Принято заявок
203

IX Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Проза на русском языке
Категория от 10 до 13 лет
Отчего плачут березы?

Катя сидела за партой с задумчивым видом, ее взгляд был устремлен в открытое окно класса. За окном ласковый майский ветерок тихонечко перебирал изумрудную листву березок, весело щебетали птицы. Вдали голубой лентой разлились Камские воды. Катя мечтательно улыбнулась. Ура! Завтра каникулы, целых три месяца. Она стала мысленно представлять себе, чем же она займется в первый день каникул. Ну, конечно же, в первую очередь, будет спать до самого обеда, ведь уже необязательно вставать ни свет, ни заря и идти в школу. Во-вторых… Катя не успела придумать, чем же она еще займется, как чей-то властный и громкий голос вырвал ее из мечтательного состояния.

— Иванова, вернись на грешную землю! Где ты опять летаешь? — Катя вздрогнула. Оторвав взгляд от окна, повернула голову в сторону голоса. Широко распахнув глаза, она с удивлением увидела, что перед ней стоит учительница биологии Вера Николаевна и сердито смотрит на нее.

— Извините, Вера Николаевна, я задумалась, — Катя виновато опустила глаза.

— Ну, конечно же, все мечтаешь. А как же биология?

— Вера Николаевна, завтра же каникулы, целых три месяца, — Катя опять мечтательно заулыбалась.

— Каникулы каникулами, но не стоит забывать и об учебе. Ведь недаром же гласит народная мудрость: «Учение — свет, а…

— …неученых тьма», — веселым голосом завершил фразу Сидоров. По классу прокатился громкий хохот.

— Вот-вот, Сидоров, это как раз про тебя, — Вера Николаевна строго посмотрела на Сидорова. Тот, потупив голову, замолчал. Ученики в классе вновь засмеялись.

— Потише, потише, вы пока что еще на уроке, и никто вам не разрешал шуметь, — класс недовольно загудел.

— Вера Николаевна, — заныл Марьин, — имейте совесть. Сегодня же последний учебный день, а завтра уже каникулы. А на каникулах нужно отдыхать от школы, дайте детям расслабиться.

— Вот, Марьин, ты и расслабишься, выполняя на каникулах проектную работу «Растительный мир нашей Родины». Итак, открываем тетради и записываем план проектной работы.

Дети с недовольным видом открыли тетради и стали под диктовку записывать план.

— Ребята, вы записали план. Я разделила вас на группы. Каждая получила свое задание. На каникулах вы должны будете изучить свой участок и определить, какие растения там растут. А также вы должны будете уметь рассказать об этих растениях.

Громкий звонок пронесся по школе. Ученики мгновенно вскочили с мест, побросав книги и тетради в ранцы, побежали к двери.

— До свидания, Вера Николаевна, — наперебой кричали дети.

— До свидания, до свидания! Хороших вам каникул, — произнесла вслед ученикам Вера Николаевна, выходя из класса.

Катя вместе с веселой гурьбой ребят выбежала из школы. Прибежав домой, она с размаху бросила ранец на диван, весело запела:

— Каникулы, каникулы — веселая пора! Каникулы, каникулы! Ура, ура, ура!

— Ну что, стрекоза, дождалась каникул? — выходя из кухни и вытирая руки полотенце, спросила мама.

— Ой, мамулечка, дождалась!

— Ну, и хорошо, а сейчас давай обедать.

— Я совсем не хочу есть. Мы с ребятами договорились сходить на речку искупаться.

Катя быстро переоделась, схватила полотенце и, поцеловав маму в щеку, выбежала из дома.

Летние дни пролетали незаметно. Катя купалась, загорала, встречалась с подружками, помогала маме по хозяйству. Два месяца пролетели мгновенно. Наступил август. И вот в середине августа вдруг раздался телефонный звонок.

— Привет, Иванова. Когда проектную работу будем делать?

— Привет, Сидоров. Это ты о чем? — Катя недоуменно подняла брови.

— Как это о чем? А о задании Веры Николаевны забыла что ли? Напоминаю, «Растительный мир нашей Родины».

— Ой, мамочки, а я совсем забыла. Что будем делать-то?

— Как что? Проектную работу. Короче, завтра в 9.00 встречаемся около магазина.

Наступил следующий день. Катя утром, наспех позавтракав, перекинула сумку через плечо и выбежала из дома. Около магазина ее уже ждали школьные друзья.

— Привет, ребята! Как я рада вас всех видеть!

— Привет — привет! — отвечали ей друзья.

Сидоров деловито поправил сумку на плече:

— Ну, что, орлы, устремимся к знаниям? Наша задача – изучить вверенный нам Верой Николавной участок лесного массива под названием «Березняк».

