Принято заявок
739

XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Эссеистика на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
На свете всё живое должно любить…

Всё, что есть на свете дорогого,

Живёт в одном лишь слове. Это слово

Любовь.

А. Н. Островский

Александр Островский в драме «Снегурочка» рассказывает об устройстве государства Берендеев, об идеальном общественном строе, о справедливом правителе. Но от начала и до конца пьеса пропитана темой всепоглощающей и всевластной любви, без которой не может обойтись даже дочь Мороза и Весны.

Тема пьесы задаётся ещё в прологе, когда Весна-Красна говорит: «На свете всё живое должно любить». И с каждым днём проживания в Берендеевом царстве Снегурочка всё больше и больше понимает смысл этих слов. Она наделена безупречной красотой, но в красе нет смысла, если не можешь любить. Об этом Снегурочка слышит и от Леля, и от Купавы, и от царя Берендея: «С такой красой любви не знать, Бермята? Не верю я. Таких чудес на свете не слыхано».

Народ Берендеев всегда жил в мире, любви и согласии, соблюдая древние традиции. Но с появлением Снегурочки царь заметил в сердцах жителей «остуду немалую». Они стали хуже относиться друг к другу, больше завидовать, исчезло «служенье красоте». А с приходом дочери Весны в Берендеево государство «невесты рассорились до драки с женихами», потому что Снегурочка своей красотой покорила сердца парней, но никому не могла ответить взаимностью. И за это бог солнца Ярило гневался на народ Берендеев.

Кульминация, а затем развязка наступает, когда Снегурочка понимает, что не может больше жить без любви. Она с мольбой обращается к Весне, чтобы та растопила её сердце. Мать выполняет желание дочери, и, почувствовав в себе любовь, Снегурочка начинает видеть мир по-другому, замечать красоту природы. Только начиная чувствовать заветную любовь, только понимая, как прекрасно жить, Снегурочка, попадая под первые лучи восходящего солнца, погибает. Но смерть её нельзя назвать трагичной: даже последним мгновеньям своей жизни она рада: «Но что со мной: блаженство или смерть? Какой восторг! Какая чувств истома!». Гибель главной героини сказки-драмы «Снегурочка» является логичным завершением всей истории: «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут», «Теперь, с её чудесною кончиной, вмешательство Мороза прекратилось».

Пьеса Островского нашла отражение во многих видах искусства. Васнецов, Рерих, Врубель, Петров создают незабываемые и очень красочные работы на тему «Снегурочки». На этих картинах можно увидеть саму главную героиню, виды Берендеева царства, гуляния его жителей и эскизы костюмов.

Очень запоминающейся и красочной является опера великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова по пьесе А. Н. Островского. Музыка прекрасно дополняет и без того удивительный сюжет. Композитор настолько точно передаёт народные мотивы Берендеев, описывает красоту природы и любовь, что, слушая оперу, ещё точнее понимаешь обычаи старины, лучше осознаёшь изменение Снегурочки. Например, с самой нашей встречи со Снегурочкой её пение сопровождает флейта – холодный музыкальный инструмент. Действительно, спокойное и строгое его звучание показывает отсутствие каких-либо тёплых чувств у главной героини. Но в течение оперы она меняется. После получения чувства любви от матери, в известнейшей арии Снегурочки «Люблю и таю» пение сопровождается уже не холодной флейтой, а тёплой, эмоциональной скрипкой.

И опера, и пьеса, и картины говорят нам одно: «На свете всё живое должно любить». Это выражается в поступках героев, в описании законов Берендеев, в смерти Снегурочки и Мизгиря. «Природой неизменно положена пора любви для всех». Эта идея заложена в главной сюжетной линии, и о ней говорят трижды три разных героя – Весна-Красна, царь Берендей и Снегурочка. И сам А.Н. Островский написал: «Мир спасёт любовь».

Латышев Георгий Денисович
Страна: Россия
Город: Волгоград