XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Эссеистика на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
БЕСЧИСЛЕННОЕ Я (ОТРАЖЕНИЯ РАСКОЛЬНИКОВА)

«Самое святое дело становится кощунством и мерзостью,

если ради его торжества прибегают к преступлению»

Ламенне

Понятие «двойник» используется в литературе очень широко. Двойники бывают очень разные: внешне неразличимые или связанные существенным внутренним сходством. Иногда двойник может включать в себя обе эти характеристики.

А кто такой двойник? Зачем он нужен? Отвечу на всё по порядку. Двойник – это персонаж, схожий с главным героем внутренне, тот, в ком герой видит самого себя. Случайны ли встречи с двойниками? Нет. Они демонстрируют путь героя и помогают сделать верный выбор. Двойники могут выполнять в произведении несколько функций, в зависимости от замысла автора, но для начала выделим их две основные роли.

Первая – двойник как пародия. Такой двойник показывает главного героя выше, а его мысли чище.

Например, Репетилов из «Горя от ума». Он нужен, чтобы показать насколько Чацкий выше этих пустых болтунов, которые «шумят» в Английском клубе и тайном обществе, и насколько он одинок.

Ещё один пародийный двойник – Грушницкий из «Героя нашего времени». В сравнении с Печориным, читатель понимает, что Григорий Александрович поступает не так, как модно, а так, как требует его душа.

Вторая функция – двойник как продолжение личности. Эти двойники отражают от главного героя какую-то одну его сторону и показывают, как её можно развить и к чему она может привести.

Например, доктор Вернер из «Героя нашего времени». Он не является пародией Печорина, но показывает нам, что даже в обществе умных и образованных людей Григорий Александрович остаётся одинок и не понят. Он сложнее, многограннее и может взять на себя ответственность даже за самые дурные поступки, в отличие от, казалось бы, в целом очень похожего на него Вернера.

Рассмотрим приём двойничества в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». В этом романе основным психологическим приёмом является наличие двойников Родиона Романовича Раскольникова.

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – феномен по количеству двойников главного героя. В этом произведении каждый встреченный Раскольниковым персонаж – его двойник. И девушка-утопленница, и студент в распивочной, и Дуня, и Сонечка. Мне кажется, этот список можно продолжать до тех пор, пока не закончатся персонажи в романе, поэтому с перечислением героев пока завершим. Всех двойников Раскольникова можно разделить на несколько групп: «светлые», «тёмные» и «второстепенные». К «светлым» можно отнести – Соню и Разумихина; к «тёмным» – Лужина и Свидригайлова; к «второстепенным» –остальных персонажей.

Рассмотрим всех героев романа в сравнении с Раскольниковым, Кроме Лизаветы, т.к. с ней Родион Романович стал «братом во Христе», после того как Соня, во время раскаяния Раскольникова отдала ему крест Лизаветы, и Пульхерии Александровны, потому что она его мать, наделившая своего сына всеми качествами, которыми они схожи: любовь к ближним, сострадание и многими другими. Действительно ли каждый человек – двойник главного героя? Итак, приступим.

В распивочной, в которую Раскольников заходил достаточно редко, он подслушал разговор студента и офицера. Этот студент рассказывал о старухе-процентщице и говорил, что хочет убить её. Раскольников находится в замешательстве: «Но почему именно теперь пришлось ему выслушать именно такой разговор и такие мысли, когда в собственной голове его только что зародились… такие же точно мысли? И почему именно сейчас, как только он вынес зародыш своей мысли от старухи, как раз и попадает он на разговор о старухе?». Сразу же возникает вопрос: почему мысли студента так похожи на мысли Раскольникова об убийстве старухи? Ответить на этот вопрос достаточно просто. Студент – часть

Раскольникова, постоянно думающая об убийстве, решающаяся пойти на это преступление.

В этой же распивочной Раскольников знакомится с Мармеладовым. Мармеладов – отставной чиновник, у которого есть жена с тремя детьми от другого брака. Он очень притягивает Родиона противоречивой внешностью и ещё более противоречивым взглядом: «светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл, и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие». Наверное, Семён Захарович, как и Раскольников, в молодости был самоуверен и горделив, строил какие-то громадные планы на жизнь и не думал, что в пятьдесят лет он будет сидеть в распивочной и жаловаться бывшему студенту на жизнь и нехватку денег. У Мармеладова и Раскольникова много схожих черт характера: благородство, ум, чувство любви к ближним и самое главное – отчаяние от невозможности изменить окружающую действительность. Но в отличие от Мармеладова, Раскольников не готов сдаваться. Пьянство Мармеладова довело его семью до нищеты и в итоге – до трагедии. Раскольников губит своим поступком свою жизнь, жизнь старухи и её сестры Лизаветы, а также он губит жизнь своей матери, которая, узнав о преступлении сына, не может пережить происходящее.

