ЭКСТ. ЛЕС – УТРО. Утренний лес заливают первые лучи солнца. Камера медленно опускается от верхушек освещённых деревьев вниз, к еще тёмной земле. На заднем плане слышен тихий перезвон колокольчиков. Из-за поворота в утреннем сумраке появляется ДЕВОЧКА. Ей около тринадцати лет, на ней голубое платье с белым воротником. Она идет по лесу осторожно, прислушиваясь к чему-то, иногда замирая на месте. Мы видим мечтательное лицо Девочки в голубом. Она смотрит вверх, закрыв глаза, прислушиваясь. Отчётливо раздаётся звон колокольчиков, и она открывает глаза, оборачиваясь на звук.
СМЕНА КАДРА:
ЭКСТ. ЛЕС – УТРО.
Птица срывается с ветки и улетает. Снова раздаётся перезвон колокольчиков.
СМЕНА КАДРА: ЭКСТ. ЛЕС – УТРО.
Ветки кустов шелестя слегка покачиваются на ветру. С ветром доносится звон колокольчиков, но вместе с ним теперь слышен тихий серебристый смех.
СМЕНА КАДРА: ЭКСТ. ЛЕС – УТРО.
Девочка в голубом медленно поворачивается вокруг, смех и перезвон, кажется, доносятся со всех сторон. Вдруг все стихает. Камера медленно наползает на лицо девочки. Раздаётся хоровое пение без слов, напоминающее церковное. Сначала оно едва слышно, но по мере приближения камеры звук усиливается. Девочка улыбается. Она бросается вперёд, и камера следует за ней, пока она бежит по лесу. Пение продолжается.
СМЕНА КАДРА:
ЭКСТ. ЛЕСНОЕ ОЗЕРО – УТРО.
Девочка выбегает к лесному озеру и замирает на берегу. Пение обрывается и слышен лишь тихий звон колокольчиков, да шум ветра в деревьях. Девочка медленно опускается на землю и склоняется над прозрачной, спокойной водой. Камера направлена на руки девочки, которые тянутся к поверхности воды. Мы видим лицо девочки, на котором застыло искреннее изумление. Кажется, она что-то увидела в глубине озера. Девочка склоняется все ниже, вглядываясь в воду. Снова раздаётся тихое хоровое пение. Внезапно чья-то рука хватает ее за плечо. Она вздрагивает и отрывается от озера. Пение обрывается. Мы видим СТАРИКА с седой бородой в соломенной шляпе и белой рубахе, наклонившегося над Девочкой. Один его глаз слепой.
СМЕНА КАДРА:
ЭКСТ. СЕЛЬСКАЯ ДОРОГА – УТРО.
Девочка и Старик идут вместе по сельской дороге. Девочка едва поспевает за Стариком, иногда отставая и подбегая к нему. Позади них виднеется лес. Старик несет складной мольберт.
ДЕВОЧКА: Давно вы здесь живёте?
СТАРИК:
С рождения. Скоро будет шестьдесят пять лет.
ДЕВОЧКА: Вы художник?
СТАРИК (смеется):
Куда уж мне. Так, бумагу мараю.
Девочка останавливается. Она сжимает кулаки. Старик, заметив это, тоже останавливается и кладет мольберт на землю.
ДЕВОЧКА: Почему вы помешали мне?
Старик отвечает не сразу. Он поворачивается в сторону леса.
СМЕНА КАДРА:
ЭКСТ. СЕЛЬСКАЯ ДОРОГА – УТРО.
Старик смотрит на лес. Девочка встаёт рядом с ним и поворачивает к нему голову.
СТАРИК:
Негоже это, песни их слушать целыми днями. Я тебя здесь не в первый раз вижу. Замрешь над озером – и все на свете забываешь, грезишь наяву. А жизнь твоя утекает сквозь пальцы. Я сам здесь рос, и тоже по молодости бывало заслушивался. Не из нашего мира их музыка, не нам ее разбирать.
ДЕВОЧКА (удивленно): Вы их знаете? Кто они такие?
