Принято заявок
1468

XII Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Билингвы
Категория от 10 до 13 лет
«Город, которого не было»

«Город, которого не было»

— Серьезно, Соня? Ты реально собираешься торчать в музеях во время каникул? — с лёгким недоумением спросил Влад, поджидая подругу у школы в последний день четверти.

— Ну да, — сдержанно кивнула Соня. — Это школьный проект «Искусство меняет человека». Или может «Человек меняет искусство», не помню точно. В общем, нужно выбрать реальную картину и как бы «прожить» её, а потом сделать презентацию.

— Прожить? — переспросил Влад, поднимая бровь. — Как это?

— Ну, не просто смотреть, а действительно погрузиться в атмосферу картины. Надо понять, о чем она, что чувствовал художник, как будто совершить путешествие вглубь этого произведения.

Влад фыркнул, но в итоге согласился пойти с ней, хотя ему всё это казалось немного «кринжовым». Зато это избавляло его от необходимости сидеть дома и мучиться с домашкой по химии.

На следующий день они уже стояли у входа в небольшую, но довольно современную художественную галерею. Внутри их встретила приглушенная атмосфера стен, загадочная тишина и слегка странный охранник, который смотрел на них с таким выражением, словно ждал, что они сейчас начнут обливать супом из банок признанные произведения искусства.

— Что это за картина? — спросил Влад, задержав взгляд на одном из произведений. На фоне хмурого неба как будто висел в воздухе старинный город, похожий на сцену из ужастиков. Узкие улочки, балконы, каменные мостовые и неясные фигуры в плащах. Всё это было выполнено в тёмных, мрачных тонах, что делало картину тяжелой и невыразительной. Но в то же время притягивало…

— Таким пустынным город бывает только на картинах или в снах, — не унимался Влад.

— Это действительно интересная работа, — сказала Соня, стараясь вглядеться в детали. — Я никогда не слышала об этом художнике.

В углу картины стояла едва заметная подпись: М. Лапшин, 1983.

— Кто это такой? — пробормотала Соня, задумавшись. — Я ничего о нём не знаю, но странным образом этот город кажется мне знакомым. Как будто я уже была там… или видела его во сне.

— В 1983-м году ты даже не родилась, — с ироничной усмешкой заметил Влад.

— Спасибо за уточнение, — с сарказмом ответила она, не отрывая взгляда от картины.

Внезапно Соню окутало странное ощущение. Казалось, что картину что-то всколыхнуло. Или даже она сама начала… вибрировать. На первый взгляд не сильно, но Соня почувствовала, как эта волна коснулась её, как будто сама картина пыталась передать ей что-то важное. Почти, как если бы она могла шагнуть внутрь.

Влад заметил её напряжённый взгляд и ухмыльнулся. Но тут произошло нечто странное. Внутри картины, на фоне одного из дворов, мелькнула тень. Не просто тень, а фигура. Человек? Соня прищурилась, но фигура тут же исчезла.

— Ты это видел? — спросила она, не сводя взгляда с полотна.

— Что? — Влад не понял.

— Там кто-то был. Внутри картины.

— Наверное, это просто игра света, — сказал он с недоверием.

Но Соня уже не слушала. Она сделала шаг вперед, ощущая, как будто сама картина притягивала её. Один шаг, второй, и вдруг… Влад даже не успел ничего сказать, как мир вокруг исчез, оставив только темноту. И они оказались где-то совершенно в другом месте. Всё было иначе. Под ногами были булыжники, в воздухе витал запах пыли и дыма. Вдоль улиц стояли старинные здания с потемневшими окнами.

Соня взволнованно озиралась по сторонам, не в состоянии поверить своим глазам. Это было слишком странно.

Влад оказался рядом, он потряс головой, как будто пытаясь проснуться.

— Это… это что, реально? — спросил он в недоумении.

— Видимо, да, — Соня попыталась выговорить. — Мы… внутри картины.

Влад только нахмурился, явно не веря в происходящее.

Город был как из прошлого, из другого времени. Соня сделала шаг вперёд, внимательно осматривая узкие улочки и старые здания, вглядываясь в бесконечную пустоту.

— Мы должны разобраться, что здесь происходит, — тихо произнесла она.

Они шли молча, прислушиваясь к звукам города. Соня всё ещё ощущала странную дрожь внутри. На стенах домов мелькали тени — неясные силуэты, которые исчезали, стоило задержать на них взгляд. Казалось, что здесь никто не жил, но в то же время кто-то следил за ними.

— Эй, посмотри, — Влад указал на едва заметную вывеску на старом доме. — «Мастерская художника М. Лапшина».

