Принято заявок
2688

XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Проза на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
Платье для Герды

Вечерело. Шумные стайки учеников спешили прочь из школы, загорались ленты уличных огней, огромное здание опустело и затихло. В единственной гримёрке театрального кружка двое вели баталии.

***

– …Слушай, я тебе не верю.

– Я и сама бы не поверила, – буркнула маленькая актриса в летящем костюме Герды, тряхнув головой и чуть сощурившись от бьющего в глаза закатного солнца. Пушистые волосы девочки золотистыми пружинками рассыпались по плечам, оставляя на стенах причудливые паутинчатые тени.

– И Герда мне не нравится.

– Потому что тебе сложно её представить? Я думал, платье поможет, – партнёр Герды, светловолосый шестиклассник в костюме Кая, закусил губу и в задумчивости уткнулся взглядом в пол.

Джесс помотала головой:

– Просто не представляю себя Гердой. Она – не я.

– Может, тебе тогда лучше попросить другую роль?

– Не поможет. Плавали, знаем…

“Кай” вскинул брови.

– Книгу в зубы, дневник персонажа на стол, к каждому своему поступку задавай вопрос: «А как бы поступил мой персонаж?» – Джесс вспылила и заискрилась, как пламя от сахара. – Это всё, конечно, работает, по крайней мере, работало в прошлый раз, но… прямо сейчас я Герду терпеть не могу. И ещё это платье… жмёт. Нет, сидит оно отлично, но когда я представляю, что это – образ Герды, хочется запульнуть его так далеко, чтобы в жизни больше к нему никакого отношения не иметь. Вот… – она выдохнула.

– Ясно… Тогда, наверное, нужно это пережить?.. Серьёзно, Джи, не кисни, – толкнул в плечо одноклассник.

– Так точно, – Джесс закатывает глаза и улыбается. – Ладно, за мной сестра приехала, я побежала.

– До завтра, – прощается “Кай”.

В ответ ему только махнули рукой. Дверь хлопнула, эхом отшумев в тишине.

***

В машине было так душно, что хотелось вылететь на дорогу посреди шоссейной ленты, невзирая на час пик.

– Неизбежное зло, – прокомментировала Сильвия.

Джесс чихнула.

– Неизбежное зло – это то, что у нас опять афишу для спектакля рисовать некому, – отозвалась девочка, оглянувшись на сестру.

– А кто до этого рисовал?

– Ян и Тосу перевелись два месяца назад, Карла по уши в экзаменах…

– Вся компания буйного ветра при делах? – В карих глазах заплясали веселые огоньки, пока рука вдумчиво рисовала узоры на по-летнему пыльном руле. – Не смотри на меня так: куда вы только ни вляпывались, что вместе, что по отдельности.

– Зато с ними не соскучишься, – с вызовом хмыкнула Джесс.

“Точно, ты же с трудными хорошо ладишь…” – отметила про себя Сильвия. Закрывая машину, она решилась:

– Завтра после школы зайдём ко мне на работу: познакомлю тебя кое с кем.

***

В белой палате висела глухая тишина ожидания. На подоконнике сидел мальчик лет десяти с виду. Пальцы правой руки завивали кольцами край ярко-салатовой занавески, пока пальцы левой сминали страницы толстой книги.

В коридоре раздались шаги.

– Куратор? – послышался звонкий и спокойный мальчишеский голос.

Заметив гостя, мальчик спрыгнул с подоконника, а его лицо, до того больше напоминавшее маску, оживилось.

– Вот и наш “клиент”, – улыбнулась Сильвия, указав глазами на сестру.

Девушка удивилась, заметив реакцию подопечного, но виду не подала. Значит, она не просчиталась.

– Дик, это Джесс, моя младшая сестра. Джесс, это Дик, мой подопечный и наш художник. Заочно вы уже знакомы. За чаем и сладостями можете прогуляться до кураторской, я предупредила дежурного. Развлекайтесь.

