Принято заявок
2212

IX Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Проза на русском языке
Категория от 10 до 13 лет
рассказ из двух частей: 1 часть — «Подарок», 2 часть — «Новые приключения Вали, или продолжение следует…»

Часть 1

«Подарок»

              Девочке Вале подарили книгу «Стихотворения и сказки» Александра Сергеевича Пушкина. Но Валя отложила книгу в сторону и долгое время к ней  не притрагивалась: ведь у неё были и компьютер, и телевизор. А что ещё нужно современным подросткам?

              Однажды на их улице выключили свет. И Валя не смогла посмотреть телевизор и поиграть в Subway Surfect. Она пошла в свою комнату в поисках хоть какого-нибудь дела. Её взгляд упал на полку, где она увидела книгу, подаренную на день рождения. «Ну что ж! Посмотрим!» — решила вдруг почитать книгу девочка и, устроившись поудобнее на диване, перелистнула первую страницу с оглавлением:

«У Лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том.

     И днём и ночью кот учёный

       Всё ходит по цепи кругом…»

              Страниц так через пять  Вале надоело читать стихи, и она решила почитать сказки. Открыла книгу там, где начиналась «Сказка о золотом петушке». И так страница за страницей её увлекло чтение.  Она не заметила, как пролетело время. Отложила книжку только тогда, когда приехали  родители.

              Через какое-то время включили свет. Но Вале теперь было всё равно, что у неё есть компьютер и телевизор. В её голове крутилась мысль: «Если бы Александр Пушкин жил в XXI веке, то она не могла бы сейчас читать его замечательные произведения!» Взгляд Вали был постоянно устремлён на книгу, но её позвали ужинать. Тяжело вздохнув, она отправилась кушать. После ужина родители велели ложиться спать. Коснувшись подушки, Валя тут же отправилась в страну снов, где всю ночь ей «кот учёный свои сказки говорил».

              На следующее утро, проснувшись, Валя позавтракала и села за компьютер… но не для игры в любимую ещё вчера игру, а для поиска информации о поэте. В строке «Яндекс» она набрала «Пушкин». Валя принялась открывать страничку за страничкой, где можно было узнать о жизни и творчестве полюбившегося поэта. На одной из страничек Яндекса она узнала, что в их городе есть музей А.С. Пушкина. Она тут же побежала к родителям и стала упрашивать их о посещении музея. Мама с папой были удивлены, но согласились.   

             Во второй половине дня Валя вместе с родителями уже ходила по музею и смотрела экспозицию «Евгений Онегин».  Все экспонаты экспозиции ей понравились, девочка захотела прочитать само произведение. Она попросила маму и папу купить ей «Евгения Онегина» с логотипом музея. Находясь под впечатлением от музея, Валя не заметила, как вернулась домой с родителями. Быстро поужинав, она пошла в свою комнату, полистала роман «Евгений Онегин», но решила дочитать начатые вчера «Сказки».

            На следующий день Валя с нетерпением дождалась, когда закончатся уроки, чтобы вновь погрузиться в мир книг А.С.Пушкина. Но прежде чем пойти домой, она зашла в библиотеку и взяла повесть «Капитанская дочка». Об этой повести она узнала в музее, где на одном из стендов был список всех произведений замечательного поэта.

               От повести она смогла оторваться только тогда, когда прочитала книгу до середины. Нужно было учить уроки, ведь школу никто не отменял. На домашние задания у девочки ушло два часа. Потом она взяла альбом, где появились иллюстрации к повести, главной героиней которых стала Маша – капитанская дочка.

              Снова утро. Валя собралась и пошла в школу. Сегодня один из уроков – внеклассное чтение. На этот урок девочка взяла три книги А.С. Пушкина, одна из которых – подарок на день рождения. Валя с нетерпением ждала урок внеклассного чтения. Обычно на этом уроке дети рассказывали о прочитанных самостоятельно и на каникулах книгах. Пришёл черёд Вали. Она показала свой подарок и сказала:

— В этой книге собраны лучшие произведения Александра Сергеевича Пушкина.

— А какие из них ты знаешь? – спросила учительница.

— Я знаю «Сказку о золотом петушке…», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Капитанскую дочку», — с гордостью ответила девочка.

— А можешь рассказать стихотворение из этого сборника?

— Конечно.

— Тогда начинай.

— «Мороз и солнце; день чудесный!

  Ещё ты дремлешь, друг прелестный-

  Пора, красавица, проснись:

  Открой сомкнуты негой взоры

  Навстречу северной Авроры,

  Звездою севера явись!..»

— Достаточно, молодец! Пять! Можешь собраться и идти домой.

— Спасибо. До свидания.

