Март 1564 г. был ознаменован Днём рождения первой печатной книги, Днём Православной книги в России. На тот момент жизнь и деятельность людей активно развивалась. Это отражалось в создаваемых и материальных и духовных ценностях. Я предполагаю, что на тот момент человек стремился познать, как окружающий его мир, так и самого себя в этом мире. А православная книга предлагала ту систему ценностей, которая помогала самому человеку осознать и сделать выбор между: страхом и бесстрашием, любовью и ненавистью, добром и злом и другим противоположностями, которые служили как на благо, так и на вред. Эти книги помогали побыть наедине со своими мыслями, познать и услышать ответы на волнующие его вопросы. А если человек понимал, что был не прав или ошибался, признавал это и старался себя улучшить. Книги становились проводником в желании стать культурным человеком, который учился на своих ошибках, уважал мнение и нравы окружающих его людей, описанные в книгах.
А в современном мире существует ли культура общества и отдельно взятого человека? Да, конечно, она существует, но у каждого общества и каждого человека своя. Это можно объяснить так. Во-первых, с каждой эпохой, столетием, годом, объём информации, которую вынужден осваивать любой человек, растёт. Следовательно, возникает необходимость отбора той информации, которая необходима для культуры своего времени. Во-вторых, термин «культурный человек» может включать следующие понятия: «грамотный», «образованный», «воспитанный», «интеллектуальный», «эрудированный», «духовный». Возможность вырастить грамотного человека начинается с раннего детства. А самым удобным средством является книга. И не столь важно какого она размера, цвета и объёма. Дети с удовольствием в моменты объединения с близкими людьми, рассматривают книги, “пробуют” их на зуб. Для них это приятное развлечение. Но это и есть первые шаги к привитию ребёнку культуры чтения, которая прививается семьёй с раннего детства. И эта потребность остаётся с ним на всю жизнь. Великий математик Альберт Эйнштейн писал: “Если вы хотите, чтоб ваши дети были умны, читайте им сказки. Если хотите, чтоб они были ещё умнее, читайте им ещё больше сказок”.
Но всё чаще звучит утверждение, что печатные книги уже не столь актуальны и значимы. Есть аудиокниги, электронные книги, фильмы, телевизионные передачи, музыка, Интернет ресурсы. Я не могу с этим согласиться в полной мере. Да, для простого сбора и потребления информации этого достаточно. На человека оказывает влияние система ценностей, которую они предлагают. В итоге людям кажется, что это и они так думают. Человек перестаёт познавать самого себя, окружающий его мир, перестаёт критически мыслить и общаться. А общение-это общество. Но книга – это тоже общество. Через книгу ты общаешься с автором произведения и важно найти хорошую книгу, как хорошее общество, которое просвещает и облагораживает чувства и нравы. “Превосходно созданная книга- это образец вершины современной культуры” – писал Е. Кибрик. И он прав. Это как рентген, который просвечивает и освещает все наши желания, мысли и поступки. А много равнодушных людей – результат нежелания читать хорошую литературу.
К сожалению, в современном мире слишком много посредственных или опасных книг, которые лоббируются книгоиздателями, политиками и другими заинтересованными людей. В содержании этих книг или усреднённое мнение общечеловеческих ценностей, или насаждение примера быть на кого-то похожим, или приоритеты, совершенно не приемлемые для национальной культуры России. Это так называемый «книжный фаст-фуд», которым быстро насыщаешься, но он при этом, в лучшем случае бесполезен, а в худшем, наносит вред воспитанию, интеллекту, эрудированности и духовности читателям. Такими, в моём понимании, являются книги Б. Акунина, Д. Глуховского, Е.Малисовой и К. Сильвановой, в которых происходит переосмысление вечных истин и смешение понятий. И мы просто обязаны защитить культуру своей страны от таких произведений.
“Скажи мне, что ты предлагаешь читать своему народу, и я скажу, кто ты” писал В. Гершель. Читая хорошую книгу, человек учится грамотно излагать свои мысли, начинает анализировать и лучше понимать поступки и характеры людей, причины и следствия событий. Он может читать в любом месте, выбирая самостоятельно время и продолжительность чтения. С хорошей книгой никогда не бывает скучно и одиноко. Культурным человеком станешь лишь тогда, когда с помощью книг обогатишь свою память всеми знаниями, накопленными человечеством в шедеврах истинных мастеров. Притом всех стран. Чтение высококачественной книги предохраняет от вредоносного и посредственного чтения: У. Шекспир, И. Гёте, А. Пушкин, Ф. Достоевский, Ж. Верн, М. Лермонтов, Азимов, Хайнлайн, Стругацкие и др.
Рассмотрим пример творчества А. Моруа, который являлся знатоком русской литературы, писал работы о А. Чехове, Л. Толстом, И. Тургеневе, восхищаясь ими и как гениальными писателями, так и культурными людьми. А. Моруа начинал своё творчество как романист, закончил библиографом. Старался донести волнующие его вопросы фашизма и новых войн. В начале Второй мировой войны, когда писателю было 54 г, А. Моруа записался в добровольцы (фашисты, войдя во Францию, разграбили его дом, арестовали мать, как еврейку и казнили племянников). Однако был вынужден иммигрировать. Главной мыслью всех его произведений, являлось то, что человек только тогда может влиять на ход событий, когда убеждён в своей правоте и уверен в силах. Это и является культурой отдельного человека, а, следовательно, и эпохи, общества, в которой он находится в данный промежуток времени. Это особенно ценно в сложившейся в настоящее время ситуации, когда Россия подвергается политическому, экономическому и военному давлению со-стороны «коллективного Запада». И каждый россиянин должен самостоятельно проанализировать, сохранился ли в нём тот «культурный код», который через многие столетия с гордостью сохранил российский народ. В этом и есть самообразование, самовоспитание и обогащение духовности через чтение современной высококультурной литературы, таких авторов как А. Проханов, А.Корнейчук в которой можно провести параллели и найти ответы на те болезненные вопросы, которые сейчас звучат по всей неравнодушной России. Это долг перед обществом, нацией, страной.
Таким образом, я могу сделать вывод: чтоб уничтожить государство, достаточно уничтожить его “культурный код”, который заключён в книгах с древних времён. Культура со-временем меняется, но остаются неизменным общечеловеческие ценности, которые передаются из книги в книгу, из эпохи в эпоху истории жизни поколений многих людей, всего мира. Ход истории изменить трудно, история движется своим путём. А высококультурная книга является хранителем и свидетелем истории. И молодому поколению надо сохранить и передать возможность чтения книг, как бесценное, культурное, общечеловеческое наследие!