Принято заявок
2212

IX Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Эссеистика на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
Поэзия Кондратия Федоровича Рылеева как отражение его идей и взглядов

14 декабря 1825 г. в Санкт-Петербурге произошло выступление, которое мы сейчас знаем как восстание декабристов. Это был первый подобный случай в русской истории. Чтобы представители дворянского сословия, офицеры гвардии подняли мятеж, требуя при этом изменения государственного строя, такого еще не было никогда. Кто были эти люди, действия которых оказали сильнейшее воздействие, как на общественную жизнь, так и на политику власти? Каковы были их мотивы? К теме восстания декабристов обращались многие поколения исследователей. Большинство их основывало свои работы на архивных документах, воспоминаниях очевидцев тех событий. Но многое можно почерпнуть также из литературного творчества самих декабристов. Мне показалось интересным изучить стихи одного из лидеров восстания 1825 года, Кондратия Федоровича Рылеева, чтобы лучше понять его взгляды. Сухие данные многочисленных документов о следствии над восставшими, во время которого на них могло оказываться давление с целью получения нужных власти признаний, идеологические штампы последующих эпох, наслаиваясь друг на друга, затмевают реальных людей, их переживания, помыслы, жизненные принципы, настоящие мотивы их поступков. Литература способна приоткрыть завесу над тайной становления их взглядов, помогает оценить масштаб их личностей и трагизм происшедшего. Итак, на примере нескольких, достаточно показательных произведений Кондратия Рылеева, мне хотелось бы выявить его основные идеи и взгляды.

Как поэта Рылеев себя оценивал весьма критически. Свою поэзию он рассматривал, прежде всего, как средство выражения гражданской позиции, как один из способов достижения общественного блага:

«О, пусть не буду в гимнах я,

Как наш Державин, дивен, громок, —

Лишь только б молвил про меня

Мой образованный потомок:

«Парил он мыслию в веках,

Седую вызывая древность,

И воспалял в младых сердцах

К общественному благу ревность!»

(Дума XXI: Державин)

Примечательно, что в своей поэзии Рылеев часто обращался к историческим темам: в событиях прошлого он искал ответы на вопросы, волновавшие его и его единомышленников.

Так, например, одно из широко известных произведений Кондратия Рылеева – дума «Иван Сусанин», написанная в 1822 году. Возможно, когда он работал над ней, в его памяти возникали события Отечественной войны 1812 года. Тогда Отечество также было в опасности, также враг дошел до Москвы. И Рылеев, как и многие остальные декабристы, участвовал в той войне, хорошо помнил ее. Через 100-150 лет после восстания на Сенатской площади в Советской пропаганде декабристы предстанут как ярые борцы с монархией. Однако по этой поэме видно, что это не совсем так. Поступок Сусанина оценивается поэтом исключительно положительно, хотя, казалось бы, он спасает царя, и революционер должен относиться к этому негативно. Ответ кроется вероятнее всего в том, что Рылеев считал установление царской власти, которая была избрана (!) на всенародном Земском соборе, необходимым условием для прекращения Смуты и, что также весьма значимо, для освобождения от польских захватчиков. В поэме Рылеев также подчеркивает положительные качества простых русских крестьян, их своеобразное благородство, способность к самопожертвованию, патриотизм. Также воспевается вера простых русских крестьян:

«….Сусанин спасает царя,

Любовью к отчизне и вере горя…»

Таким образом, равенства между понятиями «монархия» и «угнетение народа» в поэме не проводится. Образованные люди той эпохи прекрасно знали на примере Французской революции, что и республиканское правительство может выступать в роли коллективного тирана.

Известно изречение В.И. Ленина (в его статье «Памяти Герцена») о том, что декабристы были «… страшно далеки от народа». Но по поэме видно, с каким уважением её автор относится к простому народу:

«Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,

И радостно гибнет за правое дело!»

Он сам выстрадал эти строки в трудные годы войны, когда делил с солдатами все ее тяготы. Видимо, это была одна из причин, почему Рылеев выступал против проведения кровавых мер в ходе восстания.

