Я люблю смотреть кино на большом экране в кинотеатре или же на экране домашнего телевизора. Мне нравятся разные жанры киноискусства: исторические, комедийные, научно-популярные фильмы. Но особенно увлекли меня документальные фильмы. Они, как правило, основаны на подлинных жизненных фактах. Благодаря документалистике, мы можем расширить кругозор, открыть для себя неизвестные страницы истории своей страны.
Вот на экране – фильм «Победа на БАМе». Мелькают кадры советской кинохроники. Хроника страны, которой уже нет. Но живы ещё очевидцы этого масштабного события XX века – строительства Байкало-Амурской магистрали.
Кинокадры выхватывают лица. Много лиц. Лица людей, без которых БАМ никогда не стал бы БАМом.
Сейчас, когда смотришь эти кинокадры, сделанные в день отправки первого комсомольского отряда на строительство БАМа, невольно вспоминается ещё одно событие в истории нашей страны, вызвавшее такой прилив воодушевления, позвавшего всех на улицы и площади, заставившее улыбаться друг другу совсем незнакомых людей. Человеческое половодье напоминает нам о полёте и триумфальном возвращении Юрия Алексеевича Гагарина в космос.
Кадры кинохроники. 1961 год. Апрель. Га-га-рин! Его знаменитое теперь, стремительное: «Поехали!». Многое вместе с ним изменилось в истории человечества. «Поехали!» – звучит как призыв к отважным.
1974 год. Апрель. Москва вновь вышла на улицы, но не встречать, а провожать. И не героя, а героев. Их шестьсот человек, они уезжают на БАМ прямо из Кремлёвского дворца съездов. Ребята-комсомольцы отправляются в неведомое. Их ждет свой космос, поскольку предстоящая работа будет масштабов космических. Поэтому в тот апрельский вечер на Ярославском вокзале и прозвучало гагаринское: «Поехали!»
Следующие кадры полны солнца. И, именно благодаря нему, в хронику попали не только строители дороги, но и оператор. Мы видим его скромную тень. Это он следовал за рабочими, фиксируя всё, что происходило на магистрали. Ведь каждый шаг, каждый кадр – историческое событие. Из-за самоотверженности кинооператора, мы, поколение XXI века, можем вновь прожить самые важные моменты большой стройки.
Кинооператор устремляется за сосредоточенным квартетом монтёров пути. В руках у них инструмент, который на БАМе называли по-разному. Кто – «целовальник», кто – «машка». Но назначение у него одно: рихтовать, править уже уложенные рельсы, чтобы они были прямыми. Монтёры пути – народ непростой, стоящий на трассе особняком. Дело у них тонкое, не терпящее обмана. В каждом кадре – тяжелейшая работа, в которой скорость сочетается с безукоризненностью. Километры уложенных рельсов – это тот самый конечный результат, по которому оценивались итоги работы огромного коллектива строителей железной дороги.
А это уже другие кадры: мужчины в строительных касках сверяют часы. Вот пришёл этот заветный час, пришёл, чтобы навсегда остаться в памяти людей и в истории страны.
Только что, мгновение назад, сошлись, сомкнулись рельсы небывалой трёх тысячевёрстной магистрали. Мгновение, вместившее в себя результат усилий десятков тысяч человек. Мгновение, к которому они стремились десять бесконечно долгих лет. Мгновение, подарившее им радость победы. Сверим часы, это мгновение надо запомнить.
Кадры кинохроники передают напряженность момента. С востока и с запада навстречу друг другу двигались бригады монтёров пути. Они встретились на разъезде Балбухта, которому суждено будет войти в историю как место «черной» технической стыковки БАМа. Здесь будет установлен памятный монумент в виде двух сходящихся путей.
Следующий кадр кинохроники. 1 октября 1984 года. Этого дня ждали, его приближали все: и строители, и семьи строителей и кинорепортёры. На станции Куанда Читинской области бригады Александра Бондаря и Ивана Варшавского уложили символические «Золотые звенья». Ещё одно мгновение – стрелы путеукладчиков сомкнутся и образуют арку. Триумфальную арку!
Вот такое оно – документальное кино. Главное впечатление от увиденного — точность воспроизведения жизненных ситуаций. И за этим – жизни и характеры людей. Кинооператоры сумели уловить и передать дух магистрали. А мы можем совершить путешествие во времени: вернуться к истокам строительства магистрали, а можем остановить время и полюбоваться героями БАМа. Но всё уйдёт в мемуары, а железная дорога останется. Она должна жить не в воспоминаниях, а наяву. Дорога, взявшая начало в прошлом, живущая в настоящем и уводящая в будущее.
Кино закончилось. БАМ продолжается…