Принято заявок
739

XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Эссеистика на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
Современная поэзия как феномен

Современная поэзия — многогранное понятие, раскрыть которое не получится даже при рассмотрении всех возможных тезисов, касаемо которых релевантно судить о нем. Дело в том, что, совершенствуясь (или же наоборот — деградируя) и развиваясь (неважно, в какую сторону), феномен творчества как такового остается неразгаданной загадкой, нераскрытой тайной, объяснить которую в большинстве случаев не подвластно даже автору произведения. Стоит упомянуть, что постижение смысла поэзии возможно, однако он, скорее всего, окажется не единственно верным. Множество доводов и догадок не обязаны обвенчаться успехом, но ведь сам поиск сути, выявление закономерностей, сопоставление только что открытого с уже понятным, усвоенным — ни что иное, как истина. Запуск подобного механизма и составляет основу литературного процесса.

Для того, чтобы разобраться в многообразии форм и смыслов рассматриваемого понятия, нужно ответить (или же хотя бы попытаться ответить) на вопрос, что же такое «современная поэзия», и какое десятилетие является ее «точкой отсчета»? Дело в том, что с течением времени в искусстве приумножается то, что было придумано ранее, но добавляется нечто иное — отличительная черта, привлекающая читателя (самобытное, неизвестное). Или же наоборот — всецело отвергается былое, а только что созданное в корне ему противопоставляется (футуризм как отличительный пример подобного явления). Однако это было раньше, до осмысления литературных течений и полноценного их развития. Теперь же, когда радикально новое уже сложно придумать, но искусство не стоит на месте, на смену приходит нечто, что именуется «современной поэзией». Ее отличительной особенностью является то, что, с одной стороны, она вбирает в себя традиции прошедших веков, а с другой — переосмысливает их, задавая новые формы и постигая иные смыслы.

Утвержденного начала «эпохи современной поэзии» не существует. Некоторые приравнивают его к 1980-м годам, когда перестройка способствовала появлению новых идей и развитию социалистического реализма. Некоторые соотносят с началом 21 века, то есть с 2000-ми. А каких авторов можно назвать «современными»? Вероятнее всего, самым оптимальным выходом будет опираться на творчество людей конца 20 столетия и живущих по сегодняшний день. Они зачастую «ломают» границы, рушат читательские ожидания. Произведения современных поэтов насыщены множеством метафоричных образов, за которыми либо глубоко скрыт смысл, либо он отсутствует вовсе, что восходит к поэтике ОБЭРИУТОВ (яркие представители этой группы, Хармс и Введенский, их стихотворения являются не «заумью», а «бессмыслицей», а столкновение смыслов порождает шок — толчок к мистическому осознанию явлений).

Современная поэзия далеко не всегда представляет собой несколько рифмованных стихов, какой читатель привык воспринимать лирику. Хотя встречаются и такие варианты, например, подборка стихотворений Екатерины Хиновкер «Племя персефонье», изданная 16.05.2023 в журнале «Юность». Цикл произведений восходит к древнегреческим мифам: «Эхо», «Прозерпина», «Эвридика» напрямую, а «Весна» косвенно. В первых трех стихотворениях представлено переосмысление образа героинь мифологии, судьбы которых сложились трагично. Причем исключены первичные герои (будь то Орфей или Нарцисс, имеющие прямое отношения к представленным историям), автор рассматривает всё через оптику женского восприятия. Так, качества Нарцисса переложены на Эхо, которая «допивает свое отраженье» и испытывает страх. Стихотворения сборника «переплетены» между собой, поэтому в «Эхо» можно разглядеть отголоски «Эвридики»: «а так бы я вышла из мрака». «Прозерпина» же буквально спивается Аидом, что выводит античную историю на современный лад: «Девушка девушка повторите девушке пиво!/ Пей, медичка моя! Пей, подружка моя, Прозерпина!» Границы мифа и реальности стираются, точно так же, как исчезает изначальная идея в третьем предложенном стихотворении. Эвридика в понимании автора выступает независимой и самостоятельной: «Никто за мной к Аиду не приходит./ А я могу. Могу и возвращаюсь», что в каком-то смысле противоречит мифу. Все это коррелирует с «Весной» Е.Хиновкер, где образ Персефоны как жены Аида, владыки Царства Мертвых, раскрывается более полно. Время года соотносится с периодом осознания себя, собственной жизни, неизбежности судьбы. Современная поэтесса проецирует древнегреческую мифологию на настоящее время, она реорганизует суть античных историй, выделяя факты, кажущиеся Е.Хинковер более значимыми для преподнесения целевой аудитории. Можно сказать, что автор ищет «новые смыслы» в каноничных текстах, докручивает их. Но тем не менее видна явная опора на уже созданное: поэтесса не придумывает мифы, она изменяет структуру того, что устоялось в сознании.

