Принято заявок
2687

XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Эссеистика на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
Петр Первый в литературе

Начало 18 века, эпоха самого незаурядного императора великой России. Эпоха Петра Первого, ставшей «переломным» моментом в развитии внешней и внутренней политики страны, экономики, торговой промышленности, сельскохозяйственном движении, образовании и становлении культуры.

Жизнь и деятельность этого человека, насыщенная огромным напряжением физических, социальных и нравственных сил, привлекала и ныне влечет многих деятелей искусства и литературы.

1. Первое с чего бы я хотела начать, так это с поэмы Александра Сергеевича Пушкина, «Медный всадник».

В тексте данного произведения можно увидеть некое противопоставление властного и всесильного, могучего царя Петра Великого, и незначительность, безликость и ничтожность «маленького человека», обычного чиновника, Евгения. Такой контраст превосходно сыграл свою роль. Образ медного всадника – это кумир как для главного героя поэмы, так и для самого автора. Произведение оттенено бессильной и немощною частью Петербурга – человека из низших кругов общества. На образ же главного героя, Петра I, можно смотреть с разных точек зрения. С одной, «Герр Питер» [одно из многочисленных прозвищ Петра] – великий реформатор, преобразователь. С его властью пришел и переворот в истории нашей страны, последнее уже способствовало скорейшему развитию всех областей науки и культуры. Стремление поднять свою родину на новый уровень, улучшить положение в мировом рейтинге и показать мощь – безусловные заслуги Петра Великого. Но не даром существует народная мудрость, гласящая: «в тихом омуте, черти водятся…». Несмотря на все те блага, бесспорно повлиявшие на облик русских городов, император, обладающий достаточно ветреным и непостоянным характером, погубил множество человеческих жизней. Его поминутные прихоти, самодурная и сложная натура плохо сказывались на управлении, о котором ходило отнюдь не малое количество легенд и слухов. Интересы народа – не то, на что ориентировался монарх, ему было безразлично на судьбы мелких простых людей. Вспомнить хотя бы историю становления Санкт – Петербурга: «…Отсель грозить мы будем шведу. / Здесь будет город заложен/ Назло надменному соседу. / Природой здесь нам суждено/ В Европу прорубить окно, / Ногою твердой стать при море. / Сюда по новым им волнам / Все флаги в гости будут к нам, / И запируем на просторе…» Город, построенный на болотах и топи. Город, возведенный на костях и плоти людей. Так ли это было на самом деле? Всерьез ли жители города белых ночей день за днем совершают путь по грудам скелетов своих предков? Неизвестно, да и вряд ли когда-нибудь будет открыто, но факт остается фактом – Петр I был жесток. «…Кто неподвижно возвышался/ Во мраке медною главой, / Того. Чьей волей роковой/ Под морем город основался…/ Ужасен он в окрестной мгле!/ Какая дума на челе!/ Какая сила в нем сокрыта!».

Пьедестал монарха слишком высок и незыблем, ему нет дела до «маленьких людей». Медный всадник находится выше всех, его мощь и слава всеобъемлюща, он легенда. В подтверждение этому, привожу такие строки: «…И прямо в темной вышине/ Над огражденной скалою/ Кумир с простертою рукою/ Сидел на бронзовом коне…». Через тиранство, жестокость, лютость, беспощадие Петр наводил порядок в России, людях и даже мировых отношениях. Эта бесчеловечность, зверство было ценой славы и величия: «О мощный властелин судьбы! / Не так ли ты над самой бездной/ На высоте, уздой железной/ Россию поднял на дыбы?».

Для Александра Сергеевича Пушкина, такая историческая личность как Петр I, была обожаемым кумиром. в произведении «Медный всадник», поэт обращается нисколько к деятельности правителя и реформатора, а как к его гуманной сущности. Как общеисторическая персона – он велик, но сугубо человеческая составляющая образа – холодна, пуста, сурова. Здесь чувствуется философия автора: такой гениальный человек не может быть близок народу – эта та жертва, которая необходима.