               Валя собралась и пошла домой.  Дома сделала уроки, посмотрела любимый сериал и села за чтение книги, начатой вчера. В этот вечер «Капитанская дочка» была прочитана до конца.  А ночью Вале снились сны, где главными героями стали Маша, Петруша Гринёв и, конечно, сама Валя.

              На следующий день был урок литературы, где изучали «Руслана и Людмилу» Александра Сергеевича. Когда учительница задала вопрос о том, кто из класса читал это произведение, руку подняла одна Валя. Учительница попросила передать содержание поэмы. Валя рассказала о том, что в этой поэме  речь идёт о похищении Людмилы злым колдуном, о том, как Руслан спас Людмилу, преодолев все ловушки колдуна.  За урок девочка получила «пять с плюсом», за что очень обрадовалась.

             В этот же день в школе лепили снежный городок. Валин класс думал над тем, кого же им слепить? Валя предложила слепить пушкинских Руслана и Людмилу. Класс единодушно согласился, потому что её одноклассникам очень понравилось, как Валя рассказала эту поэму.  Быстро и дружно  пятый «А» слепил снежные фигуры. Руслан и Людмила получились прямо как в сказке!  Еще дети выложили дорогу из снежных куличиков. Довольные и радостные, все разошлись по домам. Валя, вся в снегу, пришла домой. Полная радости, она рассказывала родителям о прошедшем дне. Как получила пятёрку, как лепили городок, а самое главное, о прочитанных произведениях Александра Сергеевича.

              В этот вечер Валя решила прочитать «Полтаву», но буквально через две страницы глаза её закрылись, и она уснула крепким сном.

              Приближался праздник Нового года. Дома поставили ёлку, привезли украшения. Валя с удовольствием занималась украшением ёлки и дома, представляла себе новогоднюю ночь, думала о том, что положит Дед Мороз под ёлку. А ещё думала о том, какое ещё произведение Александра Сергеевича стоит взять в библиотеке, ведь под Новый год там давали книги бесплатно на несколько дней. Валя ждала того дня, когда можно будет пойти в библиотеку за книгой любимого поэта и писателя.

              Декабрь перелистывал дни, вторая четверть близилась к концу, Валя не один раз перечитала книгу, подаренную на день рождения. Теперь она хорошо знала содержание всей книги, читала стихотворения наизусть, у неё был целый альбом с нарисованными ею иллюстрациями к любимой книге.

              За два дня до начала каникул в школе подвели итоги конкурса снежных фигур, где Валин класс занял первое место. Радости не было конца! Счастливая, Валя пришла домой и рассказала о новости родителям. Они очень обрадовались успеху Вали и её одноклассников. Но сюрпризы в этот день не закончились. Мама и папа сказали дочери, что на каникулах поедут в Париж. Эмоции девочки зашкаливали. Поистине самый счастливый день в её жизни! Валя побежала собирать чемодан. Она не забыла положить к вещам и любимую книгу, и альбом, и краски. Оставшиеся дни она проучилась особенно прилежно, ведь ей так хотелось попасть в Париж.

             В Париж они поехали на поезде. По пути во Францию Валя рисовала пейзажи, читала «Повести Белкина», создавала новые иллюстрации. В Париже они остановились у родственников в красивейшем доме, где было много статуэток-миниатюр парижских достопримечательностей. Больше всего ей понравилась статуэтка эйфелевой башни. В доме родственников оказалась большая библиотека. Но самым главным сюрпризом для Вали оказалось то, что в этой библиотеке было полное собрание сочинений А.С.Пушкина на русском языке. Она узнала, что родственники – большие любители пушкинской поэзии и прозы.

            Каникулы в Париже пролетели как один день. Валя с мамой и папой посетили много достопримечательностей этого города. Каждый вечер после экскурсий по городу Валя приходила в библиотеку и прочитывала новые произведения любимого поэта.

           Домой возвращались радостные, довольные, полные впечатлений от увиденного. Валя всю дорогу не расставалась с томиком произведений А.С. Пушкина и благодарила тот день, когда ей эту книгу подарили. Ведь Александр Сергеевич помог открыть ей двери в прекрасный мир книги,  с которым она теперь ни за что не хотела расставаться.             

 

ЧАСТЬ 2

«Новые приключения Вали, или продолжение следует…»

           После зимних каникул  в Париже, Валя продолжала учиться и знакомиться с новыми произведениями А.С. Пушкина. Когда она приходила со школы, то ставила мини-спектакли по его сказкам. У неё были куклы всех героев сказок полюбившегося поэта и писателя для спектаклей.

           Шла четвёртая четверть. Самая напряжённая. Часто менялось расписание уроков, устраивались субботники. Валя старалась проучиться эту четверть на «пятёрки», ведь тогда и за год у неё будут высшие оценки.

           Валя мечтала о каком-либо приключении. Хотя бы на каникулах. Проходил день за днём, приближались долгожданные каникулы. И вот настал этот день – 31 мая. Ведь школьников отпустили на каникулы. Валя была так рада, что и описать нельзя.

