Что способно изменить общество? Вопрос, над которым размышляют многие столетия. Его можно считать философским, потому что точного ответа никто никогда дать не сможет, но приблизиться к его ответу вполне возможно.
Не смотря на различия мышления людей, связанные с разными временными эпохами, существует определённый «набор» движущих сил, способных влиять на саму сущность человека, что впоследствии приводит к изменению общества в целом. Ими можно считать и политический строй в стране, и религию…, но самое главное – это нравственность. Если рассматривать общество как живой организм, то нравственность – это духовный скелет, на котором держится любое общество.
Безусловно, для осознания своих духовных ценностей человеку необходимо образование, потому что знания и логика, соединяясь вместе, помогают человеку в полном объёме взглянуть на существующую картину мира и познать силу духовности, что позволяет обществу эволюционировать во всех сферах жизни.
Не стоит забывать, что образование дарует нам способность видеть мир шире. Она проявляется с того момента, как ребёнок начинает задавать вопрос «Почему?». Это означает, что он учится формировать причинно – следственные связи, то есть развивается его логика. История показывает, что вопрос «Почему?» становится причиной многих открытий в науке. Например, легенда о том, что Исааку Ньютону на голову упало яблоко, после чего он открыл закон всемирного тяготения. Его заинтересовала причина, по которой яблоко упало, из-за чего и был написан этот закон, который стал одним из базовых в среде физических знаний.
Фундаментом образования является, конечно, наука. Её нити соединяют в единую сеть весь научный мир. Ни одна из научных дисциплин, будь то математика, биология или филология, не является изолированной. Они все неразрывно переплетаются, образуя основу мироздания. Именно поэтому на протяжении всего процесса обучения, начиная со школьной скамьи, необходимо изучать хотя бы основы общих наук, ведь не просто так лучшими специалистами в своей области становятся те, кто уделяет внимание не только предметам своего профиля, но и отдалённым от него дисциплинам.
Таким образом, наука — это единое целое, являющееся опорой образования.
«Наука становится нервной системой нашей эпохи», — сказал Максим Горький. Исходя из его слов, образование создаёт двигающую скелет духовности мышечную систему, которая пронизывается тонкими, но очень чувствительными волокнами науки.
Но способность рационального мышления породило в обществе такое явление как революция. Человек осознал, что может наиболее эффективного использовать свой труд. Это приводит к росту недовольства в обществе и росту оппозиции власти. Поэтому главной задачей правителей всех времён было укрепление власти для поддержания стабильности в своей стране. Мудрое решение в этом случае – развивать образование и науку, внедряя в них необходимые власти мысли. Так поступила Советская власть. Для сохранения политического строя было введено всеобщее образование. Вместо насильственного исполнения приказов, людям объяснялись положительные стороны в случае его осуществления. Народ понимал, что все изменения делаются для всеобщего блага, поэтому всячески поддерживал существующую власть.
Силу просвещения осознавала и Великая российская императрица ЕкатеринаII. Её политика просвещённого абсолютизма была направлена на внедрение народного образования и искоренение крепостного права. Период политической нестабильности при ее предшественниках, получивший название Дворцовых переворотов, приводил Екатерину к мысли о необходимости укрепления личной власти, для чего были необходимы глубокие преобразования. Екатерина II осознавала несовершенство существующего законодательства и полное отсутствие правопорядка и пыталась решить эту проблему путём внедрения идеи политического миросозерцания Вольтера – просвещённого абсолютизма.
В наше время руководители всех стран не меньше философов XVIII века, внедрявших идеи просвещённого абсолютизма, осознают важность всеобщего образования. В Конституции Российской Федерации прописано, что каждый гражданин обязан получить общее образование. Это сделано для того, чтобы человек познал свою сущность и осознал своё место в мире, что приведёт к прогрессивному развитию общества, и объединению усилий во имя достижения общий цели.
«В одном просвещении найдем мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества!» — сказал историк Николай Михайлович Карамзин. Это высказывание наиболее ярко отражает возможность изменения общества с помощью образования и науки.
Человечество тысячелетиями копило знания и продолжает пополнять их запас, но как мышление людей зависит от закромов их познаний. Неужели такое большое количество информации способно искоренить из человека разум- источник нравственности, весь фундамент мироздания? Конечно же, нет! И пусть давление материальных ценностей возрастает, образование не даст им одержать верх. Духовность всегда развивается в человеке из-за просвещения, поэтому он будет совершенствоваться, вследствие чего общество будет эволюционировать.
В образовании и науке человечество найдёт спасение, обретёт гармонию и мир и достигнет высшей точки процветания и баланса. Утечёт много времени, прежде чем человечество немного приблизится к этой утопии, но встать на этот путь – уже великое достижение, которое позволит нам решить часть наших вечных проблем. Но чтобы совершить первый шаг необходимо осознание силы духовных ценностей каждым человеком, которое начинается с самого малого – прочтения детских сказок, но этого вполне достаточно для старта. В дальнейшем лестница образования приведёт ребёнка к вершине «Эвереста знаний».
Образование – самое главное, что дарит каждому человеку государство. Оно основывается на научных знаниях и помогает нам в познании духовных ценностей. Вместе наука, духовность и просвещение создают тело общество, а вот движение зависит от нас самих. Они могут построить фундамент «вечных ценностей», а вот величественный дворец под названием «Общество» человечество должно создавать само, и только мы решаем каким он будет. Усилия каждого помогут в создании роскошного дома, в котором все будут жить в комфорте.