МКУК Малмыжская ЦБС
Марималмыжская сельская библиотека
Независимая детская литературная премия
«Глаголица».
Рассказ «Живут потомки
Токтауша».
Глухова Диана, ученица 9 класса МКОУ ООШ с. Мари-Малмыж,
15 лет. Кировская область, Малмыжский район, с. Мари-Малмыж, пер Речной, д.3
Руководитель: МихайловаР.А, библиотекарь Марималмыжской сельской библиотеки.
Глухова Диана интересуется историей своего края, изучает ее, является волонтером добровольческого объединения «Родник» МКУК ООШ с. Мари-Малмыж, помощник при проведении литературных и других мероприятий в библиотеке, как волонтер ведет танцевальный кружок «Яркие краски» для 2-6 классов.
«Живут потомки Токтауша».
Очень давно – давно, стоял на берегу реки Вятки марийский город Малымаш, в настоящее время он называется Малмыж. Предводителем черемис был князь Полтыш (Болтуш). Отважным и сильным был князь, и ему подчинялись все черемисы. Но пришли русские стрельцы Ивана Грозного и покорили Казань, а потом пришли на Малмыжскую землю. Но не хотел покориться князь Болтуш. И решили черемисы защищать свои земли. Долго бились русские с черемисами, но силы были не равные. В одном из боёв был убит князь Болтуш. Город был сожжен, а князь похоронен на высокой горе. Эта гора сейчас называется Болтушиной горой.
А остатки черемис с князем Токтаушем, братом Болтуша, решили схорониться в дремучих лесах. Сели они на лодки и начали спускаться по реке Вятке. Проплыли они 12 километров и увидели речку, которая текла в глубь леса. Решили они плыть по этой речке. Поднявшись немного, они увидели небольшую поляну с холмами. Понравилось им это место, и решили они здесь построить новое поселение и назвали его как прежний город Малымаш (Черемисский Малмыж), а в настоящее время он зовётся Мари – Малмыж. Поселились они, начали строить дома, распахивать поля, занимались охотой и разведением пчёл. Улицу, которая появилась первая, назвали Курмыш. Это название сохранилось до сих пор. Хотели черемисы жить по-прежнему, но уже не смогли. Пришлось князю Токтаушу покориться русскому царю. Об этом событии сохранилось предание, где говорится, как князь Токтауш « пошёл с поклоном в Москву». И дал Иван Грозный князю грамоту, которая подтверждала их право на владение собственными землями, которыми они владели испокон века. Эта грамота долго хранилась в роду малмыжских князей в Черемисском Малмыже, но со временем она потерялась. Но потом в поселение пришли русские, поселились около реки и стали они жить вместе. Черемисы были язычниками, но при царствовании Екатерины II стали принимать крещение, а те, которые не хотели креститься, уходили за реку Вятку, и строили новые поселения. Была построена Петропавловская церковь, открыта церковно –приходская школа. Крестьяне выращивали рожь, гречиху, ячмень, пшеницу, горох, овес, картофель, морковь, лук и помидоры.
Еще в селе издавна занимаются пчеловодством. Считается, за особое умение ухаживать за пчелами марийцы получили название знахарей.
Пришла советская власть, а затем началось гражданская война. Война моего села не коснулась, но есть рассказы старожилов, что в селе были красноармейцы. Пушки Колчака бомбили село, но снаряды не долетали. До сих пор на Красной горе сохранились окопы, которые рыли красноармейцы. Появились первые колхозы. Поняв, как хорошо работать в большом коллективе, они дружно начали строить новую жизньНо мирную жизнь прервалаВеликая Отечественная война. Мои односельчане дружно встали на защиту своей Родины.Мужчины ушли на фронт, а женщины и дети работали в поле, в лесу. Тяжело им было, но они все выдержали и с радостью встретили День Победы.А тем временем жизнь продолжалась. Колхоз стал строить новые дома, появились новые улицы, клуб, школа, детский садик. И в настоящее время потомки князя Токтауша сеют хлеб, растят детей и работают на благо своей родной страны.История моего села продолжается. Прошлое сменяется настоящим, а настоящее превращается в будущее, которое делает нашу жизнь лучше. И я хочу, чтобы моё село не умирало, а история передавалась от поколения к поколение.