Куратор поправила халат и, отсалютовав, вышла.

***

– Эй, – Дик приподнял уголки губ. – Я не бомба замедленного действия, нечего на меня так смотреть.

– Я вовсе не… – Джесс слегка растерялась.

– Да ну? – даже складки его голубой форменной рубашки, как показалось сестре доктора, изгибались насмешливо.

Джесс дернулась и посмотрела на Дика уже другими глазами:

– Можешь показать, как ты рисуешь?

– Могу даже сейчас что-нибудь нарисовать. Тебя, например. Хочешь?

Глаза Дика странно блестели. Сил отказать у девочки не нашлось.

– Жги. Что мне делать?

– Да что хочешь. Только не двигайся особо.

Его покровительственный тон не особенно вязался с возрастом. Этот диссонанс не позволял Джесс воспринимать нового знакомого как-то определённо. Тем временем на кровать полетели графический планшет, завёрнутые в тряпочку кисти и лоток с акварелью.

– Куратор предупреждала, что ты актриса, – «вбросил» мальчик, наливая воды в банку.

– Я пока занимаюсь в театральном кружке. Мы ставим спектакль в декабре, а заявки на участие в новогоднем концерте нужно отправить в ближайшие недели две. К заявке на спектакль должна прилагаться афиша.

– И ты хочешь, чтобы нарисовал её я.

Джесс слегка поморщилась от его тона:

– Да.

– Что за спектакль? – тон не изменился ни на йоту.

– «Снежная королева».

– А ты, стало быть?..

– А я – Герда. Должна ей быть, по крайней мере.

– Есть сомнения, госпожа актриса?

– А это допрос? – Джесс не понравилось, что он так просто задаёт колкие вопросы. Как будто все её сомнения ничего для него не значат!..

– Не хочешь – не отвечай. Как будто я у тебя пытками вызнавать буду.

– Извини, – выдавленное слово явно стояло здесь только ради дани приличиям. – Но ведёшь себя так, будто самый умный. Это вымораживает. Тебе десять или одиннадцать?

– О, тебя это задело. Я, конечно, попробую не «вести себя так, будто я самый умный», но особенного опыта во взаимодействиях за последние года два у меня нет. И мне тринадцать, кстати.

От шока Джесс даже забыла возмутиться его нарочитой небрежности.

– Чего?!

– Не веришь, спроси потом у куратора. Кстати, что она тебе обо мне наговорила?

– А должна была? Ты ее пациент, который отлично рисует. Иногда пугает своей “механичностью”. Хотя, по-моему, ты просто раздражающий надменный придурок. Всё.

– ‘Кей. У меня с эмоциями особые отношения. Отсутствующие.

Джесс оглядела Дика с головы до ног. Сейчас она заметила, что Дик выглядит не насмешливым и высокомерным, а, скорее, пустым. Уставшим. В комнате повисло молчание.

– Я не заметила.

– Спасибо, – странное выражение вновь сменилось полуулыбкой.

“Мона Лиза,”– уже беззлобно прокомментировала про себя Джесс.

– Я старался. Пойдём, что ли, чай пить?

…Когда через две недели Сильвия в очередной раз пришла за сестрой, финальный вариант афиши, забытый, покоился на подоконнике, а дети, завернувшись в плед, досматривали с планшета “Снежную королеву”.

***

– Дик? Знаешь, почему люди переедают?

– Забывают о том, что уже перекусили. Гормоны. Стресс. Что вы хотели сказать?

– Хочу сказать, что обычно с перееданием люди борются с помощью пищевых дневников. Каждый раз, когда перекусили, они вписывают новый приём пищи в дневник.

– Вы хотите, чтобы я завёл такой же? Вы же знаете, я не ем “достаточно” не из-за того, что забываю о том, что не поел.

– Я хочу, чтобы ты завёл такой дневник для эмоций.