Они переглянулись. Дверь оказалась приоткрыта, приглашая их войти.

Внутри было прохладно и удивительно спокойно. Это была и вправду мастерская: мольберты, бумажные свитки, тюбики с красками, книги — всё выглядело почти живым, будто хозяин только что вышел.

На стене висели десятки эскизов. Среди них Соня узнала силуэт города, в котором они сейчас находились. А ещё — наброски лиц. Одно особенно привлекло её внимание. Это была девочка с косами, почти как у неё самой, только совсем не в стильной одежде.

— Это же ты, — пробормотал Влад. — Или кто-то очень похожий.

Соня отшатнулась. В этот момент за её спиной что-то зашуршало. На столе лежал блокнот, страницу которого будто перевернул порыв ветра. Ребята подошли к столу и прочитали открытую страницу:

«Если ты читаешь это, значит город выбрал тебя. Не бойся. Я не сумел уйти отсюда, но, возможно, у тебя получится. Найди башню. Там — выход.

М. Л.»

— Он что, знал, что кто-то попадёт сюда? — Влад подошёл ближе. — Этот город выбирает людей?

— И почему именно я? — прошептала Соня.

Влад пожал плечами, но в глазах его мелькнула тревога. Им нужно было двигаться дальше.

Город будто жил своей жизнью. Дома словно дышали, переулки петляли сами по себе. Башня, о которой шла речь, виднелась вдалеке — тёмная, остроконечная, окружённая дымкой. К ней вели их шаги, хотя с каждым поворотом казалось, будто они ходят по кругу.

На одной из площадей они заметили фигуру — человек в длинном плаще. Он стоял спиной и не двигался. Соня хотела крикнуть, но Влад удержал её.

— Подожди. Что-то с ним не так.

Они приблизились. Это была не живая фигура, а словно вылепленная из теней. У неё не было лица, только пустая маска и высокий ворот плаща.

— Это как… персонаж с картины, — пробормотала Соня.

— Или сам художник.

Фигура вдруг пошевелилась и указала рукой на узкий проход между домами.

— Я думаю, это наш путь, — выдохнула Соня.

Они пошли туда, не оборачиваясь.

Проход вывел их к мосту. Башня оказалась совсем близко. У её подножия стояли резные ворота, увитые старым плющом. Соня коснулась двери, которая со скрипом отворилась.

Внутри башни была только одна комната. В её центре висела картина, почти такая же, как в галерее, но на переднем плане был изображён человек. Он сидел у окна и делал зарисовки в блокноте. Очевидно, это был сам Лапшин.

Неожиданно картина ожила. Художник поднял взгляд и посмотрел прямо на них. Губы его зашевелились, но голоса слышно не было. По сухим губам художника Соня прочитала:

«Помоги мне закончить. Тогда город отпустит тебя».

На столе рядом с ними возник мольберт и кисти. Соня поняла: она должна дорисовать нечто — завершить начатое.

— А если у тебя не получится? — тихо спросил Влад.

— Тогда мы останемся здесь навсегда, — шёпотом ответила она.

Соня закрыла глаза, прислушиваясь к себе. Город внутри картины отзывался чем-то тёплым, почти родным. Она повела кистью — лёгкий штрих, ещё один. На холсте появилось солнце — яркое, живое, рассеивающее дымку над городом. Потом — фигура девочки, и парень рядом. Они стояли на мосту.

Картина вспыхнула ярким светом. Башня содрогнулась.

— Соня! — вскрикнул Влад.

И всё исчезло.

Они снова стояли в галерее. Вокруг — те же лаконично -матовые стены, те же картины и тот же охранник, с еще большим подозрением смотревший на них. Всё казалось прежним… почти.

Полотно с городом всё ещё висело на стене, но теперь в нём был яркий луч света, пробивающийся сквозь облака. А на мосту стояли две фигуры — девочка с косами и мальчик в капюшоне.

— Это ведь мы? — неуверенно спросил Влад, подходя ближе.

Соня кивнула. Картина больше не казалась мрачной. Она стала… завершённой. В ней больше не было тревоги, только лёгкая грусть и ощущение покоя. Как будто город действительно отпустил их.

— Думаешь, это был сон? — пробормотал Влад, бросая взгляд по сторонам, словно он искал подтверждение реальности.

— Может быть, — ответила Соня. — А может, это и есть сила искусства. Оно зовёт тебя внутрь, а потом меняет.

Они вышли из галереи молча. За её дверью шумел обычный, реальный город. Но где-то глубоко внутри них остался другой город — тот, которого не было.

Чуйкова Полина Андреевна
Страна: Великобритания
Город: Chislehurst