Вот и пришло лето, а вместе с ним долгожданные каникулы. Завтра у меня особенный день. Я долго ворочаюсь и не могу уснуть. Наконец утро. Мы садимся в машину и всей семьёй едем в гости к моей прабабушке, которая живёт в селе Сядемка Пензенской области. Дорога на автомобиле туда занимает около десяти часов. За такой долгий путь я порядком устала. Но вот еще один пригорок, и перед нами, как на ладони, простирается деревня. Мы попали в совсем другую атмосферу, в деревенскую жизнь.
Подъезжаем к старенькому деревянному дому. Голубая краска на нём почти выгорела. Три ступени, крылечко. Когда заходишь к бабушке в дом, то сразу видишь старинную русскую печь, кровать, застеленную тканьевым покрывалом, с подушками, которые накрыты вышитыми накидками, и в переднем углу — угольник с иконами, украшенный расшитыми занавесками — пырами. Сядемские жители всегда были и остаются очень набожными людьми. Здесь в каждом доме расположен иконостас. Начало и окончание любых дел сядемцы сопровождают молитвой. Люди в этом селе живут довольно мирно, друг с другом не ссорятся. Чтобы ни случилось, сядемцы не ропщут на судьбу, а только смиренно приговаривают: «На всё воля Божья».
Село Сядемка – родина моих дедушки и бабушки. С самого раннего детства я с удовольствием слушала их рассказы о селе, в котором они выросли и которое мне так сильно полюбилось. Ведь Сядемка – крайне живописное место, окружённое сосновым бором, а жители села – очень необычные люди.
Сядемцы – потомки мещёр. В тысяча шестьсот тридцатом году монах Кириллово-Белозёрского монастыря привлекли крестьян из рязанской Мещёры для освоения местности. Потомков мещёр называли мещеряками. Мещёра – соплеменники мордвы, они жили и в соседних сёлах. Ягуны, Мещёра, мещерское село – всё это про Сядемку. Конечно, мещёра со временем обрусела и перестала отличаться от русского населения, но всё-таки сохранила свои этнокультурные особенности.
Я выхожу из дома и вдруг вижу двух бабушек-соседок, которые стоят около колодца. Какая у них удивительная и непривычная для меня речь! Многое из того, что говорят местные жители, мне непонятно. Конечно, и диалект в Сядемке имеет мещерские корни, сядемское наречие относится к южнорусским говорам, в их речи присутствует «яканье», а ударение они перетягивают на первый слог. Также у сядемских жителей свой большой и особенный словарный запас. Например, гутарить – «говорить», утирка – «полотенце», сурна – «лицо», гажо – «хорошо». Как же интересно слушать местных жителей!
Мещёрские корни наложили отпечаток и на одежду сядемцев. Главным отличием женского сядемского костюма является понева – это юбки особого кроя. Поневу надевали поверх длинной прямой рубахи с косыми плечевыми вставками – поликами, расширяющими верхнюю часть. Особенностью праздничной одежды молодых женщин являлось присутствие красного цвета. Во время похорон и после них женщины носили кручинные и печальные одежды. Моя прабабушка потеряла одного из сыновей одиннадцать лет назад. С тех пор в её одежде отсутствуют яркие цвета.
Сейчас в селе Сядемка осталось около ста жителей. История страны внесла свои коррективы в жизнь села. Молодёжь разъехалась, школа, клуб, сельсовет закрылись, многие дома стоят заколоченные. Свой век доживают в селе старики. Но каждый год, 12 июля, на Петров день, село снова оживает, туда съезжаются все, кто имел какое-либо отношение к нему. И это ещё одна местная традиция, которая называется «Сядемские качели». Православный праздник Петров день сядемцы исстари отмечают катанием на качелях. Но качели эти необычные, их высота – шесть метров! Раскачивают специальными верёвками. Не каждый рискнёт сесть на такие качели! И, несомненно, это ещё одна местная достопримечательность. Они и сейчас стоят в деревне, ждут, когда все съедутся.
Мои дедушка и бабушка рассказывают мне ещё о многих местных традициях. Например, на Пасху в селе раньше была очень интересная игра – катание яиц. Яйца ставили по паре в одну линию. Участники с расстояния пятнадцати метров катали в них специальный тряпичный каток. При попадании в яйца брали свои, при следующем попадании брали те, в которые попали. Игра захватывала и малых, и больших. Мою бабушку однажды захватил такой азарт, что проиграла целый сундук яиц!
Также вся молодёжь Сядемки участвовала в праздновании Таусеня. Тринадцатого января, под Старый Новый год, все наряжались в различные костюмы, обязательно с гармошкой заходили в дома и пели Таусень, прославляя хозяев. Последние угощали молодёжь пирогами, салом, конфетами.
В этом году моей прабабушке исполнилось восемьдесят пять лет. Но её дом каждое лето утопает в цветах, она сама всё сажает. И это ещё одна особенность сядемских жителей. Трудолюбие у них в крови.
Каждый из нас хочет побывать, родиться или жить в уникальном месте на земле, не похожим на другие. Таким местом и является село Сядемка Пензенской области, в котором живут прямые потомки Мещёры. В моём сердце навсегда поселилась любовь к этому необыкновенному месту. Ведь несмотря на запустение, Сядемка не потеряла своей удивительной привлекательности, даже сейчас, в век нанотехнологий и искусственного интеллекта.