– Ладно, – Дик пожал плечами и уставился в окно.

– Так просто? – психотерапевт удивилась: раньше он на контакт не шёл вовсе.

– Почему бы и нет. Мне и самому интересно. В крайнем случае, просто не отдам вам дневник.

Дику, кажется, надоело сидеть. Ещё больше ему надоели эти её, как он выражается, “столетние” разговоры.

– Договорились, – облегчённо улыбнулась Сильвия.

Читать его дневник ей, в отличие от младшей сестры, так и не довелось.

***

Как заговорить с Джесс?..

– Малышка, ты чего такая грустная?

Сильвия ещё раз перемешала тыквенный крем-суп.

– Почему он в диспансере?

– Дик-то? Почему ты спрашиваешь?

На стол лег измятый лист, а Джесс, кажется, замутило от воспоминаний.

В её руках словно вновь шуршала исписанная бумага. Последние строчки своей графичностью врезались в память, с невнятным хрустом, жутко перемалывая внутренности: “Сброситься бы с той многоэтажки, честное слово. Но так нельзя… Нельзя же?..

Фантазии опять не дают покоя. Сальто. Полоснуть по венам на запястьях и бедрах. Очертить шею. Надавить на сонную артерию. Адреналин, хлещет кровь, бьётся о кожу воздух. Как хорошо. Можно дышать. И кричать”.

Внезапно руки Джесс касается что-то тёплое. “Сильвия подвинула какао!” – доходит до неё через секунду. Ещё через миг появляется тихий вкрадчивый голос.

– Джесс. Дже-есс. Ты здесь?

Возвращение в уютную, но слишком далёкую от Дика реальность.

– Всё в порядке. Так что с Диком?

– Ладно, ладно, – сдаётся Сильвия. – Но это не самая приятная история.

К нам он поступил лет в одиннадцать. Тонкий и белый, как бумага. Его привёз старший брат, Син, мой бывший одноклассник. Дик собирался в школу и не выключил газ. С электричеством возникли перебои, и дом частично взлетел на воздух. Никто не умер, даже травм серьёзнее ушибов не было. Но у мальчишки был шок: истерика, злость, побег из дома…

Спустя час его нашёл брат по геолокации на телефоне. Перепугался из-за него, перенервничал из-за дома… и сорвался на него. А Дик замкнулся – и был таков.

И через три недели эта красота, во цвете недоедания, самоедства, оказывается чуть не под колёсами машины брата, который приехал забрать его из школы.

Так этот умник оказался здесь.

– А потом?.. – Джесс окутало тёмное, липкое чувство, которое хотелось, но невозможно было сбросить.

– Потом холодные войны за доверие, категоричные отказы от встреч с кем бы то ни было, бесконечные рисунки, скандалы на полдиспансера и пачки отказов от работы с ним, вплоть до серьёзного шантажа увольнением. Последние полтора года его веду я. Ты ведь помнишь, о чём я тебя предупреждала перед первой встречей? Я говорила серьёзно. Дик не только очаровательный мальчик с грустной судьбой. Он может извести кого угодно. Вот такие дела.

– Давай лучше спать, крошка, – оборвала возникшую тишину Сильвия. – Утро вечера мудренее.

***

Наутро они с Диком разругаются вдрызг.

– Да что ты понимаешь?! Не лезь не в своё дело! Проваливай! – шипит Дик.

Джесс в ответ кричит что-то о самовлюблённости и умолкает только тогда, когда её мягко, но настойчиво выводит за дверь кто-то из персонала. Она вылетает из больницы, чтобы забыть о ней на следующие несколько дней.

***

Прогулка. Учебники в рюкзаке. Как назло, светит солнце. Джесс, конечно, не до Дика и его придури на тему “да что ты понимаешь”. Точно нет. Она идёт за мороженым, посидит с друзьями, зайдёт к “Каю”. Ей плевать на Дика.

