XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Проза на русском языке
Категория от 10 до 13 лет
Страницы истории

Теплое солнце уже изо всех сил пыталось прогреть зимнюю землю. На улицах с каждым днем все сильнее и сильнее чувствовался приход весны. Солнце светило ярче, песни птиц слышались чаще. И все же зима не хотела так просто отдавать свое место другому времени года. Детвора уже практически не уходила с улицы — то и дело до уха доносились радостные крики резвящихся ребят.

В это время на скамейке сидел мальчик Петя, который упорно пытался учить историю, но пока у него ничего не получалось.

— Как же я не люблю историю! — пожаловался Петя сам себе, зубря параграф из учебника. Пролистывая без всякого интереса, он был готов его бросить куда подальше от себя. Но вспомнив, что на улице кругом ходят люди, он еще сильнее нахмурился и вцепился в учебник, чтобы  хоть что — нибудь запомнить. Петя учил историю Великой отечественной войны, по которой завтра у него должна быть контрольная работа. Поэтому уже совсем отчаянно, он смотрел в этот учебник и наконец выбившись из сил,  мальчик с глухим звуком захлопнул учебник, и откинул его на другой конец лавочки. ,,Ну вот вообще ничего не запоминается! » — со страданием на лице немного громче проговорил он.

В это время из подъезда соседнего дома выходил дедушка. У него была тонкая коричневая куртка по пояс и широкие черные штаны. Дедушка двигался медленно, как будто никуда не спешил. На вид он был, как обыкновенный мужчина приклонных лет с добрыми глазами и с нежной улыбкой на лице. Каждый день почти в один и тот же час он выходил на улицу, чтобы подышать свежем воздухом. Как всегда по своему обычному маршруту он направился к рядом стоящей лавочке, где в то время сидел Петя, который боролся сам с собой, а если быть точнее, с ленью. Подойдя к скамейке, дедушка остановился и стал пристально смотреть на мальчика.

— Эй, милок! — начал задорно дед. — Можно ли к тебе присесть? — продолжил он, улыбаясь. Мальчик медленно поднял голову, оглядел старика своим грустным и даже немного недовольным взглядом и тихо ответил:

— Да, да конечно, — буркнул быстро Петя, взяв учебник, который мешал старику сесть.

— А что ж, ты такой грустный? — спросил с непонимаем дедушка. — Смотри погода какая! Эх, заглядение! — говорил весело пожилой мужчина, смотря на мальчика. Петя в этот момент уже судорожно обдумывал план к отступлению — учить уроки в таких условиях было невозможно. ,,А мне ведь контрольную завтра писать,» —  пронесся в голове у мальчика последний аргумент.

— Извините, но я должен идти, — сказал тихо мальчик и уже начал было вставать со скамейки.

— А что ж ты так скоро? Неужто я тебя смутил? — с досадой спросил дедудушка у мальчика, смотря на его цветной учебник.

— Нет, что вы, мне просто надо историю учить. Завтра будет контрольная, — проговорил грустно Петя, сделав значительную паузу. —  Но вот только у меня ничего не получается… — сказал он и понуро опустил голову.

— Так я же могу тебе помочь, хоть доктора и ставят мне атеросклероз, но историю Великой отечественной я хорошо помню! — рассмеялся пожилой человек. Мальчик озадаченно посмотрел на него оценивающим взглядом: седина, длинная белая борода и искорки в уголках глаз заставили Петю довериться и рискнуть. Он остался.

— Правда поможете? — поинтересовался мальчик, садясь на скамейку.

— Конечно! — улыбнулся дед. — Дай — ка я взгляну на твой учебник, — сказал он, протягивая мальчику руку. Петя не медля вручил ему книжку, а сам стал тихо ждать, смотря куда — то вдаль.

Погода начала немного менятся. Ветер стихал, а солнце все сильнее припекало — в куртке становилось жарковато. С деревьев уже стали падать капли тающего снега. И улица начала преображаться.Какой у тебя красивый учебник! — восхищенно заметил дедушка. — Вот когда я учился в школе, у нас были они совсем обычные, без таких красочных картинок, — говорил он, рассматривая с интересом книгу. Мальчик удивленно уставился на пожилого мужчину. ,,Надо же, с таким любопытством рассматривает его!».

Не прошло и пяти минут, как дедушка с улыбкой на лице повернулся к мальчику.

— Что ж, держи! — наконец сказал он и передал аккуратно учебник. Все еще с интересом проважая книгу взглядом.

— Ну, теперь вы мне поможете? — с надеждой спросил Петя, взяв книжку. — А то мне домой уже пора, — протянул уныло он.

— Конечно, помогу! Раз обещал, значит сделаю, — ответил спокойно дедушка. В этот момент в его взгляде отчетливо читалась грусть. Только у меня не такая история, как в твоей книжке, у меня настоящая.

На дворе стоял 1934 год, я работал на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре, работали мы тогда много. В том же городе я познакомился с Алексеем Маресьевым, личность которого надолго сохранилась в моем сердце и памяти. Когда началась война, я очень хотел попасть на фронт добровольцем — Родину защищать. Меня взяли во взвод армейской разведки, где я и прослужил до конца войны.

Под обстрелом мы захватывали немцев с переднего края. Однажды попался нам фашистский офицер, который обладал особенно ценной информацией — на его допрос аж сам маршал Жуков приехал.

Были и страшные моменты. Я хоть и старик, но признаваться в страхе не стесняюсь. Однажды лежал я в окопе, дремал, положил голову на плечо. А мне раз, и пуля прилетает в руку. Немец хотел в голову попасть, а промахнулся. Подбежал ко мне раненному и говорит ,,Повезло тебе, парень, в рубашке родился. Не трону тебя больше». Плечо мне, конечно, зашили, а шрам остался, как и воспоминание о подаренной немцем жизни. Все-таки неоднозначная она, война эта. Смерть и жизнь идут рука об руку, а ты каждый день думаешь, кто из них уведет тебя с собой сегодня. Да что уж там, это я теперь только думаю об этом, тогда на войне на это времени не оставалось.

Окончил свою службу я в должности командира разведвзовода. Многим из наших дали ордена и медали, да только не в наградах правда — на войне подвиги совершают все каждый день. Все, кто со мной служили, кто еще жив и нет, все они герои своего отечества, все они подарили чистое небо над головами и возможность жить в мире.

Вот и ты, мальчик, учишь историю и отдаешь им дань уважения. Молодец, что учишь, правильно делаешь.

Дедушка как-то слишком резко оборвал свой рассказ, в голове у Пети еще проносились сцены баталий: грязь на гусеницах танков не успела высохнуть, дым рассеяться, а сражение закончиться. Мальчик был под впечатлением. Это совсем не та скучная история, о которой писали в учебнике, это, как правильно сказал дедушка, настоящая, живая история настоящих людей.

Тот вечер Петя провел, конечно же, за учебником истории, как и многие другие — мальчик серьезно решил заняться этим предметом, а в будущем, возможно, и связать с ним свою жизнь. История больше не казалась ему скучной, наоборот, она стала для Пети чем-то таинсивенно-захватывающим, ведь теперь это были не просто рассказы из книжки, а поступки реальных личностей, реальные события, которые влияли на жизнь мальчика, его близких и всех людей на планете.

 

Анисина Анастасия Николаевна
Страна: Россия