Принято заявок
2558

XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Проза на русском языке
Категория от 10 до 13 лет
Лошадиные истории из Древней Греции

Здравствуйте, читатель. Меня зовут Лиза, я занимаюсь конным спортом и очень люблю лошадей. Все конники немного странные: мы ищем что-то лошадиное во всём, и, конечно, мне не стоило труда найти связь между лошадьми и Грецией. Ведь все знают, что ипподромы изобрели в Древней Греции, и само слово «ипподром» греческое. Или, например, имя Филипп: в переводе с древнегреческого оно означает «любитель лошадей». И это далеко не единственное имя, в составе которого есть древнегреческое «иппос» — лошадь.

Возможно, вы подумаете: а что же тут такого? Греция – страна древнейшей культуры, и уж, конечно, лошади жили там с незапамятных времён. А вот и нет! Я сама так думала, перебирая в памяти мифические образы крылатого Пегаса, человеко-коня кентавра или реальную историю Буцефала – любимого коня великого Александра.

Везде, где разводили лошадей, сохранились местные породы, такие как арабская в Аравии, английская чистокровная в Англии или русский тяжеловоз в России. Это как бы лошадиный след из глубины веков. А есть ли своя порода в Греции? Есть и там!

Скирийская лошадь — уникальная древняя порода, настоящее сокровище Греции. Но стоило лишь увидеть этих лошадей, как я очень удивилась: и эти малорослые, не выше 116 см в холке, лошадки – потомки тех, что участвовали в Троянской войне? На такой смешной «поняшке» скакал Ахилл под стенами Трои? Откуда же тогда все эти кони в мифах Древней Греции? И почему скирийских лошадей так мало?

В книге Андерсона (не сказочника, а историка) «Лошади в доисторической Греции» сказано, что лошади появились в Греции в середине Бронзового века (18 в. до Рождества Христова), примерно 3800 лет назад. До этого времени диких лошадей в Средиземноморье даже не знали. На лошадях в Грецию приехали захватчики – воинственные племена с севера, предки ахейцев времён Гомера. Сами они были потомками кочевников-степняков, которые одомашнили дикую степную лошадь за много веков до вторжения в Грецию.

Так вот откуда взялся миф о Кентавре! Понятно, что грекам раннего Бронзового века кочевник и его лошадь казались единым недобрым существом. Недаром прорицатель говорил легендарному царю Крезу, что лошадь – существо дикое и враждебное человеку. Наверно, древние греки не сразу сладили со своими степными лошадьми – низкорослыми, но норовистыми.

Для верховой езды низкорослые лошадки подходят плохо – у них тряские аллюры, долго на такой лошади не проедешь, тем более без стремян и без седла. У древних греков не было ни того, ни другого, поэтому кавалерии у них не получилось (впрочем, настоящей кавалерии, как мы её себе представляем, тогда вообще ни у кого не было). Но древние греки использовали лошадей в боевых колесницах, запрягая их парами. Запряжка была самая примитивная – ярмо. Это как бы рама, одетая на конские шеи. Ярмо давит лошади на горло и заставляет её держать голову высоко поднятой. Именно таких странных лошадей мы видим на древних фресках.

Всякий, кто был в Греции летом, знает, какая там трава – никакая. Солнце выжигает её до жёлтой щетины. Крупную породистую лошадь на таком подножном корме держать невозможно, а просторных пастбищ в Греции практически нет. В нашей конной школе «Белка» лошадей кормят сеном, овсом и специальными мюсли для лошадей, но где было в Древней Греции накосить столько сена? Теперь понятно, почему уцелела только скирийская порода: этим малышкам сойдёт и сухая трава.

Но как же древние греки воевали? Воевали-то они немало, но в основном, как считается, пешком. Колесниц было немного, всадников и того меньше. А рослых сильных лошадей для верховой езды древние греки не разводили в Греции, а ввозили, чаще всего из Древнего Египта и Месопотамии, где разводили лошадей, близких к известной сегодня арабской породе. Так что, Ахиллу, думается, подобрали приличную импортную лошадь для подвигов: герой мог себе позволить такую роскошь.