Катерина Ивановна – жена Мармеладова. Умна и горда, она, как и Раскольников, понимает, что с её умом и образованием она достойна большего («совсем даже не для такой доли и была воспитана, а воспитана была в «благородномдоме», и уж вовсе не для того готовилась, чтобы самой мести пол и мыть по ночам детские тряпки»), но Катерина Ивановна не знает, как добиться лучшей жизни («но от беспрерывных несчастий и неудач она до того яростно стала желать и требовать, чтобы все жили в мире и радости, что самый легкий диссонанс в жизни, стали приводить ее тотчас же чуть не в исступление»).

Также все второстепенные персонажи отражают разные стороны главного героя. Марфа Петровна – жена Свидригайлова, спасшая его и умершая скорее всего от его же рук. Переступив через себя, она терпела выходки своего мужа, лишь бы он был с ней. Андрей Семёнович Лебезятников – бедный чиновник со своей теорией. Придерживаясь её, он пристаёт к молодым понятиям по страсти, поддаётся влиянию новых, до конца не сформировавшихся идей. Лебезятников пародирует увлечённость Раскольникова появившимися идеями. Порфирий Петрович – следователь, с которым Раскольников встречался три раза. Он будто читает главного героя: «Тут дело фантастическое, мрачное, дело современное, нашего времени случай-с, когда помутилось сердце человеческое… Тут книжные мечты-с, тут теоретически раздражённое сердце…». Порфирий Петрович и Раскольников очень схожи внутренне и у него тоже есть своя теория – теория преступления Раскольникова. Заметов – изнеженный эгоист, действующий лишь в своих личных интересах, иногда делает мелкие, подлые вещи, которые может себе позволить. Высокомерен, образован, подл. В Заметове отражается эго главного героя. Никодим Фомич и Илья Петрович отражают религиозную сторону неверующего Раскольникова. Их имена и поступки отсылают нас напрямую к Евангелию. Зосимов хочет, чтобы все считали его оракулом. Этим он и похож на Раскольникова, желающего быть Наполеоном. Зосимов умён и подчёркивает, что у Раскольникова есть «какая-то неподвижная мысль, что-то обличающее мономанию». Образ девушки утопленницы показывает Раскольникову насколько жалко самоубийство, о котором у него закрадываются мысли. Благодаря этому эпизоду Раскольников понимает, что на самоубийство он не пойдет.

«Светлые» двойники Раскольникова – Разумихин и Соня.

Разумихин – лучший друг Раскольникова, зеркально отражающий его. Ему свойственны противоположные Родиону черты: жизнерадостность, активность, общительность и активность. Конечно, жизнь Разумихина не менее сложна, чем жизнь Раскольникова, но он смог устоять и пойти вперед, вопреки нищете и отчаянью. Он не позволяет негативным эмоциям овладеть собой. Достоевский противопоставляет этих двух героев: Раскольников, в отличие от Разумихина, не смог продолжить обучение в университете, Дмитрий не теряет надежды на будущее. Разумихин словно подсвечивает Раскольникова, делает ярче его отдельные черты.

Всё же двойники должны обладать схожими чертами. У Дмитрия и Родиона много сходств: это молодость, уровень образования, ум, талант, мечты. Поэтому Разумихина можно отнести к зеркальным двойникам главного героя.

Перейдём к Соне. В сравнении с Раскольниковым кажется, что эти герои скорее антиподы, чем двойники, ведь Соня – верующий и религиозный человек, в то время как Раскольников атеист, но сейчас я объясню почему Соню и Родиона можно назвать двойниками.

На самом деле девушка так же, как и главный герой совершает преступление. Она переступает через себя, через свою нравственную черту: «Потом поймешь. Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою (это все равно!). Ты могла бы жить духом и разумом, а кончишь на Сенной…». Из-за нищеты Соня вынуждена «пойти по жёлтому билету». Она готова жертвовать собой ради блага окружающих. В образе Сони раскрывается бессмысленность и бесчеловечность теории Раскольникова.

Соня – «светлый» двойник главного героя, их судьбы очень схожи и, в итоге, станут одной общей судьбой, их воскресит любовь: «В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней».

