Место твоё среди хлама
«Прошлое остаётся только здесь — в музее древностей,
Люди постепенно привыкают к чудесам,
Время наступает такое, что каждому — по потребности…
А у меня потребность — всё вернуть по адресам.
Вот она, собственность разных людей.
Вещи, как вы сохранились?
Я эту собственность сделал своей —
Но времена изменились.
Хватит гоняться за мной по пятам,
Мрачное напоминание!
Хватит с меня — ты останешься там,
В этой приятной компании.
Ты приходил, чтобы сбить с меня спесь,
Шёл к своей цели упрямо…
Я ухожу, ты останешься здесь:
Место твоё среди хлама.»
В.С.Высоцкий
Запах сгоревших поленьев. Ярко-красный огонь поглощает обрывки страниц из блокнота. Она слушала треск, доносящийся из печи. Ей доставляло несказанное удовольствие наблюдать за тем, как языки пламени съедают листы бумаги.
Все по-разному прощаются с «прошлыми жизнями». Обычно у людей их набирается бесконечное множество, что они даже забывают о настоящем.
И вообще люди в большинстве своём — коллекционеры всякой ненужной ерунды: фарфоровых чашек, дешевых статуэток, мимолётных знакомств, переживаний, не стоящих внимания. Следовательно, когда надо распрощаться «раз и навсегда» с печальными отрезками бытия, мы любим выкидывать вещи, стричь волосы, сжигать фотографии. Камины, печи, мусорные баки можно официально считать бездной несбывшихся надежд и разочарований.
Теперь нужды тратить спички и бутылки керосина нет – в городе появился музей. Агата забралась по скрипучей лестнице на чердак. В нос ударил запах прогнивших брусьев, старья, и девушке захотелось чихнуть от пыли, витавшей в воздухе. Половицы противно скрипели под ногами.
Как на любом чердаке здесь оказалась свалка всего того, что когда-нибудь могло пригодиться: антресоли из прошлого столетия, сундук прабабушки, шуба, служившая кормом местной моли.
Агате стоило больших усилий проникнуть в дальний угол за небольшим деревянным ящиком. Ящик был увесистым. Она тяжело вздохнула и, взяв его в руки, спустилась вниз.
Раз в пять лет Агата поднималась на чердак за новой «коробкой воспоминаний». В ней она хранила письма когда-то любимых, важные в прошлом заметки или сухие цветы – всё то что согревало её душу.
Каждые пять лет она отвозила свои ящики в «музей древностей». Я бы назвала это место свалкой, но принято говорить — «музей древностей».
Здание было небольшим, размером с дачный домик. На первом этаже находились разбитые зеркала, чайные сервизы, когда-то подаренные любимыми плюшевые игрушки, про которые экскурсоводы рассказывали небылицы. На той стороне, где отваливалась штукатурка, стоял пыльный книжный шкаф со стопками древнейших учебников, научно-популярной литературы и новогодних открыток.
Любопытные туристы из Китая фотографировали все на своём пути. Возможно, их фото в скором времени окажутся в «китайском музее древностей».
Агате не нравилось находиться здесь. Было странное ощущение того, что и она может стать экспонатом, в нее будут тыкать пальцем невоспитанные детишки и фотографировать экскурсионные группы.
Конечно, Агата понимала, что рыться в чужом белье, читать не тебе адресованные письма и подглядывать из соседнего окна абсолютно неделикатно, но в большинстве своём люди всегда суют свои носы в чужие дела. Так уж повелось, что всем интереснее читать слезоточивые романы и распускать сплетни о любовниках их бывших лучших подруг, нежели энциклопедии и статьи о космосе.
Агату заинтересовал блокнот чёрного цвета, лежавший неподалеку от коллекции экзотических бабочек.
Пятна от кофе размыли половину написанного на листке, но даже так можно было разглядеть некоторые буквы. Это было стихотворение, написанное корявым почерком и, судя по всему, трясущимися руками -буквы будто бы сбегали со строчек.
«Астрология нагло врет, а астрологи-мошенники,
Гадают на кофейной гуще и тыкают пальцем в небо.
Я думал, что среди ширпотреба, стряхнув крошки хлеба—
Нашёл ту самую: настоящую?
А на самом деле встретил тебя, пороками кишащую.
Ты отвратительная и безобразная,
Ужасна даже твоя губа кроваво-красная!
Астрология нагло врет, коли позволила мне
Хоть на секунду задуматься о любви к тебе».