Впрочем, лошадь в Греции так и осталась роскошью. Вы никогда не увидели бы крестьянскую телегу, запряжённую какой ни есть лошадёнкой: простые греки ездили на осликах. Эти животные появились в доисторической Греции задолго до лошадей и оказались куда лучше приспособлены к жаре и горным дорогам: они нетребовательны к корму, мало пьют воды, а ещё у них крепкие копыта, и их не нужно ковать. Лошадь же осталась элитным животным для аристократов, героев и олимпийцев: гонки на колесницах были бешено популярны, и посвящались самому Зевсу. Недаром до сих пор на слуху древнегреческие «лошадиные» имена: Гиппократ, Ипполит, Антипп, Ксантипп. А всего известно больше 90 имён, в которых так или иначе присутствует «иппос» Знать толк в лошадях – это в Древней Греции значило много. Удивительно: кавалерии нет, а кавалеристов все уважают. Сразу видно, какая редкая это была профессия.

Читая мифы и исторические легенды древних греков, я вижу, как они понимали красоту, силу и душу лошадей, считали их чудом. На Крите конь несколько веков был даже культом, ему поклонялись. Кроме легенды о кентаврах мне запомнилась одна очень красочная легенда про Пегаса. Сегодня его считают добрым и дружелюбным, этаким волшебником, а ещё любимцем муз, символом поэтического вдохновения. Но в древнегреческой легенде всё наоборот. Когда Персей отрубил голову Медузе Горгоне, Пегас родился из вытекшей крови. Далеко не так прост и не так уж добр был этот неукротимый как ветер крылатый жеребец: никто, кроме Беллерофонта не смог его оседлать.

Но всё же древние греки были великим народом, добиваться своего они умели. Лучше всех это умел Александр Македонский. И начал он ещё в детстве с приручения коня.

Отец Александра, царь Филипп («любитель лошадей» в переводе – помните?), купил жеребца Буцефала за редкую красоту и стать. А ещё у Буцефала на передних ногах было по два дополнительных пальца, как у древнего предка лошади, доисторического зверя мерикгиппуса. Но Буцефал оказался забитым и запуганным, никого к себе не подпускал, бесился и дрался.

Филипп столкнулся с обычным и сегодня делом: ему достался порченый конь от плохого жестокого хозяина. Таких историй вы в любой конюшне услышите не одну и не две, а порченых лошадей чаще всего отправляют на бойню (увы, не все готовы с такими возиться). Так же хотел поступить и царь Филипп, но его сын, мальчик Александр, уговорил отца отдать ему коня и пообещал, что объездит его.

Александр гладил Буцефала, водил в поводу, что-то шептал ему на ухо. Он оказался первым в жизни коня человеком, который обращался с ним хорошо. И могучий Буцефал всецело доверился Александру и стал его самым верным другом. Все конники знают: у каждого есть единственная лошадь, одна на всю жизнь. Остальные – уже не то. Вот так было и у Александра с Буцефалом. А царь Филипп понял, что его сын будет великим царём, и посоветовал пареньку найти себе страну побольше, чем Македония. Александр так и сделал.

С тех пор утекло много воды. Древняя Греция не стала цивилизацией конников, как великая степь с её воинственными кочевыми народами. Но именно в Древней Греции зародилась та культура отношения к лошади, которая легла в основу европейского конного дела. И всё лучшее, что мы используем сегодня, начиналось тысячи лет назад в Древней Греции. Например, считается, что именно древние греки изобрели мундштучное оголовье – самое искусное средство командного воздействия на рот лошади. И всё это в стране, где даже сена хорошего дефицит. Зато народ талантливый.

Использованная литература:

— Андерсон Дж. К. «Лошади в доисторической Греции»;

— Кун Н. А. «Легенды и мифы Древней Греции».

Швыдкина Елизавета Александровна
Возраст: 15 лет
Дата рождения: 30.10.2008
Место учебы: МОУ СОШ 10
Страна: Россия
Регион: Москва и Московская обл.
Город: Жуковский