Старик указывает в сторону Леса.
СМЕНА КАДРА:
ЭКСТ. ЛЕС – УТРО.
Камера двигается сквозь опушку леса вдоль проселочной дороги. Слышен голос старика за кадром.
СТАРИК:
Когда-то давно, столетия назад, в этом лесу жили люди с прозрачными глазами. Никто не знал, откуда они пришли и кто они такие, никто не ходил к ним, и они не ходили к нам, но из леса доносился колокольный звон и их песни, прекраснее которых никто не слышал. В те времена на месте озера бил родник. Вода из него впадала в здешнюю реку, и с тех пор, как люди с прозрачными глазами поселились рядом, вода в реке стала прозрачной и свежей. Но наши предки боялись неизвестного. Они решили, что пришельцы из леса – языческие колдуны, и отправились туда, чтобы выгнать их. Но когда они пришли, то никого не нашли. Говорят, всё, что они успели увидеть, это храм с золотым куполом, который растворился в воздухе, словно утренний туман. И родника не стало, а разлилось на его месте озеро. А речка скоро тиной заросла.
ЭКСТ. СЕЛЬСКАЯ ДОРОГА – УТРО.
Старик поднимается с земли и подбирает мольберт. Смотрит на Девочку, которая слушает его, как завороженная.
СТАРИК:
Только они никуда не ушли. Я думаю, те люди знали о мире больше нашего. Все пело вместе с ними: и лес, и вода, и поле. Так они и остались в здешних краях, невидимые и неслышимые никем, кроме разве что детей, вроде тебя. Когда-то и я их видел, а теперь не могу. Всю жизнь потратил, в надежде разгадать их песни, и снова увидеть их храм, услышать звон его колокольни. Но не дано мне. И изобразить то, что когда-то знал в молодости тоже не выходит – размылось все в памяти, расплылось. Так что мой тебе совет: не ходи к ним, не тревожь душу. Их свет не для наших с тобой глаз.
СМЕНА КАДРА:
ЭКСТ. СЕЛЬСКАЯ ДОРОГА – УТРО.
Лицо девочки становится задумчивым. Она поднимает глаза на Старика.
ДЕВОЧКА:
Я не ради песен ходила к озеру. То, что я вижу в воде… Я хочу нарисовать это. Я покажу вам, хотите? Не знаю правда, смогу ли…
Старик тепло улыбается ей.
СМЕНА КАДРА.
СТАРИК:
А ты попробуй.
ИНТ. КОМНАТА В ДАЧНОМ ДОМЕ – ДЕНЬ.
Девочка лежит на полу в светлой комнате дачного домика. Она увлеченно рисует. Дверь Резко распахивается и она вскакивает, пряча рисунки за спиной. В комнату входит ОТЕЦ. Это подтянутый, аккуратный мужчина, одетый в ярко-красную футболку-поло и светлые легкие джинсы.
ОТЕЦ:
Что там у тебя?
ДЕВОЧКА (испуганно): Ничего важного.
Отец подходит к ней, хватает за руки и вырывает листы. Просматривает их медленно и молча. Затем также медленно поднимает голову.
ОТЕЦ (угрожающе):
Опять?
Девочка сжимается, опустив взгляд и обхватив плечи руками. Она старается казаться как можно меньше. Отец медленно подходит.
ОТЕЦ:
(тихим голосом, который становится все громче):
У нас с тобой есть правило: я говорю – ты делаешь. Каждый приносит пользу обществу. Каждый выполняет свой долг. И никто не бездельничает. Никто.
Он отходит от дочери, и принимается ходить по комнате, размахивая листами.
ОТЕЦ:
Вот зачем ты изводишь бумагу? Ради чего, скажи на милость? Витаешь в облаках, рисуешь какую-то чушь!
(бьет рукой по столу)
Мы живем здесь и сейчас, понятно? От твоих мечтаний никакого толку, и я требую, чтобы больше ты не тратила свое время на ерунду, а занималась учебой. Еще раз я увижу эту мазню…
Он подходит вплотную к дочери и медленно, с чувством рвет рисунки на части.
