XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Проза на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
Пора идти

Люди!

Покуда сердца стучатся, –

Помните!

Какой ценой завоёвано счастье, –

Пожалуйста, помните!

Р. Рождественский

— Пора идти, — неожиданно сказала я себе и медленно поплелась за свой письменный стол. За свой письменный стол, за которым проведено множество бессонных ночей, пролито немало слёз и просижены тысячи часов. Моя писательская деятельность, безусловно, приносила мне доход, которого хватало, что сытно обедать, а иногда даже заходить в один неплохой ресторан, но его было решительно недостаточно, чтобы ни в чём себе не отказывать.

Однако в этот день мне совершенно не хотелось думать и писать. Те двадцать шагов, которые я обычно делаю от кровати до стола в своей маленькой съёмной комнатушке, в этот раз показались мне целой вечностью, длинным путём.

— Сижу опять я за столом, — подумала я, — писать? О чём? Зачем? – таковы были мои мысли в тот момент.

— За что-о-о же-е-е мне ухвати-и-иться? С чего-о-о мне нача-а-ать?

— А может придумать персонажей? Но каки-и-их?

— Нет, надо бы начать с темы.

— Я думаю, что мне не стоит заниматься писательством. Я же ни-че-го написать не могу! Ни тему придумать! Ни сюжет! Трачу только бумагу, чернила и время зря…

— Сосредоточься и не распыляйся!

— Не распыляйся… Опыление…

— Пчёлы…

— Жжжззз… Жжжззз…

… — Добрый день, класс! Присаживайтесь! Сегодня на нашем уроке мы проходим самое важное сражение в истории России, войну, которая решила наши судьбы, подвиги людей, благодаря которым у нас над головой мирное небо, это, безусловно, Великая Отечественная война, за победу в которой так отчаянно сражались наши деды 4 долгих года, с тысяча девятьсот сорок первого года по тысяча девятьсот сорок пятый год. В этом году прошло сорок лет с момента победы над фашистами, и уже сорок лет нас не беспокоят никакие враги, — медленно и задумчиво произнесла учительница истории на уроке в десятом классе.

К сегодняшнему уроку я попросила вас сходить в районную библиотеку и узнать о важнейших подвигах наших предков. Также вы могли принести книги, заинтересовавшие вас, или газеты, которые есть у каждого из нас, — учительница продолжала знакомить ребят с планом урока.

Мне бы хотелось, чтобы кто-нибудь из вас, поделился с классом тем, что вас удивило или заинтересовало, когда вы готовились к этому занятию. Елена, выходите к доске, — мягко, но требовательно произнесла Екатерина Сергеевна, великолепный историк, — жду ваш замечательный ответ!

Елена, отличница класса, пионер, активистка, вечный генератор интересных идей, вдруг покраснела. Медленно вставая из-за своей парты, она мучительно прошла те двадцать шагов, которые обычно делает от своего места до доски. Это расстояние показался ей длинным, словно Великий Сибирский путь, а ещё весь класс, её товарищи, друзья, которым она десять минут назад помогала с домашним заданием по математике, усмехались ей в спину.

— Ну, Елена, давайте. Я помню, как вы великолепно отвечали на прошлом уроке, мне так нравится ваше красноречие, так что, вперёд! – подбодрила понурившуюся ученицу Екатерина Сергеевна, не замечая её состояния.

— Великая Отечественная война, имевшая огромное значение для всей России, длилась около 5 лет, с 1941 по 1945 годы, — бойко начала отвечать Елена, которая к выпускному классу поняла, красиво начав ответ, можно получить более высокую оценку, — за эти четыре года в нашей стране погибло более около 26 миллионов человек, — факт, известный отличнице из её семьи…

В этот момент весь класс погрузился в зловещую тишину. А Елена быстро соображала, чем бы заполнить эту затянувшуюся паузу.

— А что-нибудь ещё вы можете добавить к своему ответу? – спросила учительница, когда Елена закончила свою фразу, — я не ожидала от вас такого ответа.

