XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Эссеистика на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
«Нераскрытый Маяковский»

Нередко величайшие люди бывают и остаются непонятыми. Я хотела бы рассказать об одном из таких людей — о поэте Серебряного века Владимире Владимировиче Маяковском. Однажды, знакомясь с высказываниями современников поэта о его творчестве, я заметила, что многие не понимали, какой смысл пытался донести автор до своего читателя. Так почему же столь известный поэт все же оказался нераскрытым для своих современников и остался таковым для многих в наши дни, и справедливо ли это?

Действительно, мнение о Владимире Маяковском всегда было полярным, и предполагаемые причины (а они могут являться только такими) были совершенно разными, на мой взгляд, и сейчас мы их рассмотрим. Итак, один из современников поэта, совершенно не относящийся к литераторам офицер Царской армии Иван Баженов, высказал свое мнение на предоставленное ему Маяковским «Облако в штанах»: «Я совершенно не понимал эту вещь и говорю, что, «слушай, я как-то к твоей поэзии не привык прямо, я воспитывался на Пушкине…», на что получил такой ответ от автора поэмы: «Вы ещё не доросли». Я считаю, что одной из главных причин нераскрытости поэта для многих является рост. Я сейчас говорю про духовный уровень восприятия. Поэзия не имеет возрастных границ, но до нее каждый должен именно «дорасти» в определенный момент и по-своему, и рост этот должен происходить внутри человека, каждое слово должно отражаться в душе его. К тому же, слог Маяковского, наполненный различными метафорами, неологизмами, фамильярностью, действительно был сложным для понимания даже его коллегами, не говоря уже о людях, которые не состояли в подобной сфере деятельности, не занимались литературой, не посвящали себя ей. Солдаты этого офицера «не совсем тоже понимали его литературу».

Но, как я уже сказала, отклик в произведениях не могли найти даже некоторые коллеги Маяковского. Филолог-стиховед Георгий Шенгели писал, что «революционные стихи Маяковского имеют мало общего с подлинным духом революции». Громко отозвался и писатель Борис Пастернак: по его мнению, Маяковский стал «никаким, несуществующим» и литератор удивляется тому, что этот «никакой Маяковский стал считаться революционным». Здесь я бы выделила то, что поэт стремился показать в своих революционных работах свое отношение к самой революции, которое разделял не каждый, а также сложность этого многообразного мира советского человека, он будто смотрел на события со стороны, и, мне кажется, тогдашнему обществу сложно было принять и понять его новые мысли. Не менее известная Марина Цветаева как-то сказала, что всем поколениям придется оборачиваться на Маяковского «не назад, а вперед». Меня особенно поразили эти слова.

И все же, как поэта революции его знали хорошо. Но не все смогли разглядеть, что скрывается за бунтарским обликом, за большой «глыбой». А скрывается там поэт-романтик, местами наивный, местами доверчивый от всепоглощающей своей любви, живущей в его сердце. Это чувство у Маяковского совсем не похоже на то, о котором слагал стихотворения Тютчев или Фет, это нечто иное, трагичное, сложное. Это любовь к той, которая, может, и ответила взаимным чувством, но не смогла и не захотела понять его душу полностью, а, значит, и не любила по-настоящему, не была верна, не хотела такой быть. Крик поэта отчётливо слышался в письмах к возлюбленным, а особенно в письмах к его «Лиличке». Помимо вышесказанного, 20-е годы для поэта стали довольно напряжёнными, и он глубоко переживал не только из-за дам. Все проблемы повлияли на его поэзию. Но и тут раскрыт он не был: тему одиночества как-то слабо прослеживали, замечая лишь ярый революционный настрой.

Итак, я предоставила причины нераскрытости Маяковского, выделенные мною на основе анализа высказываний современников поэта о нем, о его творчестве. Справедливо ли это? На этот вопрос, я думаю, у каждого тоже будет свое мнение, подкреплённое какими-либо аргументами. Как человек, пропустивший через свою душу строки поэта и нашедший отклик в его работах, я, конечно, считаю, что это несправедливо. Но всё-таки мне бы хотелось вернуться к этим словам: да, великие люди часто бывают и остаются непонятыми обществом. И таковым является величайший поэт Серебряного века Владимир Владимирович Маяковский.

Шатунова Анна Игоревна
Страна: Россия
Город: Лесной