Ноги приводят к больнице. Внутрь заходить не хочется. Плюхнувшись на скамейку, она стукается головой о каменную стену. Не стукается. Удар смягчает чья-то ладонь.

– Осторожнее.

Рядом сидит молодой мужчина.

– У тебя тоже здесь кто-то?

“Кто-то. Да. Идиот один,” – не подающая последние три недели признаков жизни желчь змеится на языке и удерживается лишь по привычке. Высказаться хочется. Сильвия сказала бы: эффект попутчика. Джесс выплёвывает:

– Друг. И кошмар всей моей жизни по совместительству.

– Вот как, – собеседник понимающе усмехается. – У меня здесь брат. Сказочный придурок. И принцесса Несмеяна. Тоже по совместительству, – он невесело улыбается и запрокидывает голову, разглядывая такой же спокойный, как и всё это место, светло-коричневый навес. Карие глаза, чуть изогнутые уголками вверх, напоминают Диковы.

– Почему вы не с ним? Часы посещения же закончатся.

– Не то чтобы он хотел общаться… Поэтому я просто сижу тут, как время в обеденный перерыв выдастся. Здесь спокойно, не находишь?

– Неужели вы даже не попытаетесь?

Вспомнив о Дике, Джесс прикусывает язык: сама-то она игнорирует его уже пятый день.

– Я думаю, он имеет на это право. Когда-то я наговорил ему… всякого, а он и кинься под мою машину. Так что предпочитаю узнавать о нём только через его куратора, свою бывшую… одноклассницу.

Так он и есть брат Дика?.. Вот совпадение! Но раньше я приходила через вход для персонала, так что… Неужели он каждый день тут сидит?!

Когда часы посещения заканчиваются, Джесс прощается с Ситом. Тоже сдаться и позволить Дику следующие два года жалеть самого себя и играть в молчанку она не намерена.

***

Через два конфликта с Сильвией и три дня “на то, чтобы остыть”, выторгованных ей же, “Герда” всё же прогуливает школу.

Джесс и Дик сидят с двух сторон от двери. Обижаться на того, по кому скучаешь, тяжело. Под дверью проскальзывает первый листок…

Тем вечером Дик впервые за два года звонит брату…

***

В школьном зале включается свет. Зрители начинают шуметь, занавес закрывается, и Джесс, сбежав по ступенькам, врезается в объятия старшей сестры. Из-за её спины подмигивает Сит.

Дик тонко улыбается. В его руках – букет роз, завёрнутый в эскиз афиши “Снежной королевы” с их первой встречи. “Кай” жмёт руку Дику, шепчет Джесс, что ей всё-таки идеально подходит это летящее платье, и спешит к родным.

Вообще-то, Джесс не согласна с “Каем”. Она не станет молча улыбаться или плакать, как Герда. Нет, она выскажет Дику тридцать три причины, почему он не прав, не дожидаясь, пока он начнёт кидаться в крайности.

Пусть даже их осколки не из такого льда, как у Кая с Гердой, не из жестокости и безразличия. Из непонимания и гнева. Они не растворяются вмиг от горячих слёз, а истлевают, рассеиваясь, открывая место новому, а не возвращая старое. Дело ведь не в характере, а в чувстве. И ради Дика Джесс готова на многое. Даже если защищать Дика нужно будет и от себя, и от него самого, и от их болезненно шипящей гордости… Они ведь не в сказке, где всё заканчивается вечным “долго и счастливо”.

А она, Джесс, и правда, не Герда. Но чтобы носить то же платье, Гердой ей быть необязательно. А странное чувство, предвещающее, как известно, ещё много обыкновенного и невероятного, шевелится где-то в груди. Последние осколки её злобного зеркала исчезают в новогоднем тепле.

И на самом деле… для них всё только начинается.

Васильева Майя Кирилловна
Страна: Россия
Город: Рязань