«ПРОСТО Я РАБОТАЮ ВОЛШЕБНИКОМ…»
(размышление о себе и о мире «парня какого-то лет … 17 »)
Спеши прочесть как можно больше книг,
Спеши потрогать клейкий лист березы,
Спеши поймать восхода солнца миг
И осушить спеши девчонке слезы.
Спеши на помощь, если ждут тебя,
А коль не ждут — спеши прийти незваным:
Ведь лучше появиться слишком рано,
Чем поздно или вовсе никогда.
Спеши в атаку, если пробил час
И прокричали боевые трубы.
Спеши быть мужественным, но не грубым,
И раздели, что спрятал про запас.
Не поддавайся злу и зря не злись,
Спеши поспорить, если мыслишь розно.
Спеши, но никогда не торопись
Будь человеком, а не просто взрослым.
Т. Половцев
… Январь. Хрустит под ногами мягкий, ещё удерживающий в себе новогоднюю прелесть, снежок. Легко дышится. Мир прекрасен, как в далёкой бабушкиной сказке из тоже, как сегодня кажется, далёкого детства. Легко мечтается, легко и проникновенно звучат где-то в глубине души слова любимой песни:
Ты идёшь, идёшь по январю…
Холодно, следы, как многоточья.
Хочешь – я с тобой заговорю,
Руку дам, и станет путь короче…
Не удивляйтесь, это МОЯ песня, песня-мечта, потому что, сколько я помню себя, я всегда хотел стать волшебником, как в этой песне Льва Ошанина. Нет, не так, не стать, а «работать» волшебником, совершать чудеса, творить добро, радовать дорогих мне людей, а на все удивлённые вопросы, как мне удаётся это делать, с нарочитой лёгкостью повторять:
Просто я работаю, просто я работаю
Волшебником, волшебником, волшебником.
Вот так я стал волшебником. Вы не верите? Конечно, вы не верите, ведь взрослые очень быстро расстаются с верой в чудеса, сказку, волшебство, уходят из детства, крепко закрыв за собой дверь. Но вы забыли, я волшебник, я могу открыть любой замок. Пойдёмте, дверь открыта…
– Здравствуйте, дети. Сегодня мы будем рисовать осень.
Ч-ч-ч-ч-… Не шумите. Это мы в садике, а это моя воспитательница Татьяна Фёдоровна. А этот мальчишка? Кто он? Какие удивлённые глаза, он даже привстал со своего стульчика, пытаясь что-то рассмотреть внимательнее! Да это же я, Максимушка (как жаль, что сегодня меня уже никто так не называет).
Сейчас начнётся сама сказка: я буду рисовать осень. Рыжую, смешную, кокетливую и очень нарядную. Я разговариваю с моей осенью, и она находит для меня всё новые и новые краски. И вдруг… (это «вдруг», друзья, появляется иногда очень некстати) я замечаю, что в палитре моих красок многие цвета отсутствуют, их просто нет, есть красная, но нет махаоновой, вот синяя, а мне надо индиго… Если бы я был волшебником, то у меня появились бы краски в той огромной коробке, которую я видел с мамой в магазине, я так долго любовался ими, что маме пришлось почти силой уводить меня от прилавка. Но я тогда «не работал» волшебником, я только учился, но, вероятно, учился неплохо, потому что совсем скоро на моём детском столике я увидел ту самую коробку и в ней 36 оттенков цвета. Сегодня я рассматриваю свои детские рисунки и понимаю, как важно, чтобы рядом с любым волшебником был тот, кто тебя любит, кто о тебе заботится, кто чувствует тебя даже тогда, когда ты молчишь…
Мама…
Я ощущаю её каждой клеточкой своего существа, милые черты её лица сопровождают меня повсеместно, её тёплые руки оберегают меня даже на расстоянии. Она всегда рядом, моя мама. И чем взрослее я становлюсь, тем всё больше и больше ценю мою «светлую» (да, и имя у неё «Светлана», пришедшее в мир благодаря старинному романсу А. Востокова) мою светлую и бесценную женщину.
Моя мама…
Она всегда в деле, в работе. Вот что-то пишет, низко склонив голову. Тихо… Она готовится к урокам, а может быть, к педсовету. Что такое «педсовет» я тогда не знал, но папа произносил это слово с таким строгим лицом, что я сразу представлял встречу мамы с этим Педсоветом и очень за неё волновался, вдруг Педсовету что-то не понравится. Нет, уж лучше я маме мешать не буду, поиграю один.
Милая мама…
Сегодня, когда мне 17, я думаю, где берёт силы совсем не сильная физически моя мама? Открывая утром глаза, я вижу, как в зеркале, лучистый взгляд мамы. Она уже не только встала, но и успела нам, трём её сыновьям (а мужчин в семье четверо, ещё и папа дополняет нашу семейную «арифметику»), сготовить «вкусненькое». От неё ни одна мелочь не ускользает: всё ли ты взял в школу, какое у тебя настроение, во сколько закончится тренировка.