2. Если в предыдущем произведении я рассматривала, непосредственно, суровую личность российского императора, то в следующей поэме «Полтава» Александра Сергеевича Пушкина, отдается дань внешним показателям Петра I и его дипломатическим способностям в управлении армии во времена русско-шведской войны: «Но близок, близок миг победы. / Ура! Мы ломим; гнутся шведы. / О славный час! О славный вид! / Еще напор — и враг бежит…»

Обратимся к небольшим историческим справочникам хронологии событий: 27 июня 1709 года. Именно эта дата стала началом великих побед Петра I и его войска в Северной войне. Крупнейшее генеральное сражение под Лесной укрепило международный престиж России и стерло с лица земли «непобедимую армию» Карла XII. «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество, за православную веру нашу и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении перед очами вашими правду и Бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего», — так прозвучали слова великого русского императора перед кровавой и холодной битвой против недруга, впрочем, который потерял намного больше, чем приобрел в тяжком поприще с землёю русской.

Давайте проанализируем некоторые моменты поэмы Александра Сергеевича «Полтава» и соотнесем с тем, о чем повествуют нам исторические документы.

Итак, произведение Пушкина описывает события Полтавской битвы параллельно с любовной линией поэмы. Для создания этого глобального произведения, автор прибегает не только к знаменательным событиям истории, но и народным преданиям, рассказам и легендам. Главные герои имеют реальных прототипов, но в данном труде имеют свои отличительные черты характера, как настоящие, так и вымышленные. Однако не будем останавливаться на героях всей трагедии, а пораскинем лишь об одном, Петре I. Какую же роль занимает он в этом произведении и, что необычного или наоборот, обыденного мы можем заметить? Автор поэмы создает образ Петра, гениального полководца и стратега, который своими действиями располагает к себе своих соратников: «Равняясь, строятся полки. / Молчит музыка боевая. / На холмах пушки, присмирев, / Прервали свой голодный рев. / И се – равнину оглашая, / Далече грянуло ура: / Полки увидели Петра.», позволяет им поверить не только в свои силы, но и в мощь русского духа, преодолевая все невзгоды и тяжелейшие времена сражения. Перед решающим легендарным Полтавским боем со шведами, весь облик Петра Великого «искрится» готовностью к разрешающей схватке. Об этом моим словам вторят следующие цитаты: «… раздался звучный глас Петра: / «за дело, с богом!» и з шатра, / Толпой любимцев окруженный, / Выходит Петр. Его глаза / Сияют. Лик его ужасен. / Движенья быстры. Он прекрасен, / Он весь, как божия гроза.», «…Могущ и радостен, как бой. / Он поле пожирал очами.». Великий полководец показывает себя благороднейшим героем, борющегося за интересы своего государства. Искусный политик, умелый военачальник и просто честный человек, он решает проблемы своего государства, своего народа, своей родины: «…Была та смутная пора / Когда Россия молодая, / В бореньях силы напрягая, / Мужала с гением Петра. / Суровый был в науке славы / Ей дан учитель: не один / Урок нежданный и кровавый / Задал ей шведский паладин. / Но в искушеньях долгой кары, / Перетерпев судеб удары, / Окрепла Русь…». после блестящей победы над шведской армией, Петр прибывает в самом благодушном расположении духа. закатывается пир за небывалый успех, за триумф русской армии. в этой сцене, всероссийский император выступает щедрым и великодушным государем: «Пирует Петр. И горд, и ясен, / И славы полон взор его. / И царский пир его прекрасен. / При кликах войска своего, / В шатре своем он угощает / Своих вождей, вождей чужих, / И славных пленников ласкает, / И за учителей своих / Заздравный кубок подымает.».

В этом произведении мы можем почувствовать, что Пушкин интересуется не только военными заслугами Петра I, но и его человеческими качествами. О вспыльчивости Петра мы узнаем из рассказа Мазепы, который вспоминает, в какой момент ненависть его приросла к Петру. «…На бреге синего Днепра / Между скалами чутко дремлют / Враги России и Петра», — Полтавская битва будет отнюдь не последней победой Петра, его верных соратников и товарищей, следует помнить и о том, что для правителя России всегда во главе приоритетов будет стоять заступничество за родные земли, он не потерпит издевательств и гнета со стороны мировых стран и держав, он сможет показать себя суровым, беспощадным и злопамятным если это понадобится.

3. Михайло Васильевич Ломоносов известен, как великий русский ученый, физик, химик, новатор практически во всяком виде деятельности, до какой бы не дотянулась рука гениального мастера. Всю жизнь напролет он занимался наукой, фактами и просвещением национальной культуры. Однако, мало кто знает, что он еще и был историком, литературоведом, прекрасным поэтом на ровне с Пушкиным и Лермонтовым.

