XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Эссеистика на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
На свете всё живое должно любить…

Всё, что есть на свете дорогого,

Живёт в одном лишь слове. Это слово

Любовь.

А. Н. Островский

Александр Островский в драме «Снегурочка» рассказывает об устройстве государства Берендеев, об идеальном общественном строе, о справедливом правителе. Но от начала и до конца пьеса пропитана темой всепоглощающей и всевластной любви, без которой не может обойтись даже дочь Мороза и Весны.

Тема пьесы задаётся ещё в прологе, когда Весна-Красна говорит: «На свете всё живое должно любить». И с каждым днём проживания в Берендеевом царстве Снегурочка всё больше и больше понимает смысл этих слов. Она наделена безупречной красотой, но в красе нет смысла, если не можешь любить. Об этом Снегурочка слышит и от Леля, и от Купавы, и от царя Берендея: «С такой красой любви не знать, Бермята? Не верю я. Таких чудес на свете не слыхано».

Народ Берендеев всегда жил в мире, любви и согласии, соблюдая древние традиции. Но с появлением Снегурочки царь заметил в сердцах жителей «остуду немалую». Они стали хуже относиться друг к другу, больше завидовать, исчезло «служенье красоте». А с приходом дочери Весны в Берендеево государство «невесты рассорились до драки с женихами», потому что Снегурочка своей красотой покорила сердца парней, но никому не могла ответить взаимностью. И за это бог солнца Ярило гневался на народ Берендеев.

Кульминация, а затем развязка наступает, когда Снегурочка понимает, что не может больше жить без любви. Она с мольбой обращается к Весне, чтобы та растопила её сердце. Мать выполняет желание дочери, и, почувствовав в себе любовь, Снегурочка начинает видеть мир по-другому, замечать красоту природы. Только начиная чувствовать заветную любовь, только понимая, как прекрасно жить, Снегурочка, попадая под первые лучи восходящего солнца, погибает. Но смерть её нельзя назвать трагичной: даже последним мгновеньям своей жизни она рада: «Но что со мной: блаженство или смерть? Какой восторг! Какая чувств истома!». Гибель главной героини сказки-драмы «Снегурочка» является логичным завершением всей истории: «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут», «Теперь, с её чудесною кончиной, вмешательство Мороза прекратилось».

Пьеса Островского нашла отражение во многих видах искусства. Васнецов, Рерих, Врубель, Петров создают незабываемые и очень красочные работы на тему «Снегурочки». На этих картинах можно увидеть саму главную героиню, виды Берендеева царства, гуляния его жителей и эскизы костюмов.

Очень запоминающейся и красочной является опера великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова по пьесе А. Н. Островского. Музыка прекрасно дополняет и без того удивительный сюжет. Композитор настолько точно передаёт народные мотивы Берендеев, описывает красоту природы и любовь, что, слушая оперу, ещё точнее понимаешь обычаи старины, лучше осознаёшь изменение Снегурочки. Например, с самой нашей встречи со Снегурочкой её пение сопровождает флейта – холодный музыкальный инструмент. Действительно, спокойное и строгое его звучание показывает отсутствие каких-либо тёплых чувств у главной героини. Но в течение оперы она меняется. После получения чувства любви от матери, в известнейшей арии Снегурочки «Люблю и таю» пение сопровождается уже не холодной флейтой, а тёплой, эмоциональной скрипкой.

И опера, и пьеса, и картины говорят нам одно: «На свете всё живое должно любить». Это выражается в поступках героев, в описании законов Берендеев, в смерти Снегурочки и Мизгиря. «Природой неизменно положена пора любви для всех». Эта идея заложена в главной сюжетной линии, и о ней говорят трижды три разных героя – Весна-Красна, царь Берендей и Снегурочка. И сам А.Н. Островский написал: «Мир спасёт любовь».

Латышев Георгий Денисович
Страна: Россия
Город: Волгоград