           Дома мама с папой сказали Вале, что они поедут на природу. При этом – на несколько дней! Валя побежала собираться: взяла палатку, средство от комаров, любимые книги…

           Когда они приехали в лес, Валя пошла собирать хворост, а родители – разбирать вещи и ставить палатку. Наверное, об этом приключении Валя и мечтала. Вот идёт она по лесу и вдруг слышит голос:

— Тсс, не хочешь прогуляться по миру Пушкина?

— Конечно, я всегда об этом мечтала. Но кто ты?

— Я волшебник Пуэрро.  Я показываю людям миры, в которых они ещё не бывали.

— Это здорово!

           Волшебник выскочил из кустов. Это был высокий, светлолицый, улыбчивый человек. Костюм его был весь белый.   

           Он провёл руками по воздуху. Открылся телепорт. В этом портале Валя увидела разные чудеса из сказок А.С. Пушкина.

— Проходи, а я с тобой! – сказал Пуэрро.

— А это не опасно?

— Верь мне.

           И они прошли через портал. Валя и Пуэрро оказались около дуба с золотой цепью. К ним подошёл кот-учёный.

— Вам сказку рассказать  или песенку спеть? – спросил он.

— А можно вопрос задать?

— Конечно.

— А вы Пушкина поблизости не видели?

— Он там, под дубом.

           Валя заглянула под дуб. Пушкин и правда был там, писал поэму. На Валю упала капля воды. Она взглянула наверх. На ветвях сидела русалка.  Взгляд девочки устремился в небо —  там увидела колдуна с богатырём. Всё было так, как написано в поэме «Руслан и Людмила».

          Валя взглянула на горизонт. Там было море. Девочка скорее побежала к нему. Около моря она увидела землянку, а в ней – старуху. Старик на лодке с сетью ловил рыбу. Валя воскликнула: «Так это же сказка о золотой рыбке!»

          Валя поприветствовала старика и рыбку. Рыбка подарила ей колечко. И Валя пошла дальше. На следующей поляне она увидела Енисея и ветер. Она услышала эти строки: «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…»

          Валя пошарила по карманам и нашла свой «подарок» и начала отмечать в нём сказки, которые видела.

         Вскоре она увидела пиковую даму и продающего душу дьяволу Германна. Он ведь считал, что жизнь – игра, но ошибался…

         Потом она «побывала» в стихах А.С. Пушкина.

         Стихи были самые разные, но больше было стихов об осени. Валя знала – Пушкин любил осень, и она была его любимым временем года.

         Валя решила, что пора возвращаться домой. Но где же Пуэрро? Неужели он оставил ее в этом мире навсегда? Девочка побежала искать волшебника, но ведь он мог быть где угодно.

         Валя заплакала, но вспомнила, что слезами горю не поможешь. Она побежала к коту и попросила его написать список всех произведений Александра Сергеевича.

         Самым первым она опросила героев «Руслана и Людмилы»,так как первыми заметила Руслана, Рогдая, Фарлафа и Ратмира.

— Не видели ли вы высокого, доброго человека в белом костюме?

— Нет, но мы видели волшебника в чёрно-белом костюме, — ответил ей Руслан.

         Она подошла к кустам и заметила на них что-то белое. Она посмотрела на кусты повнимательнее, потрогала это,  но в руках оно почернело и превратилось в лоскутный след. «И всё-таки он злой волшебник!» — подумала Валя и пошла по лоскутному следу. Вскоре он закончился перед чёрным, страшным на вид, мрачным замком. Наконец, девочка решилась и открыла дверь. Там было так ужасно! Как только она вошла, на неё напал адский пёс Цербер.

          Вдруг кто-то щёлкнул пальцем и пробормотал: «Оставь её!» Цербер послушно отошёл. Перед Валей показался тот самый Пуэрро. Но теперь Валя видела его совсем мрачным и злым. Он сказал ей:

— Приветствую тебя, девочка. Но зря ты пришла. За это я тебя накажу! Ха-ха-ха-ха-ха!

         Он снова щёлкнул пальцем. Валя висела над пропастью. Она держалась за маленькую ветку. Вдруг её пальцы стали соскальзывать. Раз, два, три…

Валя стала падать и вдруг услышала голос:

— Валя, Валя! Вставай же, соня!

          Девочка проснулась. Посмотрела вокруг, потрогала себя, чтобы убедиться, что она жива. Поняв, что с ней все нормально, Валя с облегчением вздохнула и подумала: «Хорошо, что это был всего лишь сон…»

           Хотя… путешествовать по лугу Александра Сергеевича было очень увлекательно и интересно!  

Баталова Гульназ
Возраст: 19 лет
Дата рождения: 01.01.2003