Девушка ещё долго перечитывала эту едкую эпиграмму, поджимая свою кроваво-красную нижнюю губу, и нечеткие строчки, скрывавшиеся за пятнами кофе, казались ей знакомыми. Она их видела. Точно, видела! На страницах блокнота с чёрной обложкой, который он забывал каждое утро перед уходом из дома на своём рабочем столе в спальне. В него он записывал список покупок и месячные расходы на электричество. У неё никогда не возникало соблазна полистать страницы, которые были вечно заляпаны чёрным кофе или глазурью с его любимого арахисового печенья.
Блокнот выглядел совершенно неинтересным. Очень часто по обложке можно понять, о чем пишут внутри. Вот в красных записных книжках — о любовных страстях.В коричневых небольших блокнотах — даты и места деловых встреч. У него был чёрный блокнот с закладкой посередине. Что интересного может быть в нем? Вот и Агата не посчитала нужным даже напомнить ему взять блокнот, когда он завязывал шнурки в коридоре. А он всегда сюда записывал все то, что боялся забыть.
У него был даже смешной список на сорок второй странице:
«список того что НЕЛЬЗЯ забыть положить в коробку для музея древностей».
Одна из позиций в списке — этот блокнот. «Не забудь этот блокнот, Эрик. Не забудь этот чертов блокнот!»
Агата узнала эти корявые буквы Эрика. Того самого, который почти всегда все забывал. Забывал даты, день своего рождения и кличку их кошки. Она его не корила даже за то, что он забыл дату их знакомства. Эрик говорил ей, что он ее никогда не забудет, и память о ней будет вечно жить в его сердце. Он забыл и про это.
*******
Заглавные буквы были обведены несколько раз чёрной пастой. Тот, кто обводил, точно был зол и пытался приколотить эти буквы к бумаге всеми силами. Из-за этого в «бумажной земле» под буквой Г осталась брешь. И под тремя буквами А. Ещё и Т пострадала.
АТААГА.ААТГА.ГАТАА.АГТАА.АТГАА.ТГААА.АГТАА.АГАТА.АГАТА.АГАТА.
Буквы прыгали по строчкам.Т вальсировала с А, которая, поклонившись, побежала петь серенаду букве Г. Та, в свою очередь, увидев двух сестёр А, скрылась за колонной в мраморном зале.
Буквы, взявшись за руки, закружились, поднимая вокруг себя пыль. И с каждым следующим кругом приглашали в свой вихрь все новые знаки.
Агата потёрла глаза руками, и буквы приземлились на бумагу. Девушка ещё раз перечитала написанное. Написанное человеком, который клялся любить ее, помнить о ней. Эрик помнил цвет ее глаз. «Они так похожи на небо. Светло-голубые. Они светлеют на солнце. Ещё светлеют, когда ты плачешь, становясь светло-серыми», — говорил он ей.
По громкой связи противный голос экскурсовода объявил:
— Время работы музея подходит к концу. Просьба – не выносить экспонаты. Приходите еще. Не забудьте: мы работаем с 9 утра до 19 вечера. Только не забудьте!
Девушка положила блокнот на журнальный столик из прошлого века (я не ценитель антиквариата, точно сказать не могу). Как только Агата покинула здание музея, ее вновь ужалили те самые буквы.
АТААГА.ААТГА.ГАТАА.АГТАА.АТГАА.ТГААА.АГТАА.АГАТА.АГАТА.АГАТА.
На этот раз они выстроились в каре. Г взяла за руку А, Т и две сестрички А стали играть в салки.
— Вы находитесь в одном из самых необычных мест нашего города -«музее древностей». Здесь вы можете увидеть все то, что люди захотели ликвидировать из своей жизни. В правой части зала можно почитать старые письма, датированные тысяча девятьсот семьдесят первым годом. В левой — вы можете взглянуть на разнообразные коллекции: марки, бабочки, фантики — всё что пожелаете.На втором этаже находится фотовыставка. Большая просьба-фотографировать без вспышки. Чуть не забыл: через сорок минут встречаемся у выхода, — тараторил экскурсовод в микрофон.
Блондинка в ярко-красном свитере подняла руку.
— А где здесь главный экспонат?
— Главный экспонат — это Агата Львовна. Местный архивариус, — экскурсовод закашлялся и стал говорить тише.- говорят, что работает она тут со времён исчезновения динозавров.
Пожилая женщина закрыла блокнот с чёрной обложкой, поправила очки и с неприязнью взглянула на экскурсовода.
— Идите вы к черту со своими шуточками!
К слову, этот экскурсовод шутить совсем не умел.