На следствии Рылеев подчеркивал: «С самого вступления моего в общество по 14 декабря я говорил одно: что никакое общество не имеет права вводить насильно в своем отечестве нового образа правления, сколь бы оный ни казался превосходным; что это должно предоставить выбранным от народа представителям, решению коих повиноваться беспрекословно есть обязанность каждого». Он решительно воспротивился планам некоторых своих товарищей возбудить народ призывами к грабежу и разгрому кабаков.

Все это свидетельствует о том, что, он не хотел, чтобы люди пострадали в процессе намеченных им и его единомышленниками преобразований. Характерно, что Рылеев под народом подразумевал всю нацию, а не какой-то определенный слой населения.

На поэму можно посмотреть с еще одной точки зрения. Полагаю, что Сусанин был своеобразным идеалом для Рылеева. Поэт шел на огромный риск ради народного блага, он был готов пожертвовать собой ради великой цели. Он ведь всегда имел право выбора – мог остаться дома, сохранить свою жизнь, благополучие своей семьи. Выходя на Сенатскую площадь вместе с другими восставшими, Рылеев подвергал риску не только себя, но и семью. Ответ поэта и на этот вопрос четок, и выражается он в диалоге Сусанина и сына:

[Сын]:

«Но что ты затеял? подумай, родной!

Убьют тебя ляхи… Что будет со мной?

И с юной сестрою и с матерью хилой? …»

[Сусанин]:

Творец защитит вас святой своей силой.

Не даст он погибнуть, родимые, вам:

Покров и помощник он всем сиротам.

Прощай же, о сын мой, нам дорого время;

И помни: я гибну за русское племя!»

То, что Рылеев был реально готов к такой жертве, показали все последующие события. Оказавшись в тюрьме под следствием, он тяжело переживал за будущее жены и дочери, но, несмотря ни на что, остался верным своим соратникам и своим идеалам.

Идеи самопожертвования нашли свое отражение и в другом известном произведении Рылеева «Гражданин». Уже в начале стихотворения он называет свое время «роковым». И действительно, ощущалась необходимость перемен в самых разных сферах жизни, что неминуемо сопровождалось ростом напряженности в обществе, весь мир после Наполеоновских войн вступал в новую стадию развития. В данном стихотворении поэт укоряет тех, кто пребывает в «постыдной праздности» и не готовит себя «для будущей борьбы за угнетенную свободу человека». Для поэта звание Гражданин – это «сан», то есть, звание чрезвычайно почетное, но вместе с тем, накладывающее большую ответственность. В конце стихотворения Рылеев пишет о надвигающемся «бурном мятеже» народа, во время которого ему потребуются лидеры. Это должны быть сильные личности типа римского республиканца Брута или испанского революционера Риеги. А праздные, не готовые к борьбе юноши в такой ситуации навлекут на себя несмываемый позор. В этих словах можно видеть не только упрек праздной молодежи, но и дворянству в целом, значительная часть которого, получив разнообразные жизненные блага, не хотела совершенствоваться, адаптироваться к новой исторической эпохе. Что же все-таки движет лирическим героем данного стихотворения, носящим гордое звание «Гражданин»? Может быть, это жажда власти, богатства? В стихотворении нет и намека на подобную мотивацию. Гражданином движет то, что, как образно выражается Рылеев, в душе «кипит» возмущение от несправедливостей «тяжкого ига самовластья». Те же мысли и чувства выражены Александром Сергеевичем Пушкиным в стихотворении «К Чаадаеву»:

«…Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!..»

Сопоставление этих произведений двух русских поэтов – современников и практически ровесников — показывает, что выраженные в них идеи не являются результатом какого-то минутного порыва, а они глубоко осмыслены авторами, и являются отражением их убеждений и объективной, складывающейся в обществе реальности.

Тему активной гражданской позиции Рылеев затрагивает также во многих других своих произведениях. Весьма примечательна в этом ключе реплика одного из персонажей поэмы «Войнаровский» гетмана Мазепы:

«Я не люблю сердец холодных:

Они враги родной стране,

Враги священной старине, —

Ничто им бремя бед народных.