Ребята, весело переговариваясь, направились в сторону небольшого леса. Войдя в лес, они сразу погрузились в приятную прохладу. После жаркого солнца воздух в лесу казался чистым и свежим. Деревья словно приветствовали ребят, протягивая им свои ветки. Весело щебетали птицы. Пройдя немного, ребята очутились на полянке.

— Друзья, — деловито сказал Сидоров, — начнем наше исследование. Итак, какие виды растений вы видите на этой поляне? Давай, Иванова, записывай, а мы будем тебе называть эти растения.

Ребята разбрелись по поляне и стали наперебой выкрикивать названия растений.

— Катя, пиши, — кричала Громова Оля. — Ромашка, зверобой, клевер, душица, крапива, подорожник…

— Не так быстро, я не успеваю, — смеясь, отвечала Катя, старательно записывая в тетрадку названия растений.

— Ну вот, кажется, мы переписали все травы. А теперь давайте запишем, какие деревья растут в этом лесу.

Ребята стали бродить по лесу, называя деревья.

— Береза, осина, липа, — неслось со всех сторон.

— Ребята, посмотрите, сколько мусора осталось после пикников. Кругом валяются банки, пакеты, бутылки. Давайте соберем все и унесем на свалку, — предложила Синицына Марина. Дети стали собирать мусор.

Вдруг Катя заметила на старой березе надпись. Большими кривыми буквами на стволе дерева было написано: «Здесь был Вася». Слова были глубоко вырезаны ножом, надпись со временем потемнела и казалась кроваво-черной. Из краев когда-то, видно, вытекал березовый сок и стекал по стволу. Несколько капель загустело и осталось на дереве. Они были похожи на слезы.

— Ребята, идите сюда, — крикнула Катя. — Смотрите — береза плачет.

Оля подошла к березе и обняла ее, прижалась щекой к стволу. Береза была прохладной, и девочке на минуту показалось, что она слышит вздохи и всхлипывания дерева.

— Ребята, а она действительно плачет.

Школьники собрались вокруг дерева, они смотрели на эту варварскую надпись.

— Надрать бы этому Васе уши за такие художества, — проговорил Сидоров.

— И руки бы выдернуть, чтоб больше не мог причинять боль деревьям, — подхватила Оля Громова.

Летний ветерок тихонько колыхал ветки деревьев, и школьникам казалось, будто бы они шепчут:

— Не обижайте нас, ведь мы же живые, и нам тоже может быть больно.

— Ребята, а давайте создадим «Зеленый патруль» и будем вести воспитательную работу среди учеников нашей школы. Будем объяснять им, как вести себя в лесу. Расскажем, какие растения растут в нашем родном краю, какую они приносят пользу людям, зачем их нужно беречь и охранять. И, может быть, тогда деревья перестанут плакать, — предложил Витя Марьин.

— Сказано — сделано, — подхватил Сидоров. — А теперь наша миссия выполнена, материал для нашего проекта собран. Пора в обратный путь.

Незаметно пролетели последние дни августа. Наступило Первое сентября. Катя с нетерпением бежала в школу – она соскучилась по своим школьным товарищам. Прошла торжественная линейка, после которой ребята собрались в классе.

— Вера Николаевна, — сказал Витя Марьин, — мы выполнили Ваше задание и теперь знаем весь растительный мир нашего родного края.

— Молодцы, ребята. Я вижу, что вы с пользой провели каникулы.

Саша Сидоров поднял руку:

— Можно мне сказать?

— Говори, Саша, — разрешила учительница.

— Вера Николаевна, а Вы знаете, отчего березы плачут?

— Отчего же?

-А оттого что им стыдно за людей и за то, как мы относимся к природе. Я по этому поводу даже стихотворение сочинил. Можно, я прочту?

— Конечно, можно.

Саша стал читать, ребята слушали затаив дыхание.

Кто виноват, что засыхают реки?

Кто виноват, что мутная вода?

Кто виноват? Да мы за все в ответе!

И к нашей помощи взывает Мать-Земля.

Когда-то здесь цвели в прудах кувшинки,

Прохладою манили родники.

И вот теперь за все наши ошибки

Они исчезли вдруг с лица Земли.

Безжалостно леса мы вырубали,

Забавы ради мы в зверей стреляли.

И вот теперь в лесах смолкают птичьи трели,

А в Книгу Красную уже заносят ели.

Так не пора ли нам остановиться

И руку помощи природе протянуть,

Помочь родной Земле вновь возродиться

И красоту былую ей вернуть?!

— Молодец, Саша, очень хорошие стихи. А самое главное – я рада, ребята, что вы поняли, что окружающую нас природу нужно беречь и любить. И тогда она будет нас радовать своей красотой. Ваш проект вы защитили на «отлично». Я поздравляю вас с успешным началом нового учебного года.

Вера Николаевна открыла журнал и поставила всем «пятерки».

Каримова Лилия Фанисовна
Возраст: 19 лет
Дата рождения: 01.01.2003
Страна: Россия