Учитель!
Даже через много лет
Зажженный Вами не погаснет свет…
Говорят: Родина начинается с матери. Да дозволено будет сказать вам: и с учителя. Есть в его мысли нечто такое, что сближает ее с великой миссией, которую сообщила природа матери. Представление о мире, как о прекрасном и вечном, представление, которое вместе с жизнью дает ребенку мать, учитель призван сделать и осмысленным, и зрелым.
Ученик воспринимает от учителя весь окружающий мир, все границы видимого. Пределы этого видимого так далеки, как сумел обозначить в сознании ученика учитель, а следовательно, как сумел он связать день сегодняшний со всем тем, что этот день сотворило — Историей, Революцией… Куда как невелик скромный град твоего детства, а кажется, нет дороже еще и потому, что ты там встретил своего учителя. И этим добрым словом называешь того, кто помогает или пытается помочь тебе стать человеком. Тут трудно выделить кого-либо одного. И все-таки, мне кажется, что я смогу сделать это. Неизгладимый след несет в моей душе особый — другого слова не подберу – человек — Елена Витальевна Шугаева.
Никогда не забуду свою первую встречу с этим замечательным человеком. Это был солнечный сентябрьский день 2015 года, и я, десятилетняя девочка из небольшой деревни Алга, с красивым ранцем за плечами и огромным букетом цветов в руках переступила порог Старомокшинской школы. Мне все казалось удивительным: стены, парты, ученики, учителя, бегущие мне навстречу. Но, помню, все в этот миг забылось, перестало для меня существовать, как только я увидела её, Елену Витальевну.
Она не шла, она шествовала по застланному ковром коридору: высокая, стройная, в элегантном сером костюме, слегка склонив голова набок. На ее лице сияла ослепительная, лучезарная улыбка, и мне показалось, что с безоблачного неба сияет ясное солнце. Сколько светлой красоты в ее лице, сколько нежности и добра я увидела в ее глазах! И, завороженная, протянула ей свой букет.
Ближе я узнала Елену Витальевну на уроках русского языка и литературы, которые она начала вести у нас с пятого класса. Строгая ли она? Папа говорил, что у плохих учителей ученики могут сидеть на уроках тихо, но у хороших учителей ученики не могут шуметь и болтать. У Елены Витальевны на уроках всегда тихо, и просто никому не приходит в голову, что можно отвлечься или поговорить с соседом по парте.
Степень ее контакта с учениками бесконечна. Урок о войне Белой и Алой розы — всегда выяснение человеческого предназначения, стихи Некрасова -повод для размышлений о нашей родине и ее непростом пути в истории. А какие она даёт уроки доброты, милосердия, уроки — размышления о человеческом предназначении, о нашей родине и ее непростом пути в истории! Это всегда взаимная исповедь, взаимный откровенный разговор. Любой из этих уроков — это и есть протянутая рука каждому ученику, побуждение шагать вперед без страха, потому что она, наш учитель, рядом. Манера говорить у нее какая-то особенная, захватывающая. То расхаживая по классу, увлечённая, группирует факты биографии писателя, то приводит примеры из сегодняшней жизни, то переходит к выводам. А лицо её при этом остается добрым и серьёзным одновременно, даже когда она улыбается.
А как удивительно она поддерживает интерес к учебе; платит своей добротой, терпением, пониманием за наши ошибки и неудачи; находит слова привета самому отчаянному хулигану и самому запущенному лодырю — они больше всего боятся ее доброты. А какие уроки милосердия, сострадания дает она нам, убеждает, что без литературы и искусства жить на земле, нормально и полнокровно человек не может!
Елена Витальевна очень внимательна: заметит и грусть в глазах, и новую прическу, и новую блузку. И всюду — эта чистая ясная улыбка, согревающая сердце. Она принимает нас такими, какие мы есть, и видит в нас только самое чистое, доброе и хорошее.
Говорят, наступает время, когда Учитель становится не нужен. Он научил, чему мог научить, и — поезд отправился дальше, а Учитель остался один на пустой платформе. И если высунуться из окна, то долго еще будешь видеть маленькую, одинокую фигурку человека, провожающего поезд. Потом поезд превратится в точку, замрет железный стук колес, а он все будет стоять. И ему мучительно захочется остановить поезд, вернуть его, ведь с этим поездом навсегда уходит частица его самого, самая дорогая частица. А потом, когда вопреки его желанию поезд скроется и как бы растворится, сольется с полями и рощами, Учитель оглянется и с удивлением увидит, что платформа полна ребят. Они нетерпеливо переступают с ноги на ногу, дышат в затылок друг другу, толкают соседей — ждут своей очереди. И в их глазах написано: «Поторопись, Учитель, мы ждём тебя! Ты наш, и мы тебя ни с кем не желаем делить. Идём же, Учитель!»