Им чувств высоких не дано,

В них нет огня душевной силы,

От колыбели до могилы

Им пресмыкаться суждено».

Но человек может мнить себя борцом за свободу, оправдывая свои злодеяния борьбой за общее благо. Конец такого человека показан Рылеевым на примере самого гетмана Мазепы: в бреду, незадолго до кончины, ему чудились призраки замученных им людей:

[он] «….задыхаясь, уверял,

Что Кочубея видит с Искрой.

«Вот, вот они!.. При них палач! —

Он говорил, дрожа от страху: —

Вот их взвели уже на плаху,

Кругом стенания и плач…»

Мучительными для этого персонажа было и осуждение со стороны народа:

«… Тебя ж, Мазепа, как Иуду,

Клянут украинцы повсюду;…»

Угрызения совести и осуждение народом преследуют и другого героя поэзии Рылеева (Дума «Борис Годунов»). Взойдя на трон, Годунов надеялся облагодетельствовать Россию:

«Я мнил: взойду на трон – и реки благ

Пролью с высот его к народу,

Лишь одному злодейству буду враг;

Всем дам законную свободу…»

Но совершенное злодеяние (организация убийства царевича Дмитрия) не оставляет Бориса в покое:

«….Глас совести в чертогах и в глуши

Везде равно меня тревожит.

Везде, как неотступный страж, за мной,

Как злой, неумолимый гений,

Влачится вслед — и шепчет мне порой

Невнятно повесть преступлений!..

Ах! удались! дай сердцу отдохнуть

От нестерпимого страданья!…..»

Выраженная в этом произведении нравственная позиция автора о недопустимости злодеяний, даже совершающихся с конечной целью всеобщего блага, по-видимому, легла в основу того, что, у большинства заговорщиков, включая его самого, в конечном итоге возобладало нежелание гибели царской семьи во время восстания. Предполагалось, что в случае удачи восстания судьбу царя и его семьи решит Великий собор. Рассматривалось два варианта: либо изгнание царской семьи из России, либо постановление монарха во главе исполнительной власти. Есть сведения, что Рылеев хотел сохранить ее членам жизнь и отправить их в ссылку в колонию Форт-Росс в Калифорнии.

Таким образом, вчитываясь в стихотворения К.Ф. Рылеева, я смогла, как мне кажется, лучше понять его характер, жизненные принципы. Среди них можно особо выделить уважительное отношение к народу, заботу о нем, стремление избежать жертв при воплощении своих планов по переустройству общества. Причем, с точки зрения поэта, никакая цель не может оправдать жестокие методы ее достижения. Для него была неприемлема пассивная позиция по отношению к существующим проблемам. И, наконец, основным его побудительным мотивом, было стремление к борьбе с несправедливостью, а не корыстные интересы и жажда власти.

Прошло почти два века после восстания декабристов. Казалось бы, тогда время было другим, и мир так изменился с тех пор! Но если вдуматься, многие аспекты жизни людей и проблемы возникают вновь и вновь, возможно в новом обличье, но суть остается прежней. Это и проблемы свободы и угнетения, и вопросы порядочности и патриотизма, верности и предательства, дружбы и вражды. Видимо, поэтому не иссякает интерес к декабристам, к их деятельности и творчеству, и их идеи находят живой отклик у многих из нас. И среди них — конечно, Кондратий Рылеев. Его жизнь была полна исканий пути к лучшему будущему для страны. Хочется верить, что эти искания не прошли даром, хотя они и не были свободны от ошибок. Его стихи, отражение этих исканий – это послание последующим поколениям, которое во многом продолжает быть актуальным и сегодня.

Пархоменко Мария Романовна
Возраст: 16 лет
Дата рождения: 09.10.2006
Место учебы: АНО ОШ ЦПМ
Страна: Россия
Регион: Москва и Московская обл.
Город: Москва