В своих исторических трудах Ломоносов обращается ко всем русским патриотам, особенно к молодежному движению с горячим призывом изучения нашего отечества, привлечения к знаниям о предках, приобщения к искренней пылкой любви к родине.

Михаил Васильевич с самого детства любил государя Петра Алексеевича высокой любовью, почтением, повышенным вниманием, основанным на осознании положения этого человека во всех сферах жизни тогдашней России (не находите ли вы определенного сходства ученого и государя Российской империи?). Одним из общеизвестных произведений автора считается «Надпись к статуе Петра Великого», а именно некоторые части цитируемые строки:

«се образ изваян премудрого Героя,

Что ради поданных лишив себя покоя,

Последний принял чин и царствуя служил,

Свои законы сам примером утвердил,

Рожденны к скипетру простер в работу руки,

Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.

Когда он строил град, сносил труды в войнах,

В землях далеких был и странствовал в морях,

Художников сбирал и обучал солдатов,

Домашних побеждал и внешних сопостатов;

И словом се есть Петр, отечества отец;

Земное божество России почитает.

И столько олтарей пред зраком сим пылает,

Коль много есть ему обязанных сердец».

«И словом се есть Петр, отечества отец…»! Много ли на Руси было царей, которых так прославляли, так почитали и так…любили? Думаю, что вряд ли список заполнится и до пяти человек. Кстати, слова, приведенные выше, встречаются и в «Похвальном слове Петру Великому»: «за великие к отечеству заслуги назван он Отцем отечества». Вообщем-то, именно в этом самом слове, Ломоносов радикально раскрывает тему Петра I как «Отца отечества», но только делает это весьма тонко, через призму определенной последовательности событий. Произведение как бы состоит из нескольких исторических этапов, первый из них: коронация дочери Петра Великого, Елизаветы на всероссийский престол: «В доступлении оного сколь много всемогущий промысл споспешествовал ея [Елисавете; дочери Петра] геройству, о том радостные воспоминания вовеки не умолкнут. Ибо его [Петра] силою и духом подвигшесь, героиня наша Всероссийскому государству, достодолжной его славе, великим делам и намерениям Петровым, внутреннему сердец наших удовольствию и общему блаженству знатной части света принесла спасение и обновление».

А последующее излагание идет уже непосредственно о Петре Алексеевиче, его заслугах, трудах и жертвах ради отечества: «Везде Петра Великаго вижу в поте, в пыли, в дыму, в пламени — и не могу сам себя уверить, что один везде Петр, но многие и некраткая жизнь, но лет тысяча. С кем сравню Великаго Государя? Я вижу в древности и в новых временах Обладателей, великими названных. И правда, пред другими велики. Однако пред Петром малы».

В конце своей продуктивной жизни, измученный борьбой за просвещение русского народа, Ломоносов писал: «За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство». Столь мудрым изречением объясняется природа этого человека, он всем сердцем и душой желал возвращения к прогрессивным сторонам деятельности Петра Первого, он верил в могучие силы русского народа, верил в потенциал и творческие способности людей. В своих одах Ломоносов создает образ идеального правителя, заботящийся о распространении образования, об достижениях наук, об улучшении экономического положения и о духовном подъеме человеческого рода. Фрагментом выше я задала неоднозначный вопрос: а похож ли Михаил Васильевич Ломоносов на великого реформатора и государя, Петра I? Очевидно, не внешними признаками, не характером, а желанием изменить темноту и дикость нравов народа, хищности и жадности отдельных личностей, бестолковость русских людей. Допускается предположить, что ученый был последователем своего обожаемого кумира, который не только одержал победу над шведскими захватчиками, проложил путь к Балтийскому побережью, основал «русскую Голландию» (Санкт-Петербург), но и обогатил общество новейшими открытиями в разнородных сферах политической, экономической, интеллектуальной, социальной и духовной культурах.

4. После «эры» Ломоносова и его блестящих знаний, писатели и поэты, воодушевляясь одами и песнями, строчат свои произведения, раскрепощенно показывая безмерные труды и свершения Петра Первого. Одним из таких поэтов и государственных деятелей становится Гавриил Романович Державин с песней «Петру Великому».

