XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Эссеистика на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
Когда человек — картина…

 

Кисть, рука и палитра нужны, чтобы рисовать, но картина создается вовсе не ими.

             Жан  Шарден, французский живописец

Вы мне поверите, если я скажу, что жизнь человека – картина?     Человек же – художник.  А вот краски и кисти – это его поступки, характер и чувства. Так и получается, что человек сам пишет свою жизнь.  К такой мысли меня привели привычка изучать людей и увлечение живописью. Так как судьба преподносит всё новые и новые знакомства, видеть в жизни каждого человека  неизведанное полотно оказалось довольно занятно. Как же так получается?..  Немного терпения и я раскрою вам изнанку. Главное, чтобы Вы поверили…

Позвольте пригласить Вас.…   Нет же, не на танец, а в картинную галерею. Думаю, это именно то место, где моя речь предстанет в наиболее выгодном  свете.  Пройдемся по коридорам «пинакотеки», как сказали бы в Древней Греции?..

Если же с людьми мы неизбежно сталкиваемся каждый день, то на живопись у многих не хватает времени. Но картины ждут нас в галереях (они имеют терпение и умеют переносить отсутствие внимания, в отличие от людей).  Вот висят творения художников сюрреалистов, немного жутковатые, иногда переворачивающие сознание на 180 градусов, а вот от плодов экспрессионизма веет отчуждением и чувствуется налёт депрессии…  А как блестит на картинах масло, когда сквозь пыльные стёкла льётся неясный свет!

Подойдите к картине так, чтобы касаться её лбом. Что вы видите? Да, крошечные точки,  едва заметные мазки краски  и нити холста, бугрящиеся под слоем масла. Словом, ничего более-менее содержательного, кроме цвета. А теперь отойдите на пару шагов, так, чтобы охватить взглядом всю картину.  Она уже обрела смысл? Она уже состоит из целых образов и единой композиции?..  Да, это свойство картин – детская истина. Я вовсе не пытаюсь «открыть Америку»  повторным ее пояснением. Я вспомнила о ней лишь затем, чтобы прояснить:  сие свойство полотен  лежит в основе моего  сравнения человеческой жизни  с картиной.

Проще говоря: «Капля мала, а по капле – море». И вот главная мысль: так и мы. Наша жизнь. Ты совершаешь тысячи поступков, незначительных, главных, эгоистичных, благородных. А потом в целом получается картина жизни. 

Предположим, добрые поступки отмечаются теплым бежевым цветом. Скромным таким, матовым (ведь блестящее, демонстративное добро – это лицемерие).  А что же с подлыми поступками? Интересно получается: какого цвета подлость?  Что- что? Черного? Э, нет. Современное зло тоже модифицируется и подкрашивает свой классический черный: то добавит алый цвет (любовь), то покрывается белой (духовность) крапинкой, мол, вот, стремлюсь к чистоте. 

Да еще существуют множество эмоций, характеров  и поступков, которые, если бы были изображены на  картине, имели свои собственные цвета. Но довольно размышлений, эдак,  можно додуматься до того, что и я, автор, лишь сгусток краски. Итак, примеры.

Тётя Зуля работает медсестрой в районной больнице. Её картина  жизни похожа…     А, впрочем, попробуйте  представить её сами. Жизнь ведь в одной связке с профессией. Так какие же цвета изобилуют в картине медсестры, при близком рассмотрении?  Помните скромный бежевый цвет? Да, он самый. Но плюс еще серый (больничные будни отнюдь не веселые), черный (грубо говоря, выздоровление не стопроцентное), и… как думаете? Белый (надежда, умирающая последней). Вполне себе спокойная, грустная, местами даже скучная картина: человек, всю жизнь работающий в больнице, куда попадают не от хорошей жизни. То ли дело картина  жизни какой-нибудь скандальной певицы!..

 Но! От картины тёти Зули веет добром, терпением, и сияет она изнутри. Сияет этот бежевый цвет, иногда мелькает в нем солнечный, тёплый свет. И полная  картина изображает портрет женщины с немного усталым, но терпеливым лицом, подающей воду старику. Вся жизнь её – помощь.

Что там насчет картины скандальной певицы?  Хорошо- хорошо, не будем её трогать, на то она и скандальная…   Речь пойдет о человеке с яркой, цветастой картиной жизни.

 Так уж повелось, что о жизни подруг мы знаем абсолютно всё. И наиболее яркий пример нашелся в нашёптанной на ушко истории любви одной из них. «И красавец он, и спортсмен!..» И комсомолец, наверное! Судя по восторженным речам Ильмиры, её новый знакомый – яркая картина. И жизнь его подстать  характеру. И по соревнованиям он поездил, и друзей у него много, и мир повидал, и чувство юмора хорошее, и Ильмирку он холит и лелеет. Суровая правда растеклась по морю счастья нефтяным пятном, когда подруга узнала, что молодой человек одновременно встречался и с ней, и еще с какой-то девушкой. Слезы, истерика, и наконец, истина, принесенная сорокой на хвосте: на соревнованиях он победил потому, что подставил соперника; и девчонок обманывал красивыми словами, и человек он не самый лучший!

Как видно, его картина  жизни – это брызжущее светом и яркостью красок полотно. Насыщенная, полная веселья, пёстрая жизнь. Но Вы же помните, что чёрное может маскироваться под другие цвета?..   Вот и смотришь на такого человека под правильным углом (хлебнув уже горя) и видишь: клоун, меняющий сотни красочных масок, и восседающий на троне лжи, предательства и боли, причинённой им другим людям. Яркая жизнь еще не показатель хорошего человека.

…Ах, мы уже в конце коридора! И картины все остались позади, вот уже и экскурсовод манит нас к выходу…  Но ведь осталась еще одно неизведанное полотно! Вон оно, скромно притаилось у окна!

 Знаешь, Читатель, чья это картина? Твоя.

 

 

Хаерова Лейсан Ринатовна