А вечер в нашей семье? Это самое любимое время для каждого из нас. Со стороны покажется, что всё, как у всех. Но это только со стороны, а на самом деле вечер в наше семье – это настоящие посиделки, когда все за ужином наперебой рассказывают историю своего дня, это вечер под символическим названием «А знаете…». Можете быть уверены, здесь тебя выслушают, помогут советом, подскажут в решении трудных домашних заданий, тебя здесь слушают и слышат. Как быстро проходит день, и уже засыпая, слышу тихий говор моих родителей, моих милых волшебников. Я догадываюсь, откуда берут силы моя мама, мой папа, даря свою душевную щедрость каждому:
Не жалеть для друга ничего,
Думать о других немножко тоже,
Вот моё простое волшебство…
Как стремительно летит время. Снежная красавица зима сменяется улыбчивой весной, а вот уже подмигивает многоцветием красок и полифонией звуков лето, не за горами и ароматная, вкусная осень. Я люблю все времена года, но вот осень…
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой….
Как жаль, что я не поэт, как Пастернак, а только волшебник. Но знаете, у волшебников тоже дел много, а особенно осенью. Осень открывает двери школы – 1 сентября. Сказать, что это праздник всех праздников – не сказать ничего. Это сегодня старший брат уже закончил Рыбинскую академию, средний брат перешёл на 3-й курс этой же академии, бабушка, Клименко Галина Степановна, десять лет тому назад завершила свою трудовую деятельность, проработав учителем физики в школе № 35 нашего города более 40 лет. А был период длиною в 3 года, когда в этот день мы всей семьёй отправлялись в тот храм вечного детства – в родную 35-ю: родители и бабушка учили, а мы, Виталий, Сергей и Максим учились. Сегодня я школьник, и школа для меня – это не только череда уроков, новых знаний, но и территория самовоспитания, взросления, «самостояния», как замечено в одном из стихотворений А.С. Пушкина.
Подойдём к школьному расписанию, к той карте, которая ведёт каждого ученика в мир знаний, открывая при этом двери настоящей жизни, сложной, интересной и загадочной.
Урок русского языка… Трудно сказать торжественнее и значимее после Тургенева о «великом, могучем, правдивом», но я и не стремлюсь к соперничеству, а размышляю о личностном значении родного языка в моей жизни. Он учит БЫТЬ, а не казаться, открывает истоки, глубины смыслов, поражает многогранностью их и величием. Это удивительные уроки.
Урок математики… Найти рациональный путь решения сложной задачи, трудного уравнения, извлечь корень из числа, искать и, о эврика, — открыть оригинальную идею решения математического задания – это эстетическое наслаждение, как в музыке, когда разрозненные звуки инструментов сливаются в одну оркестровую симфонию.
А уроки литературы?.. Размышляя вместе с писателем на вопросы «быть или не быть», «кому на Руси жить хорошо», «что делать», приобретаешь колоссальнейший жизненный опыт. Прав был Толстой, сказав, что литература – это человековедение.
А вот урок физкультуры… Это один из любимых моих предметов в школе. Энергия, красота, здоровье – всё это даёт физическая культура. Одна из самых древнейших дисциплин – физкультура – и сегодня остаётся ведущей в созидательной программе становления личности.
Пятый урок – обществознание. Найти себя в мире социума, не ошибиться в выборе, уметь отличать истинную свободу от анархии, стать гражданином своей страны, отстаивая при этом свою индивидуальность, – этому учит обществознание.
Химия, биология, музыка, информатика… Калейдоскоп знаков, символов, задач, упражнений… Для меня они становятся школой постоянного поиска и открытий. Прав был американский социолог Олвин Тоффлер, когда заметил, что «неграмотный будущего – это не тот, кто не умеет читать. Им станет тот, кто не умеет учиться». Вот я и учусь, учусь быть достойным сыном своей семьи, достойным гражданином своего Отечества, достойным другом для своих друзей, достойным человеком – мудрым волшебником.
Говорят, жизнь – один из самых трудных учебников, постичь законы бытия – задача сложная, но суть важная, и обойтись в этом случае без мудрого Учителя – невозможно. Я рад, что на моём жизненном пути меня ждал такой человек, значение которого с годами я ощущаю всё больше и больше.
В мою жизнь Она вошла сразу и навсегда, став частью моей действительности, самым дорогим человеком. Чтобы понять, как могла Она заменить собой целый мир, а точнее из сотен этических картинок создать картину бытия, важно нарисовать портрет Её.
Она росла самостоятельным, чувствительным и в тоже время противоречивым ребёнком. Зачастую, наперекор родительской воле, Она поступала по-своему. Но всегда Её собственные решения были вполне осмысленны и разумны. Часто она совершала, казалось бы, необдуманные поступки: бегала по улице в дождь, бродила, теряясь в белом тумане, и, не сильно переживая о последствиях, рыла канавки для сточной воды где-нибудь на заднем дворе своего дома.
