Принято заявок
739

XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Эссеистика на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
Педагогика Л. Н. Толстого

Мне довелось прослушать аудиозапись, на которой сам Лев Николаевич произносит речь перед учениками Яснополянской школы.

Сказать, что голос Л.Н. Толстого меня впечатлил – ничего не сказать. Трудно словами передать те чувства, что нахлынули на меня. Голос у писателя басистый, но звучание ласковое, успокаивающее. Именно после прослушивания уникальной записи я решила передать свои впечатления, а также рассмотреть отношение Л.Н. Толстого к ученикам и учителям.
Лев Николаевич Толстой — замечательный писатель и автор методики образования и воспитания детей. Он выдвигал теории о педагогической деятельности. В них автор призывает рассматривать ребенка как личность. Ведь это так важно, когда в ребенке взрослый видит не слабое, беззащитное существо, которое нужно всячески опекать, но и человека. Пусть пока не сформированную полностью, но личность. Важную роль здесь играет нравственная сторона человека. Л. Толстой считает важным уважение, свободу развития и творчества, а также протест против насилия и унижения в школах. Писатель считает важной проблему сохранения чистоты души детей. Эта идея уважения и высокой культуры среди еще маленьких людей, но уже со своим мнением, кажется мне интересной. Здесь, по учениям Толстого, в школах, царит равноправие и взаимоуважение. Но все же, главными являются отношения между учеником и учителем. Я могу осветить лишь одну сторону вопроса, так как еще не имею достаточного опыта. Но возьму на себя смелость заявить, что уважение к личности ребенка, сохранение его светлого ума — весьма существенные элементы в педагогике. Сам же Л.Н. Толстой создает школы для спасения «тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых». Может это и правильно. К каждому ребёнку нужен индивидуальный подход и уроки должны быть построены с учетом возможностей и способностей учеников.

Методики Толстого весьма спорны, в свое время они заставили задуматься многих педагогов. Мне же они кажутся немного утопическими. Жестокая реальность взяла свое. Не каждая из идей Льва Николаевича была воплощена в жизнь. Да, часть из них была более чем полезна. Но полностью воссоздать «идеальную» школу не удалось бы. Дело даже не в идеях и времени. Дело в людях. Если попробовать данные методы в современных школах, то не каждый из них сработает. Суть в том, что не все порядочные и доблестные, как нам хотелось бы. А жизнь не фабрика по исполнению желаний. Ученики должны получать знания как награду за работу. Да, им нужен наставник, который вел бы ребят по верному пути, передавая свои личные знания. Кроме того, хороший учитель учит детей самостоятельно добывать знания, уметь применять их в жизни.

В такой роли предстает учитель. Человек, способный помочь неокрепшим умам в развитии. Кроме развития умственного, нужно и развитие эмоциональное. В этом я соглашусь с Л.Н. Толстым. Недостаточное развитие чувственного восприятия может вызвать диссонанс между «сердцем и головой». Подобный случай рассматривается в книге «Цветы для Элджернона» Дэниела Киза. Здесь главный герой Чарли достиг апогея умственного развития, но в эмоциональном плане он был определенно ниже.

Возвращаясь к рассмотрению учений Л.Н. Толстого о воспитании, хочу сказать, что можно следовать многим правилам и советам по воспитанию, но никак нельзя потерять за всем этим главное- саму личность ребеночка.

 

Гомзина Анастасия Александровна