XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Проза на русском языке
Категория от 10 до 13 лет
Как я стала читателем. Эссе.

                             Как я стала читателем.       

                        Посвящается Году литературы.

Когда мне было всего три года, уже тогда, как говорит моя мама, я любила листать страницы детских книг. Особенно тех книг, герои которых мне были знакомы по маминому чтению. Я водила пальцем по бумаге, шептала тихонько какие-то слова — делала вид, что читаю…

По вечерам, когда в доме всё затихало и готовилось ко сну, а я ложилась в свою маленькую кроватку и закрывала глаза, ласковый голос мамы знакомил меня с новыми сказками и стихами. Она никогда не читала мне на ночь страшных сказок — берегла мой покой…

В тех сказках волшебство было только доброе: Золушка отправлялась на бал в роскошной карете из обычной тыквы, Элли с Тотошкой, Железным Дровосеком и Страшилой спешили по дороге в Изумрудный город, Василиса Премудрая рассыпала по свету свои удивительные чудеса… И даже Александр Сергеевич Пушкин (мама всегда называла фамилии авторов произведений, которые мне читала) представлялся в моём детском воображении добрым чародеем, от слов которого неожиданно появлялись чудесные острова среди моря, великолепный царский дворец с золотым петушком на спице, белочка, грызущая золотые орешки с изумрудными зёрнышками… Конечно, я представления никакого не имела, что такое золото и изумруды… Но это была сказка, настоящая, необыкновенная и очень красивая!… Наверное, именно поэтому страшные сны в детстве мне никогда не снились …

Немного погодя мама стала учить меня чтению по «Азбуке» Л.Н. Толстого. Ей это удавалось без особого труда, потому что сам процесс обучения, по её словам, меня очень занимал. Я начинала складывать буквы в слоги, слоги – в слова, а слова – в предложения.  Мир книг манил меня за собой в чудесную страну знаний.  Мне радостно было от того, что буквы становились «говорящими» — я читала! Сама читала! До сих пор помню слово в слово рассказ Льва Николаевича, с которого я любила начинать почти каждое чтение: «Пришла Настя после школы. Одна мама была дома. Настя села у стола, взяла книжку и прочла сказку. Мама была рада».  Тогда я была уверена, что в этом рассказе написано обо мне и моей маме: ведь я – Настя, а чтению научила меня мама!

Сейчас, когда я выросла и читаю серьёзные книги, понимаю, что любовь к чтению детям переходит от родителей. Думаю, что только у читающих родителей могут быть читающие дети. Заставить кого-то полюбить сам процесс чтения нельзя.  Наверное, для этого нужно особое расположение души, особый настрой, которому ребёнка должны научить в детстве. Жить самому в реальном мире и иметь способность проживать жизни героев прочитанных книг способен не каждый. Но такой человек — человек счастливый!

Горелова Анастасия