу хорошо, то говорят: «Неправдоподобно». Не верят, что есть такое добро среди людей…  И вот мое открытие: когда свое же, человеческое, столь мне привычное добро найдешь у животных, верят все, все хвалят и благодарят, радуются. И так я нашел себе любимое дело: искать и открывать в природе прекрасное души человеческой.»              «Посмотри, сколько примеров у нас на земле: вот к нам звезды спустились – это целое поле цветов; вот ручей поет – это души тех, кто когда-то любил кого-нибудь на земле. Люди косят цветы, и они, прекрасные, падают, не чувствуя боли, и снова появляются для радости всех. А есть птички, туго обделанные разноцветными перышками, такие свободные. Есть у нас на земле и такие денечки, когда капля росы, невысыхающая весь день в пазухе листа, сверкает и радует. Я всегда смотрю на такую капельку с благоговением и знаю: есть люди такие.                                                          И нет ничего в природе такого прекрасного, чего бы не было в человеке самом – это поле битвы добра и зла, и человек только тем и человек, что борется и через борьбу свою становится победителем.                                                                                  

         Вспомним  историю о заболевшей собаке. Что возвращает ее к жизни? Глоток молока. Что может в жизни человека равняться нескольким спасительным глоткам молока.                                                                                                                                                                    Чашка с молоком стояла возле носа Лады, она отвертывалась. Позвали меня. «Лада, — сказал я, — надо поесть».   Она подняла голову, забила прутом. Я погладил ее, от ласки жизнь заиграла в ее глазах. «Кушай, Лада», — повторил я и подвинул блюдце поближе. Она протянула нос к молоку и залакала. Значит, через мою ласку ей жизни прибавилось. И, может быть, именно эти несколько глотков молока решили борьбу в пользу жизни.

Ответы, поставленные перед чтением миниатюры, ясны как на ладони. Добро, ласка, приветливое слово могут вернуть человека к жизни.

Поэма «Фацелия» —  это разговор с нами, с читателями думающими, читающими и слышащими. И если мы, читая эти миниатюры, стали хоть чуточку мягче, добрее, ласковее, — значит, Пришвин донес до нас девиз своей жизни: «открыть глаза и жить прекрасно, значит, мы освободились от чего-то дурного, получив взамен здоровье души»

Абдиева Аэлина Рамилевна