Утро понедельника. Миша влетел в школу за секунду до звонка. На входе его остановил охранник.
— Эй, ты! Куда спешишь? — сказал охранник с осуждением. — Что за вид? Почему рубашка так расстёгнута? Так ещё и пуговица оторвана!
Миша осмотрел рубашку, вздохнул и побежал на урок. Залетев в класс, плюхнулся на стул рядом с Владом.
— А тебя охранник тоже отругал? — расстроенно спросил Миша.
— За что? — недоумевал Влад.
— Ну, у тебя тоже нет верхней пуговицы!
Влад и не заметил пропажу. Но он точно помнил, как с утра застёгивал эту пуговицу.
В класс зашла Людмила Васильевна, учительница биологии. Она всегда выглядела собранно: выглаженная блузка, собранные волосы и строгий костюм.
— Смотри, у Людмилы Васильевны тоже расстёгнут воротник! — с удивлением пробормотал Влад.
— И пуговицы нет! — подметил Миша.
Весь урок, вместо того чтобы слушать новую тему, они осматривали воротники одноклассников. Как выяснилось, у всех рубашек в классе отсутствовала верхняя пуговица.
На перемене друзья носились по коридорам, проверяя воротники у всех подряд.
— Эй, у тебя тоже нет верхней пуговицы! — прокричал Миша первокласснице.
Девочка испуганно вздрогнула, потрогала свой воротник и заплакала.
— Тише ты! — одернул его Влад.
Но Мишу уже не остановить: он рассказал всем друзьям и учителям. Тогда Влад просто присоединился к «рубашечному осмотру».
Звонок. Второй урок.
Весь класс шептался о пропаже пуговиц, указывая на воротники друг друга.
Учительница математики, Анна Ивановна, строго хлопнула журналом по столу.
— Хватит шептаться! Открываем тетради, записываем тему!
— Анна Ивановна, а у вас пуговица на месте? — неожиданно спросила смелая девочка с последней парты.
Учительница оглядела себя. Пуговицы не было. Её лицо на миг исказилось от недоумения.
— Это неважно! — воскликнула Анна Ивановна. — Пуговицы не спасут вас от контрольной!
Перемена. Коридоры школы казались базаром в последний час распродаж: ученики и учителя толпились, кричали и размахивали руками, ощупывали себя, показывали друг другу на пустые места. Кто-то смеялся, кто-то выглядел встревоженным, а кто-то просто прикрывал рубашку рукой. Учителя пытались восстановить порядок, но их попытки были бесполезны — ученики показывали на их воротники, где тоже не хватало пуговиц. Про третий урок вовсе забыли: все были заняты безумной пропажей.
Вдруг в коридоре заметили проходящего физрука, которого не интересовало всё происходящее безумие. На нём была красная олимпийка, но рубашки не было.
— Смотрите, физрук вообще без рубашки! — закричал кто-то из ребят. — Может, это он всё затеял!
Физрук, услышав шум, обернулся и подошёл ближе.
— Да вы что! Я просто надел олимпийку, — произнёс он, расстёгивая её и выпячивая грудь. — Смотрите, у меня тоже есть рубашка, и у меня тоже нет этой дурацкой пуговицы!
Во время разборок с физруком Миша и Влад, стоявшие у окна коридора на первом этаже, заметили что-то странное. На ветке старого каштана за окном сидела сорока. И в клюве у неё что-то блестело. Маленькое и круглое.
— Смотрите! — крикнул Влад, указывая пальцем на птицу.
Друзья прижались носом к стеклу, наблюдая, как сорока ловко переворачивала в клюве блестящий предмет. Это было похоже на пуговицу.
Не сговариваясь, мальчики и многие ученики рванули к выходу. На школьном дворе они замерли, осматривая высокие ветки деревьев.
— Там! — Миша показал на гнездо, едва заметное среди листвы.
Но находилось оно слишком высоко. Спустя несколько минут споров о том, как доставать, они заметили физрука, который не сразу подошёл к месту происшествия. Именно его и попросили о помощи.
— Сорока? — учитель задумался, но всё равно принёс лестницу.
Забравшись на дерево, он заглянул в гнездо и заулыбался.
— Ну даёте! Да здесь целая коллекция!
Осторожно спустив гнездо вниз, они увидели нечто необычное: десятки пуговиц всех цветов и размеров. Тут были и скромные школьные, и нарядные с учительских блузок, и блестящие, и даже одна золотистая.
В этот момент к ним подошла Людмила Васильевна. Увидев гнездо, она рассмеялась:
— Это ж надо так постараться, чтобы незаметно собрать все верхние пуговицы нашей школы!
Все пуговицы переложили в коробку и поставили в учительскую, чтобы потом раздать владельцам. Опустошив гнездо, Миша обнаружил журнал. Журнал мод для птиц.
Как оказалось, сорока выбирала именно верхние пуговицы из-за моды. Видимо, она отправляла их на показ.
Любительница верхних пуговиц, сорока, лишившись своего сокровища, недовольно кричала на ветке, но вскоре улетела. А в школе началась раздача: ученики и учителя выстраивались в очередь, чтобы найти свою пропажу.