Вот уже в который раз, монарх – реформатор предстает в образе труженика, не желавшего традиционных правил и заведенных традиций, а алчущего обновлений, развития, новаторства! Не жалея сил, средств и поданных (не будем скрывать и жестокость государя, все-таки многие крестьяне отдали свои жизни на строительство того же Санкт-Петербурга), Петр самоотверженно ворвался в ряды самых могущественных государств мира: «‎Россия, в славу облеченна, / куда свой взор ни обратит, / везде, весельем восхищенна, / везде труды петровы зрит».

Проскальзывают строки и о научном развитии России: «‎Он, древний мрак наш побеждая, / Науки в полночь водворил; / Во тьме светильник возжигая, / И в нас благие нравы влил».

Царь всегда тянулся к знаниям и государственной деятельности. По своей натуре человеком он был несдержанным, вспыльчивым, раздражительным и можно сказать нетерпеливым, но тем менее очень энергичным и волевым человеком, что воспитало в нем такие качества, как усидчивость и трудолюбие: «Как Бог, великим провиденьем / Он все собою озирал; / Как раб, неслыханным раченьем / Он все собою исполнял». Петр являлся большим любителем истории, знатоком математики и геометрии, прекрасно разбирался в военно-морском деле и кораблестроении, а также был неплохим архитектором. На его счету сохранились многие чертежи зданий и сооружений Санкт – Петербурга, которые он вычерчивал сам, к примеру: деревянный Домик Петра, до сих пор ютящийся на Петровской набережной и являющийся национальным достоянием. По сей день его хранят как зеницу ока. Так же по проектам Петра I был задуман и спроектирован величественный и роскошный Петергоф с его непоколебимой архитектурой и скульптурой.

«Прошел землями и морями. / Учился сам, чтоб нас учить; / Искал беседовать с царями, / Чтоб после всех их удивить», — се строки громкие слова, правда косвенно, но ярко напоминают о знаменитой и в наше время, воспитаннице умов, Кунсткамере, основанной в 1714 году на Васильевском острове. В ее обширное количество экспонатов входит личная коллекция Петра Великого: теленок с двумя головами, трехногий младенец, скелет неведомой огромной птицы, необычные раковины, каменные идолы, народная атрибутика разных народов мира… Число предметов столь странного, но тем менее поражающего, вкуса, росли год за годом. Путешественники, мореплаватели, странники, скитальцы и искатели приключений – все по личному распоряжению всероссийского императора привозили из своих поездок самые разнообразные экзотические вещицы и раритеты. А сам Петр, одушевленный созданием «кабинета редкостей», не одоленный скупостью и жадностью, скупал все, что «попадало в поле зрения»: «каменья необыкновенные, кости человеческие и скотские, старые надписи на каменьях, железе или меди, старое ружье, посуду, все, что зело старо и необыкновенно».

Первая печатная газета, открытие первых военных и профессиональных школ, возникновение типографии, учреждение ансамблей и светских приемов, первая публичная библиотека, прорубленное «окно в Европу» и тогдашнею мировую цивилизацию, влияние голландских, английских и немецких архитектурных образов…Новшества, которые принес Петр Первый не вместятся в емкое понятие «Петровские преобразования».

«О россы, славой лучезарны!

О род героев и собор!

Петру вы будьте благодарны,

Да ввек Петру гремит наш хор!

‎Неси на небо гласы, ветр:

‎Бессмертен ты, Великий Петр!»

5. 1945 год. Послевоенное время. Четыре года! Четыре долгих, мучительных года нехватки пищи, одежды, крова над головой и ужасов войны наложили не сглаживаемый отпечаток в сердца людей, не дают оправиться после устрашающих, шокирующих событий…Однако, именно в этот год, общество узрело выход в свет романа Алексея Николаевича Толстого со звучным названием «Петр Первый». события, описанные в трех книгах произведения, максимально приближены к реальности и дают полное представление о взрослении великого русского императора.

Петровская эпоха привлекала Толстого сходством с современными процессами и явлениями. Именно через порицание прошлого истории он хотел выразить отношение к действительности мира, к «сегодняшнему дню» СССР.