ОТЕЦ:
…И наказание будет куда более суровым. Я понятно выражаюсь?
Он несколько раз щелкает пальцами перед лицом дочери, застывшей на месте и глядящей на порванные листы. Не добившись реакции, отворачивается и выходит, остановившись у дверей.
ОТЕЦ:
Через пять минут чтобы была готова. Идем на пробежку.
Он уходит из комнаты. Девочка падает на пол, словно кукла, у которой обрубили все ниточки, и плачет.
СМЕНА КАДРА.
ЭКСТ.ПОЛЕ ВОЗЛЕ ЛЕСА – ДЕНЬ.
Девочка сидит посреди травы на пригорке, спрятав лицо в коленях. Легкий ветерок колышет головки цветов. Вокруг неё разбросаны листы бумаги с карандашными набросками. Старик стоит рядом возле мольберта, рисуя окружающих их пейзаж.
ДЕВОЧКА (тихо):
Может, он прав? Какой в этом смысл? Художнику не построить железную дорогу, не накормить голодающих. Я бесполезна.
Старик откладывает кисти и поворачивается к ней, ласково улыбаясь.
СТАРИК:
Бесполезна, значит? Позволь кое-что тебе рассказать.
Он садится рядом с ней, его глаза смотрят за горизонт, в них таятся воспоминания.
СТАРИК:
Один мой друг странствовал по миру много лет, и однажды он оказался на востоке, в стране на солнечных островах. Раз в год там зацветает Розовое дерево. Его цветы распускаются лишь на неделю в году, а потом они облетают. Когда он был там, он нарисовал их. Я никогда не был в той стране, но увидев эту картину, я почувствовал запах этих прекрасных цветов. Теперь Розовое дерево цветет вечно. Понимаешь, о чем я?
Девочка поднимает голову и улыбается ему. Они сидят, не говоря ни слова, и смотрят на лес. Раздается тихий звон колокольчиков.
СМЕНА КАДРА.
ЭКСТ. СЕЛЬСКАЯ ДОРОГА – ДЕНЬ.
Старик и Девочка возвращаются по дороге. Внезапно их внимание привлекают РАБОЧИЕ в касках. Часть из них что-то измеряет при помощи нивелира.
РАБОЧИЙ В ОРАНЖЕВОМ ЖИЛЕТЕ:
Вы предупреждение не читали? Здесь гулять запрещено, идут работы – хотят шоссе провести. Будем осушать ваши болота, так что в эту часть леса проход закрывается.
СТАРИК:
Как, осушить? Здесь нельзя делать шоссе, они ведь… Все в деревне вам скажут, это ИХ место, а вы дорогу…
РАБОЧИЙ В КРАСНОМ ЖИЛЕТЕ:
Вся информация о проведении работ уже второй месяц доступна к ознакомлению в ближайшем районном центре. Проект одобрен и обжалованию не подлежит.
ДЕВОЧКА (возмущенно): Районный центр в двадцати километрах отсюда!
Рабочий даже не смотрит в ее сторону, возвращаясь к измерениям. Девочка поворачивается к Старику, который внезапно, шатаясь, оседает на землю.
СМЕНА КАДРА.
ИНТ. ПРИЕМНАЯ БОЛЬНИЦЫ – ВЕЧЕР.
Девочка сидит на стуле в приемной больницы. На ее лице видны следы слез. Она сосредоточенно рисует, не отрывая взгляда от бумаги. Дверь распахивается, и Отец буквально влетает в помещение.
ОТЕЦ:
Ты с ума сошла? Что ты здесь делаешь в такое время? Мне позвонили из больницы…
Его взгляд падает на листы в руках дочери и он замолкает на полуслове. ОТЕЦ (тяжелым голосом):
Опять?
Он хватает ее за плечо, но Девочка не смотрит на него, продолжая рисовать.