Но Она научилась быть абсолютно логичной, и вся логика заключалась в желании быть нужной и полезной людям. Так Она стала для меня Человеком-радугой! Узнать Её можно по слову, которое Она чаще всего произносит. Это слово «дружок». А ещё по ароматному запаху ванили в выходные дни, когда она, засучив края белоснежной кофточки, раскатывает пышное тесто, и вот оно уже превращается в хрустящие рулетики, сладкие пирожки.
И не забыть бы сказать о Её самых главных чертах. До невозможности живая, мягкая и сердобольная, с радостью откликается на любую просьбу, без неё мир становится неполным. Выдумщица и фантазёрка. Новогодняя ёлка сияла волшебным светом, потому что украшена была игрушками, сделанными собственным руками. Это Она вдохновила нас на это. Она открыла для нас смысл житейских заповедей: не говорить жестоких слов, не наносить обиды другому, свои ошибки исправлять самому.
Каждая встреча с ней – это урок добра и милосердия, это этическая картинка, в которой ты находишь правило жизни. Это не то правило, которое надо выучить наизусть, чтобы завтра получить пятёрку, это правило не для знаний, а для сердца.
Вспоминаю случай, когда Она, такая добрая и родная, вдруг стала суровой и строгой. В тот злосчастный день я обманул своего друга, отказал ему в помощи, сославшись на головную боль. Конечно, голова у меня не болела. Нет, тогда Она меня не ругала, не воспитывала, не призывала к совести, а нарисовала «портрет» моего поступка:
— О том, что ты солгал, твой друг не знает, а ты знаешь. Значит, ты лжёшь самому себе, плетёшь паутину лжи и, в конце концов, запутаешься в ней сам. Подумай на досуге об этом.
Этот урок я запомнил навсегда, и сегодня стараюсь не обманывать даже в шутку.
Сколько таких этических заметок получил я от Неё! Вероятно, вы давно ждёте узнать, кто этот человек. Это моя прабабушка, Нина Александровна, простая русская женщина, с простой, обыкновенной, на первый взгляд, судьбой: подростком познала, что такое война; испытала тяжёлый физический труд после войны и на пользу стране, и на то, чтобы растить своих детей; поднимала целину, вывела в люди и детей, и внуков, и правнуков. И когда в день её 80-летия за столом собралась многочисленная родня, она сказала: «Я счастливый человек, потому что вокруг меня были добрые люди, которым была нужна я сама, а они были так необходимы мне».
Сейчас Её нет с нами, уже два года, но образ любимого человека не даёт ошибиться и по сей день.
Вся жизнь — как в сериале, но без вымысла.
И вынесла, и видела — не счесть.
Всю ночь писал я мысленно
Торжественную оду в твою честь.
Надо признаться, «работать» волшебником трудно, такой груз ответственности за каждый шаг, за каждый миг, за каждый поступок, за каждое слово. Волшебник должен постоянно жить в ритме времени – ведь надо успеть сделать так много. А значит, опять надо учиться, учиться и учиться: учиться подчинять себе время, не давая властвовать ему над тобой. Мне помогает постичь эту «науку» спорт, а точнее, футбол.
Кто-то скажет, конечно, какой мальчишка не увлекается футболом… Я не увлекаюсь, я живу! Скорость, мобильность, реакция на опасность, выносливость, чувство локтя, собранность – это то, что даёт мне школа спорта. Это непросто, порой даже тяжело не только физически, но и морально, когда у тебя по какой-нибудь причине не всё получается. Но мой первый тренер верил в меня, подбадривал, поддерживал, иногда ругал, когда я хотел схитрить или тренировался не в полную силу. Футбол – это спорт для настоящих мужчин. Эту заповедь я принял от моих тренеров безоговорочно, раз и навсегда: никаких поблажек, работа, работа и ещё раз работа. Признаюсь, иногда было очень сложно, но именно настойчивость Сергея Михайловича, его убеждённость в том, что для достижения победы нужно отдавать спорту всего себя, без остатка, и привела нашу команду к призовым местам не только на областных, но и на межрегиональных соревнованиях «Золотое кольцо».
Футбол дал мне возможность ощутить чувство победителя – прекрасное ощущение; именно футбол воспитал во мне волю: не хныкать, когда трудно, не падать от усталости, когда ноги тебя уже не держат. Но ты стоИшь, именно это и доказывает, чтО ты стОишь в этой жизни. И на все «почему» и «как» я радуюсь жизни, радуя других, я опять отвечу просто:
Почему, дружок, да потому
Что я жизнь учу не по учебникам,
Просто я работаю, просто я работаю
Волшебником, волшебником.
На самом деле, у каждого человека есть какой-то непоколебимый принцип, какая-то идея, которая охарактеризовала бы его внутренний мир. Мне импонируют слова Отто фон Бисмарка: «Учись так, как будто тебе предстоит жить вечно, живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра!».
Я – волшебник? Нет, конечно, я учусь им быть, руководствуясь лаконичной заповедью: «Я хочу – значит, я могу – я могу, потому что верю!»