Однако есть примеры изобретения совсем новых поэтических форм. Именно такой является танкетка, придуманная Алексеем Верницким в 2003 году. Эта «сверхкраткая твердая форма» диктует определенный набор правил, которые необходимо соблюдать при написании подобного рода произведений. Автор исследовал дзен-буддистские практики медитации и на основании их пришел к идеальной поэтической форме, которая позволит воспроизвести медитативный текст, подходящий русскоговорящему («Лицо/ Ареал сна»; «Не живи/ В голове»). А.Верницкий в статье «Танкетки» подробно описывает каждую тонкость, необходимую для создания танкеток. Основные правила: две строки, шесть слогов, отсутствие знаков препинания — идеальный алгоритм для медитации.

Воспроизведение всем известных стихотворений цифрами — еще один пример новой поэтической формы. Однако он полностью основывается на «перезаписи» каноничного стихотворения. При произнесении цифр, с помощью которых «создано» произведение, с легкостью можно уловить его ритмику, благодаря чему узнать текст. «Цифровая поэзия» является абстрактностью, по сути лишенной смысла, но обладающей размером и даже динамикой. Так, среди «зарифмованных» «138 5 15/ 12 8 45/ 17 19 20/4 225» угадывается начало онегинской строфы.

Жанром поэзии, в котором заимствуют строки из произведений, является найденная поэзия или центон (стихотворение, созданное посредством прямого цитирования других авторов). Она раскрывает образный строй мышления писателя, демонстрирует его насмотренность как правило общеизвестных текстов. Например, стихотворение Макса Трапицина представляет «переплетение» известных стихотворений Н.А.Некрасова и А.С.Пушкина: «Однажды, в студёную зимнюю пору,/ Сижу за решёткой в темнице сырой./ Гляжу, поднимается медленно в гору/ Вскормлённый в неволе орёл молодой…»

Если говорить о «нестандартных» формах современной поэзии, то первой на ум приходят тексты песен. В настоящее время распространились музыкальные композиции, в которых встречаются реминисценции и аллюзии на авторов прошлых веков, что напоминает форму центона. В 21 веке музыка и поэзия слиты воедино. И если раньше такой симбиоз называли романсом, то сейчас процесс скорее обратный: не стихотворения перекладываются на мелодию (подобно произведениям А.А.Ахматовой или С.А.Есенина), а из песенных композиций вычленяются и анализируются рифмованные строки. Причем метрика стихотворений и темпоритм музыкальной композиции образуют единый организм, заставляя реципиента запоминать и впоследствии повторять только что услышанное. Тем более, что с помощью тональностей мелодии (взять хотя бы стандартные мажор/минор) можно лучше проникнуться настроением стихотворения, понять, что хотел сказать автор.

Можно сказать, что современные поэты отдают дань памяти прошлым поколениям, буквально цитируя их в произведениях. Например, в песне группы Электрофорез «Зло», выпущенной в 2021 году, встречается стих из «К *** (Я помню чудное мгновенье…)» А.С.Пушкина: «Без слез, без жизни, без любви». В обоих произведениях лирические герои страдают, речь идет о тяжелой любви, поэтому заимствование строки довольно оправданное. Подобное «цитирование» классических поэтов встречается в песни «Вещь» Гр.Полухутенко, которая вышла в 2013 году. Автор на концертах неоднократно заявлял о том, что считает Н.А.Некрасова одним из лучших лириков в русской литературе. Встречающаяся в приведенной песне фраза « опять бьют женщину на Сенной» — прямая отсылка к «Вчерашний день, часу в шестом…». Завершающая этот куплет строка «Смотри, опять ты смотришь, а ещё зачем ты нужен?» указывает на пассивность лирического героя, его неспособность к действию и помощи, что снова восходит к стихотворению Н.А.Некрасова и обреченности крестьян в условиях крепостного права. В рассматриваемых музыкальных композициях прослеживается тема недовольства жизнью, поиска ее смысла и собственного предназначения, однако это раскрывается не напрямую, а через многообразие метафор, сравнений и риторических вопросов («Думаю что ты не вспомнишь все/ Мои черты лица», «Но что, если жажда делать зло/ Станет чуть сильнее?» — Электрофорез «Зло»; «А ты был такой пацифист и такой гуманист/ И вдруг началась жизнь», «Нет ничего из того о чём, мой друг/ Но само о чём есть и как» — «Вещь» Гр.Полухутенко).