Дуня – сестра Раскольникова – является двойником Родиона, связывающим судьбу Раскольниковых с Лужиным и Свидригайловым.Конечно, Дуня и Родя схожи и внешне, но самое главное их сходство – это внутренний мир. Авдотья Романовна умна, горда и независима, в точности, как и её брат. Дуня уважает свою семью. Она готова переступить через себя ради близких. Именно это она и хочет сделать, когда соглашается выйти замуж за Лужина.

«Тёмные» двойники Раскольникова – Лужин и Свидригайлов. Они оба мрачны и обладают своей теорией.

Пётр Петрович Лужин делает сестре Раскольникова – Дуне – предложение выйти за него замуж. Родион Романович понимал, что ни Дуня, ни Лужин не любят друг друга. Брак для Лужина – способ насытиться зависимым положением несчастной девушки. Дуня же выходит замуж за него ради хорошего материального состояния её семьи. Лужин придерживается мнения, что цель оправдывает средства. Он не останавливается перед тем, чтобы оклеветать Соню Мармеладову. Всё это Пётр Петрович делает ради потакания собственным капризам и удовлетворения эгоистичных интересов.

Также у Лужина есть теория «целого кафтана», подразумевающая не делиться с кем-то кафтаном, так как в итоге у обоих будет только по половине, то есть по сути оба останутся без него. Значит, все люди должны думать сначала о своём благополучии, а уж потом о благополучии окружающих. Раскольников не признаёт теорию Лужина и говорит, что если следовать ей, то и «людей резать можно».

Он живёт «для себя одного», ему «всё позволено». Теории Лужина и Раскольникова похожи в том, что оба стремятся перешагнуть через своё социальное положение, пренебрегая человеческими законами. Лужин, в отличие от Раскольникова, физически никого не убивает, но его идея провозглашает убийство духовное. Но если ради его целей нужно убить человека, он пойдёт на это преступление.

Раскольников и Лужин – двойники. Лужин – худшее проявление Раскольникова. Он способен переступить через все рамки дозволенного и недозволенного. Образ жизни Лужина показывает несостоятельность теории Раскольникова.

Ещё один «тёмный» двойник Раскольникова – Свидригайлов. Они схожи внутренними убеждениями и неприятием жизни такой, какая она есть. У Свидригайлова, как и у Раскольникова есть теория. «Я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!». Следуя своей теории, Свидригайлов совершает много дурных поступков, а может даже и преступлений. Он был шулером и замешан в «темных» уголовных делах со смертельным исходом; возможно, и это даже почти точно, он убил свою жену – Марфу Петровну. И сама его идея подтверждает, что любое зло, а значит, в том числе и убийство, может быть оправдано.

У Раскольникова и Свидригайлова много схожих черт. Они оба сумасшедшие, у них есть собственная идея, они странны и подлы.

Их объединяет то, что они оба бросили вызов обществу. Свидригайлов попытался освободиться от совести, но это привело к смерти. Аркадий Иванович и Родион Романович в финале получили наказание. И не потому что их «раскрыли», а потому что их мучает совесть. Важную роль в осознании совершённых преступлений играют женщины. Для Раскольникова этой женщиной стала Соня, для Свидригайлова – Дуня. Смерть – исход событий, если бы Раскольников не покаялся и не признался в своём преступлении.

Если бы главный герой смог реализовать свою теорию, то стал бы Свидригайловым. Аркадий Иванович уже давно перешагнул моральные грани добра и зла и не мучается вопросами совести, в отличие от Раскольникова. Для Свидригайлова хороша любая поставленная им цель, а значит, оправдывается и всякое злодейство, совершенное ради её достижения.

Бесчеловечная теория Раскольникова тесно связана с жизненной позицией Свидригайлова, который всегда жил по принципу «всё дозволено».

«Раскольников обречен сталкиваться с людьми-призраками, которые

высказывают ему его же мысли (Свидригайлов), демонстрируют ему его же судьбу(Соня), предупреждают его поступки (девушка, бросившаяся с моста)» .

Ф. М. Достоевский использовал в своём романе ярко выраженный приём двойничества. Характер Раскольникова разбит на множество маленьких частичек – его героев-двойников.

Двойники Раскольникова присутствуют в романе, чтобы убедительно разоблачить теории главного героя. Автор окружает его персонажами, в которых, как в кривом зеркале, отображаются все мысли героя, пародируется та или иная сторона его личности. Благодаря этому роман Достоевского оказывается не столько судом над преступлением, сколько судом над характером и убеждениями человека.

Грабо Екатерина Сергеевна
Страна: Россия
Город: Невьянск