XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Эссеистика на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
Что происходит с литературой в эпоху Netflix, и есть ли в ней смысл?

Современный человек – это социальное высокотехнологичное существо с системным блоком вместо головы и не заканчивающимся списком дел. Он занимается спортом, посещает различные курсы, читает тридцать книг в день, говорит на шести языках и питается исключительно здоровой едой. Изучение литературного творчества – пункт, без которого не стать продуктивным и успешным человеком двадцать первого века. Но зачем в эпоху Netflix читать книги? Что нужно знать, чтобы «стать умным» — классику или нынешнею литературу? Авторы XXI века — наше все?

Литература – бессмертное и развивающееся искусство слова, отражающее внутренний мир и окружение творца. Современные книги не отличаются от классических: они отвечают потребностям и желаниям общества, в котором появились. Литература идет в ногу со временем, поэтому говорить, что нынешнее творчество бессмысленно и глупо – утверждать, что именно такими являются люди XXI века.

Однако пренебрежительное отношение к современным книгам вполне оправдано: издательства все больше печатают окупаемые произведения, чем что-то стоящее. Сочинители «продающейся» литературы – люди с уже имеющейся аудиторией, создающие книги с целью увеличения дохода и популярности. Чаще всего эти произведения готовятся редакторами или издателями, предложившие выпустить новый, прибыльный продукт. И это плохо. Они не обращают внимание на сюжет, оригинальность и качество. Издательства смело выпускают то, что написано известными личностями: произведения будут иметь успех из-за громкого имени автора.

Но заядлые книголюбы знают, что хорошую литературу всегда можно найти: даже не нужно общаться с реальными людьми, чтобы узнать «что они думают об этой книге»? Стоит лишь зайти в сеть, почитать отзывы или узнать мнение «современных критиков» — известных интернет-пользователей, ведущих блог в социальных сетях на книжную тему. Видеоролики и посты с оценкой произведения создают репутацию, не имеет значения отрицательную или положительную, от которой растет доход автора. В наше время на литературе может заработать каждый: как автор, так и читатели, создающие «рецензии» на его произведения.

Роль писателя в обществе кардинально изменилась. Многие русские классики называли литераторов – пророками или избранниками судьбы. Их слушали и уважали в обществе: одним взмахом пера они влияли на юные и старые умы, управляли народом так, как считали нужным. Власти знали о «волшебной силе стиха», из-за чего долгое время существовала цензура, регулирующая голос автора. Современные писатели потеряли способности к острому слову, схожему с кинжалом, и языку, который глаголил истину. Однако в эпоху Netflix произошло приземление творца к обычным смертным, книгопродавцам.

О нынешнем литературном творчестве русский писатель, поэт, публицист и критик Дмитрий Быков говорит следующее: «Современная русская литература чудовищно непрофессиональна, и это единственное, что можно о ней сказать. Она пребывает в такой же глубокой духовной провинции, что и российское образование, кинематограф, фундаментальная наука и все прочие сферы духовной деятельности, и говорить об этом очень скучно. Русскую литературу не читают на Западе и не знают на Востоке. У нее давно не было удач, о которых говорила бы вся Россия. В российском книжном магазине, как правило, нечего купить…»

Думаю, по сравнению с тем видом литературы, который был раньше, современные книги – уникальны, но не так, как классические. В большинстве из них не заложено глубокого смысла, который подтолкнул бы людей к самоизменению, из-за чего от профессии писателя перестали ждать многого. Книги больше не подвергаются строгой цензуре: нет требований к оформлению и тематике текста, поэтому каждый третий хочет попробовать себя в роли «пророка». В основном художественная современная литература не меняет мир, а отображает его изменения, о чем говорит популярность жанра повседневность и любовные романы. В книгах хорошо выстроена игра на человеческих эмоциях: писатели не придумывают сложный сюжет, а думают о том, как добиться искренних слез.

Многие больше хотят читать про людей, мир и проблемы, которые не похожи на их собственные. В эпоху Netflix человеческий разум настолько пресыщен информацией, что в современных книгах читатели ищут не великий сюжет и умозаключения, а — отдых. Возможно, желание убежать от личных бед и переживаний, окунаясь в совершенно другой мир, вызвало появление жанров мистика, фэнтези, исторического и авантюрного романов. Фантастика – прикладной жанр, созданный в конце девятнадцатого века, описывающий возможности человечества в будущем, он заставляет задумываться, поэтому он не так популярен, как все, выше перечисленное на данный момент.

Однако люди современного мира стараются постоянно расти и умственно развиваться: книги по психологии и бизнесу, быстро завоевали любовь читателей. Они помогают занятому человечеству не забывать о себе и получать новые способы заработка, что говорит о не полной потере образовательной функции книг. И не забываем об учебниках и методических материалах.

Многие люди сравнивают современную и классическую литературу, забывая, что окружающие миры А.С. Пушкина или Л.Н. Толстого, не похожи на их собственный. Книги – неотъемлемая часть моей жизни, вне зависимости от того, в каком году они были созданы. Мне интересно узнать как про балы, неравные браки и ссылки в Сибирь, так и про драконов, первую любовь и школу. Литература – разносторонний друг человека, но у каждого он свой.

Варчич Дарья Алексеевна
Страна: Россия
Город: Ростов-на-Дону