— Ну… Солдаты показали отчаянное мужество… Они выиграли… Извините, я больше ничего не знаю…

— Эх, Елена, Елена… Плохо, очень плохо. Присаживайтесь на своё место.

И Елена опять медленно пошла, но сейчас в противоположную сторону – те же самые двадцать шагов – к своему месту. Как же это было стыдно и позорно: не знать историю своей страны! Своей Родины! Как же можно было не изучить Великую Отечественную войну! Теперь же весь класс об этом знает!

Эти мысли проносились у ученицы в голове, она ловила на себе упрекающие взгляды одноклассников.

— Надеюсь, кто-нибудь всё-таки подготовился к уроку ответственно. Жду ваши ответы! – сказала Екатерина Сергеевна.

— Блокада Ленинграда длилась восемьсот семьдесят два дня, с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года, — начал один ученик.

— В период войны произвели более ста тридцати видов боевого оружия, — продолжил кто-то.

— На войне служило более шестидесяти тысяч собак.

— Во время Великой Отечественной войны было отправлено около одного миллиона единиц необходимых товаров и сто двадцать пять вагонов теплой одежды на фронт.

— Собаки-сапёры разминировали более трёхсот крупных городов и обезвредили почти четыре миллиона мин.

— Они обследовали более пятнадцати тысяч квадратных километров земли.

— Восемьдесят тысяч офицеров Красной армии во время войны были женщинами.

— А танки делали даже из тракторов.

— А также было много детей-героев! Ребята в возрасте 14–15 лет выходили защищать Родину!..

…Дзинь-дзинь. Это зазвонил мой телефон, и я проснулась.

«Добрый день, Елена Николаевна! К Вам обращается Центральная городская библиотека. Мы с радостью предлагаем Вам, как заслуженному историку, провести в нашем центре лекцию для школьников 8-11 классов и их родителей на тему победы нашей страны в Великой Отечественной войне. В этом году мы отмечаем семьдесят семь лет со дня этой знаменательной даты! Нам бы хотелось, чтобы Вы рассказали ребятам о вкладе русского народа для великой победы, о значении этой победы, и, может быть, интересные истории, которые вы рассказывали ребятам за время своей работы. Если Вы заинтересовались предложением, то ждём Вас в нашей библиотеке в пятницу, 6 мая, в 10:00 для проведения лекции!

С уважением, администратор Центральной городской библиотеки», — такой сообщение мне пришло сейчас, за день до назначенной встречи.

Я, конечно, сразу же согласилась и стала готовиться к встрече. Но мне не хотелось ничего писать, я полагала лишь вспомнить материалы прошедших лекций. Впрочем, ничего нового на тему Великой Отечественной войны уже нет и остаётся лишь готовиться красиво подать информацию для слушателей.

И вот я уже пришла в библиотеку. В библиотеке чувствовалась атмосфера праздника Великой победы: помещение было украшено, случайные читатели перебрасывались фразами между собой и в здании играла музыка российских композиторов. Пришла я чуть пораньше, за полчаса до встречи, чтобы подготовить материалы и встретить ребят и их родителей. Мои чувства в это время не описать! Это торжественное, великое, и в то же время, волнительное и ответственное мероприятие. Мы будем всегда благодарить предков за совершённый ими подвиг.

Вдруг в зал вальяжно заходит группа подростков. До меня невольно доносились обрывки их разговора.

— Эхх, вот зачем нас сюда привели, а?

— Очередное школьное бесполезное мероприятие, скорее всего…

— Да вот ещё, время своё тратить, я лучше со своим другом буду переписываться! Придумали!

— Победа то, победа сё, достали уже со своей победой, если честно!

В этот момент в моей голове проносились тысячи мыслей… Ребята, как вы так можете отзываться о своей Родине, о своих предках?

И тут я поняла. Поняла то, что пора идти. Пора рассказывать ребятам о Великой Победе. Рассказывать то, что рассказывали мне. Действительно пора…

Алёхина Дарья Сергеевна
Страна: Россия
Город: Тюмень