ОТЕЦ:
Ты здесь прячешься ради своих художеств? Я предупреждал. Видимо, придётся…
Девочка не дает ему закончить, она встает, собрав листы и идет к выходу, даже не повернувшись в его сторону.
ОТЕЦ (изумленно): Куда ты?
Он пытается догнать ее, не привыкший к подобному поведению дочери.
ОТЕЦ (срываясь):
У нас есть правило, помнишь? Я говорю, ты…
Входная дверь захлопывается у него перед носом прежде, чем он успевает сказать еще слово.
СМЕНА КАДРА.
ЭКСТ. ЛЕС – НОЧЬ.
Девочка бежит по лесу. В этот раз ни звона, ни пения не слышно, только неразборчивый шепот, доносящийся со всех сторон. Чем дальше в лес она уходит, тем громче шепот. Но вот перед ней открывается озеро, как всегда тихое, и шепот резко обрывается. Девочка опускается на берег и начинает рисовать, глядя в воду. Раздается слабый, едва слышный перезвон бубенчиков.
СМЕНА КАДРА.
ЭКСТ. ЛЕС – НОЧЬ.
Отец выходит на берег озера. На мгновение замирает, глядя на хрупкую фигуру дочери, сидящую на берегу, затем подходит и тихо садится рядом. Девочка не смотрит на него, она смотрит на картину в своих руках. Что на ней изображено, зрителю пока не видно.
ОТЕЦ (тихо):
Я так и знал, что найду тебя здесь.
Он поворачивается к озеру. На его лице впервые не раздражение, а тихая грусть.
ОТЕЦ:
Я тоже приходил сюда в детстве, послушать их песни. Иногда я видел, как они играют.
над водой… А потом мне стало страшно. Я не знал их, не понимал звуков этих песен. И я сбежал. Уехал далеко, так далеко, как мог, работал целыми днями, убеждая себя, что все выдумал. Но они все равно мне снились. И снятся до сих пор. И я вернулся в эти края.
Он поворачивается к дочери.
ОТЕЦ (хрипло):
Но теперь я боюсь не за себя, а за тебя. Боюсь, что тебя поглотят твои фантазии, и ты никогда не будешь жить как все. Я вот так и не смог. И этот страх изводит меня. Прости, если сможешь.
Девочка поворачивается к нему, в её глазах видны слезы.
ДЕВОЧКА (тихо):
Они тоже боялись. Те деревенские, что пришли и прогнали Людей с прозрачными глазами. И теперь мы никогда не сможем увидеть их, только иногда их тени витают над водой. Может, об этом они поют… О всех тех вещах, которые мы могли бы создать, если бы не боялись…
ОТЕЦ:
Знаешь… Я ведь тоже когда-то рисовал.
Девочка придвигается к нему и он обнимает её за плечи. Они молча смотрят на тихие воды озера.
СМЕНА КАДРА.
ИНТ. БОЛЬНИЧНАЯ ПАЛАТА – УТРО.
Девочка заходит в больничную палату с цветами и картиной, обернутой в коричневую бумагу. Старик лежит на дальней койке. При виде неё он улыбается. Девочка ставит цветы на тумбочку рядом с ним.
ДЕВОЧКА:
Как вы себя чувствуете?
СТАРИК:
Бывало и хуже. Скажи… Они правда построят дорогу?
ДЕВОЧКА:
Боюсь, что да. Все всегда меняется. Завтра здесь может быть дорога, через сто лет город, а
через тысячу все покроет лес, и никто не вспомнит об этих местах. Но знаете, у меня для вас кое-что есть.
Она протягивает ему картину. Старик разворачивает её, и его лицо озаряет улыбка.
ДЕВОЧКА:
Неважно, что случилось или случится. Их пение теперь будет жить вечно.
Камера показывает картину в руках Старика. Над спокойным синим лесным озером изображен полупрозрачный белый храм с золотыми куполами. Камера приближается к картине, и из её глубин доносится отчетливый перезвон колокольчиков и тихое мелодичное пение.
КОНЕЦ.