Можно утверждать, что подобная «музыкальная современная поэзия» отражает проблемы молодежи, однако дает ей стимул не сдаваться и бороться с невзгодами на пути. Именно поэтому популярностью пользуются песни ныне действующей группы «Дайте танк (!)», основными мотивами которой являются детство, утопические желания и реализация возможностей. Трек «Шанс» наталкивает реципиента мечтать и мыслить позитивно. Воссоздается идиллистическая картина мира, которая буквально окунает слушателя в детское беззаботное пространство: «Чем дальше город, тем лучше пейзаж/ И небо не в дымке, а в сахарной вате». Лирический герой призывает не опускать руки, ведь подросткам 21 века присуще чересчур драматизировать собственную жизнь, ища поддержку: «Найдётся выход из любого тупика/ Воспринимать меня всерьёз начнёте вы/ Я разбегаюсь для последнего прыжка/ Выше головы!». Песни группы отвечают «запросам» целевой аудитории, и в смысле, заложенном автором, каждый находит то, что в настоящий момент необходимо именно ему. Например, некоторые услышат в треке «Вы» обыкновенную историю стремления ребенка реализоваться, а кому-то откликнется проблема тяжелых взаимоотношений в семье («Форма общения в нашем семейном кругу напоминает квадрат/ В конституции нет закона, чтобы взять и досрочно вырасти/ Дождь идёт и меня не выпустят, посмотрю на грозу с балкона»), и даст понять, что слушатель не одинок, что со всем можно справиться, приложив усилия. Так, каждый вправе толковать идеи, заложенные в песни, по-своему. Именно это и характеризует «современную поэзию» — разносторонность смыслов, которые можно обнаружить в том или ином произведении.

Цифровая эра зародила аудиопоэзию. Приведенная форма декламирования ограничивает слушателя в способах восприятия произведения, так как она представляет собой аудиофайл (или видеофайл) с прочтением, а само стихотворение принципиально не распространено в интернете в текстовом формате. Звуки здесь играют главную роль: именно через них чувствуется настроение. Поводом к подобному виду изложения мысли могло послужить желание автора донести смысл написанного самостоятельно, с той единственно верной (для поэта) интонацией и точным выражением.

Помимо восприятия чего-либо на слух, важной является картинка. Именно за такой подвид «современной поэзии» отвечает визуальная поэзия. Она зародилась еще в 3 веке до нашей эры (фигурные стихотворения Симмия Родосского: «Секира», «Крылья» и «Яйцо», строки в которых расположены таким образом, чтобы визуально напоминать предметы в заглавии).

В 21 веке этот вид поэзии продолжает свое существование и в буквальном смысле является поиском «новых форм». Так, в стихотворении «Ариадна» Татьяны Манковой (2005 год издания) центральным образом является лабиринт, который лишь усиливает восприятие и понимание смысла стихотворения.

К одному из подвидов визуальной поэзии относится панторифма. Она представляет собой стихотворение, в котором каждый стих целиком является рифмой. Дмитрий Авалиани выполнил сверхзадачу: строки его панторифм абсолютно идентичны лексически, различаются лишь места разделения слов и ударения.

Подобный формат изложения мыслей сложен, так как имеет явные ограничения. Однако он интересен и неоднозначен, дает пищу для размышлений и за счет техники исполнения довольно явно отличает автора от других поэтов.

Стихотворения поэтессы Елены Кацюбы отличаются своей образностью и неоднозначностью. Автор использует разнообразные визуальные приемы: от палиндрома до анаграмм. Современная поэзия — это шанс выделиться и показать то, куда способна завести фантазия, насколько интересно можно построить произведение, когда под рукой, к примеру, всего лишь одно слово — манекен.

У Елены Кацюбы также есть стихотворение-коллаж «Бабочка из сна». Эта форма поэзии — синтез графики и визуала. Похожий прием демонстрации произведения — фото-текст — использует современный поэт Александр Моцар.

Разнообразие форм того, что в настоящее время можно назвать поэзией, не останавливается на песнях, своеобразных стихотворениях и визуальных изображениях. Распространенная в последние года видеопоэзия стала набирать обороты. Довольно трудно раскрыть сам смысл и формат этого понятия, однако можно провести аналогию с «оживлением» литературного текста, его визуализацией. Тогда легко прийти к понятному формату кинематографа, где кадры друг за другом сменяются, подобно строкам в стихотворении. Как раз временное ограничение в визуальной передаче и составляет основу видеопоэзии: нужно соблюдать темп прочтения отдельного стиха и его авторского воспроизведения на экране. Подобная форма поэзии возможна и предназначена для демонстрации именно через современную аппаратуру, поэтому возникла она не так давно и является лишь развивающимся феноменом. Однако для популяризации видеопоэзии устраиваются международные фестивали, например «Пятая нога», который проводится с 2006 года. Люди заинтересованы продемонстрировать, как они видят то или иное стихотворение. Такой формат репрезентации совмещает в себе сразу несколько способов, рассмотренных ранее: вербальный, аудиальный и визуальный, что позволяет автору показать себя и как выдающегося оратора, и как монтажера с нестандартным, самобытным видением.

В современной поэзии довольно явно наблюдается стремление использовать все возможные доступные технологии, за счет чего сделать произведения необычными и своеобразными. Применение аудио и видеоаппаратуры, множество вариаций воспроизводства и создания стихотворений говорят о бесконечном потоке мыслей поколения. За счет этого формируются новые жанры, переосмысливаются давно забытые. В поэзии 21 века можно обнаружить отголоски творчества поэтов-классиков, произведения которых стали основой для создания современных стихотворений. Однако можно найти примеры совершенно иных взглядов на лирику. Именно многообразие идей писателей способствуют поиску новых смыслов и форм в современной поэзии.

Ремезова Валерия Евгеньевна
Страна: Россия
Город: Клин