Представьте, в течении многих веков и тысячелетий складывались традиции и обычаи русского люда, моральные и нравственные принципы, указы, правила, реформы, своды, по которым общественность привыкла жить. Изо дня в день, из года в год образы жизни людей ни на грамм не менялись. Как вдруг, на все обыденное обрушивается шквал ударов царских реформаций. Бороды остричь! Рукава укоротить! Надеть голландский кафтан! Налоги изрядно платить! Питербург строить на болотах! Какая уж тут прозаичность… Народу не только делать, но и даже думать надо было по-иному!

При всем том роман начинается со смерти русского царя Федора Алексеевича, а это значит, что ведется кровожадная и беспощадная борьба за власть, за место на российском троне. В Москве стало два царя – малолетние Иван Алексеевич и Петр Алексеевич, которыми руководила Софья. Помимо юных лет Петра Первого, читатель знакомится с «Алешкой» да «Алексашкой Меншиковым», которые встречают мальчика в «зеленом не русском кафтанчике». Таким образом, государственные деятели будущего завели дружбу с будущим императором и просветителем России.

Самая поразительная черта характера, которая удивляла не только приближенных, но и иностранцев, – это то, что Петр никогда не относился с брезгливостью к простым людям. Наверное, поэтому и только поэтому, мальчишки стали настоящими товарищами, не оборачиваясь на социальные статусы. Хочется сказать и больше, Петр Алексеевич никогда не был против командования над своей персоной. Правда, необычно для высшего сословия? Более того, некоторое время он усердно скрывал свое имя и титул от сослуживцев на верфи, когда учился корабельному мастерству (кстати, о квалификации, в молодости государь овладел 14 ремеслами! Он был плотником, каменщиком, кузнецом и штукатуром, токарем и сапожником, часовщиком, штурманом, слесарем…). Петр учился не только промыслам, но, как нам уже известно, и наукам, искусствам, особенно военному делу. Знал он и несколько иностранных языков, лично экзаменуя людей, посланных за границу. О чем же нам это говорит? Да о том, что автор романа хотел показать Петра Первого без прикрас, во всей его исторической, простой достоверности: многогранным, сильным, ловким, свободолюбивым, энергичным, любознательным, решительным. На смену своевольной натуре приходит жестокость и беспощадность. В последующих частях романа Петр формируется полноценной личностью, которая в итоге ладит дела не только собственным примером и добрым словом, но и кулаком, плетью и топором, порубившем не только «окно в Европу», но и головы смирных мужиков. Таким образом, в произведении описывается жизнь реформатора всероссийского, государя и самодержца, становление его как личности, как мудрого и неустрашимого правителя большой державы. Также писатель пытается показать дух русских людей, стойкость, терпеливость и нерушимость натуры. Именно сподвижникам и поданным под чутким руководством Петра удается раскрутить маховик государственной деятельности, с подвигнуть Россию на пробуждение от старых и не кому не нужных традиций, навсегда унести в прошлое униженность, необразованность и отчаяние державы. На долю Петра Алексеевича выпадает немало суровых испытаний, с которыми он достойно справляется.

В заключении всего мной представленного и проанализированного, я бы хотела сказать, что Петр – деятель мирового масштаба. Его реформами, жизнью, деятельностью интересовались не только историки, политики и выдающиеся деятели, но и писатели, поэты, публицисты, скульпторы, художники и режиссеры. Его таланты позволили нашей безграничной родине утвердиться в мировом свете, дать понять, что мы не похожи на «кучку отсталых людишек». Да, новшества, принятые Петром в каких – то моментах были жестоки, из-за них погибло страх сколько людей, абсолютно невинных мирных жителей. Но утвердилась ли Россия за счет побед? Да! Стала ли она великой державой? Несомненно! И до сих пор держит свои позиции в мировом рейтинге, я бы даже осмелилась сказать, занимает главенствующее положение.

Авторы по-разному трактовали личность царя: кто-то зацикливался на чертах тиранья и угнетения, которые безвозвратно обратили Россию в «чужой» европейский облик, но все-таки большинство мастеров пера восхищались его величием, беззаветным патриотизмом, полководческими дарованиями, трудолюбием и преобразовательской деятельностью. Все эти аспекты утвердили власть Петра Первого, несмотря на жесткость и злобность, невзирая на то, что указы его были писаны «кнутом».

Прожерина Вероника Денисовна
Страна: Россия
Город: Березовский (Свердловская обл.)