Принято заявок
2688

XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Эссеистика на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
(Не)Эффективность возрастных ограничений в литературе

Пока в Российской Федерации существует всего лишь 5 возрастных ограничений: 0+, 6+, 12+, 16+, 18+. Для чего они нужны и в чём разница между 12+ и 16+, 16+ и 18+?

Возрастные ограничения нужны для того, чтобы обезопасить детей от информации, которая может навредить их ментальному или физическому здоровью. Схема разграничения довольно проста: всё зависит от красочности и правдоподобности описания смерти, болезней, сцен насилия, употребления алкоголя или наркотиков, наличие нецензурной брани и т.д.

На Западе есть система, схожая с нашей: МРАА (Motion Picture Association of America). G (General audiences) ― широкая аудитория, без ограничений; PG (Parental guidance suggested) ― родительский контроль; PG-13 (Parents strongly cautioned) ― контент нежелателен детям до 13 лет; R (Restricted — узкий) ― не рекомендуется лицам не достигшим 17 лет; NC-17 (No One 17 & Under Admitted) ― запрещено лицам, не достигшим 17 лет. Как можно заметить, там также выделены 5 возрастных ограничений и суть разграничения одинакова.

Есть и то, что запрещено к публикации вообще: одобрение/пропаганда употребления алкоголя/наркотиков, нетрадиционной ориентации, сцены сексуального насилия над детьми, расизм, призывы к травле, терроризму, самоубийству.

Давайте попробуем сравнить возрастные ограничения у нас и на Западе на двух произведениях: романе «Калечина-Малечина» Евгении Некрасовой и повести «Девочка-находка» Жаклин Уилсон.

И в «Калечине-Малечине», и в «Девочке-находке» авторы поднимают такие острые проблемы для подростков, как буллинг, предательство, отсутствие взаимопонимания между детьми и их родителями (опекунами), проблемы в общении со сверстниками, поиск себя, потеря близкого человека, одиночество. Но возрастное ограничение сильно разнится: в 1-й книге – 18+, во 2-й – 12+. Обе героини – девочки школьницы, но Кате 10 лет, а Эйприл 14. От этого уже меняется мировоззрение героев в силу возраста. Но в обоих произведениях мы видим мир со всеми его проблемами через призму детского восприятия.

Я думаю, что «Калечину-Малечину» можно отнести к жанру young adult, ведь там нет слишком жестоких эпизодов, но и говорится об остросоциальных проблемах, практически, как в книгах для взрослых, но более мягко. Если бы не было одного нецензурного выражения за всю книгу, то возрастное ограничение можно было бы снизить до 16+. А на «Девочке-находке» я бы повысила возрастное ограничение до 16+, ведь там встречаются довольно жестокие и шокирующие эпизоды. Например, тот, где Эйприл живёт у второй приёмной семьи, и однажды героиня находит свою приёмную маму со вскрытыми венами в ванной.

Также я считаю, что выставлять возрастные ограничения должны психологи, ведь они имеют квалификацию и лучше разбираются в психике, когнитивных функциях, в том, что может нанести вред ментальному здоровью человека, а что нет.

На мой взгляд, возрастные ограничения – лишь формальность, которая порой доходит до абсурда: маркировки 18+ и 16+ появляются на книгах из школьной программы, сборники стихов Есенина, Маяковского или Бродского можно купить только, достигнув совершеннолетия, а детские энциклопедии по половому воспитанию попадают под уголовное преследование потому, что содержат описание гениталий. Сейчас в изданиях цензурят (замазывают чёрной полосой) текст с эпизодами 18+, но это плохой маркетинговый ход, ведь такая цензура делает чтение некомфортным, что не приносит издательству пользу.

Несправедливость возрастных ограничений коснулась и лично меня. При подготовке к заключительному этапу олимпиады мне было необходимо ознакомиться со стихотворениями Есенина, Маяковского, Бродского, просмотреть их анализы и разборы, но в библиотеке школы мне сказали: «Либо ты приходишь с родителями, либо дожидаешься совершеннолетия, мы не имеем право выдать тебе сборник стихов Маяковского». И получается довольно курьёзная ситуация, ведь произведения вышеупомянутых авторов включены в школьную программу. Взять ту же «Анну Каренину» Толстого, которая также входит в школьную программу, имеет возрастное ограничение 16+, хотя в романе присутствуют сцены курения, главная героиня занимается прелюбодеянием, бросает семью и ребёнка, и в конечном счёте совершает самоубийство и это «нормально», я могу спокойно взять эту книгу.

Я читаю книги с пометкой 18+ («Щегол» Д. Тартт, «Калечина-Малечина» Е. Некрасовой, «Ты» К. Кепнес). Мои родители знают об этом, и прежде, чем купить мне ту или иную книгу, они узнают информацию о ней, знакомятся с ранним творчеством автора (если такое имеется), либо же полагаются на мою совесть. И книги для взрослых не повлияли отрицательно на моё мировоззрение, я не стала употреблять наркотики, убивать людей и т.д. Ведь в книгах наоборот показывают и рассказывают, как вести себя не надо, что так делать плохо, что каждое наше действие имеет последствия, «эффект бумеранга». Например, в романе Донны Тартт «Щегол», главный герой Тео Деккер был прилежным мальчиком до смерти матери и переезда в Лас-Вегас, где встретил «одного из лучших друзей в его жизни» — Бориса Павликовского, который и посадил главного героя на вещества, что привело его (Тео) к деградации, бессонницам, депрессии, скитаниям, одиночеству, полному разрушению жизни и личности.

Но проблему со «взрослой» литературой решает жанр под названием young adult, что буквально переводится, как «юный взрослый» или же «молодёжь». Он довольно популярен в наше время, всё больше появляется книг, рассчитанных на «молодых взрослых». Главная особенность жанра – его нельзя точно отнести к возрастному ограничению 16+ или 18+, ведь он стоит где-то между: там также поднимаются остросоциальные проблемы, интересующие молодёжь, но более аккуратно, чем во взрослой литературе. Этот жанр помогает юным читателям переходить на следующую ступеньку взрослости, а выросшим — спуститься немного вниз, чтобы не растерять искренность. Мне кажется, этот жанр — мост между поколениями и любое воссоединение между ними — это хорошо.

Но современные дети способны добраться до чего угодно, и никакая пометка на обложке их не остановит. Да и вообще многие из них знакомы с «запретными плодами» лет с семи. Но я не говорю, что возрастные ограничения не нужны вообще – ведь не зря есть закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Возрастные ограничения нужны и важны, чтобы предупредить читателя о том, что его ждёт и подходит ли это ему, указать на рекомендованный возраст, ведь не будет ребёнок 16+ лет увлечённо читать литературу, предназначенную для 0+.

Плесовских Анна Александровна
Страна: Россия
Город: Тобольск