Принято заявок
1391

XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Проза на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
как мой предок получил свое имя

Май на Алтае непредсказуем: если днем солнце припекает все сильнее, то уже к вечеру поднимается холодный ветер.

В то время, как светило уже приготовилось уйти спать в тайгу, а по верхушкам вековых кедров пробежал холодок (ветер притащил с собой тучу), на берегу Бии показалась невысокая коренастая мужская фигура. Это был Дьелдук, сын Каака. Один из лучших охотников сеока Кара-Тогус («черная девятка») племени туболаров1. Перед надвигающимся дождем он хотел проверить сети. Достав рыбу и бросив ее в ведро, Дьелдук присел на большой камень. Много дум одолевали этого смелого человека, а на берегу Бии думается особенно хорошо, так как сама река чистая, светлая (в отличии от подруги Катуни), а потому мысли успокаивает и делает их прозрачными. Да и само название Бия-это не женское, а мужское начало: от слова Бий. 2

Дьелдук развел костер и, окропив огонь молоком, стал молиться От-Эне.

С тех пор как умерла его жена Керегыт, из рода Богоевых, он один воспитывал сына Баштагача. О нем-то и тревожили мысли.

Веками жили алтайцы на этих землях. В тайге охотились и собирали кедровый орех, ловили рыбу. Между собой племена не воевали, жили в уважении, тем более, что тубалары, челканцы, кумандинцы, телеуты считали своим общим предком бога Ульгеня.4

1.Туболары-туба (тува) кижи или йыш кижи, что в перевода с тюрского языка «лесные люди». Один из коренных малочисленных народов Республики Алтай. В основном, живут возле Телецкого озера, по берегам реки Бия. В облике туболаров преоблают европеоидные черты, в следствии чего монголоидные признаки выражены слабее.

Согласно переписи населения, на 2020 год в Росии проживали 3675 челоек, из них 1782 мужчин.

2. Название реки Бия связывают с тюрским словом «бий», «бэг», «бии»-«господин». Алтайские легенды рассказывают, что жил некогда богатый хан Алтай, и была у него единственная красавица дочь -Катунь. Много батыров добивались ее руки, но полюбила Катунь простого охотника Бия. Узнал хан и разгневался. Ни о какой свадьбе и речи быть не могло. Но не покорилась отцу своенравная Катунь и сбежала к любимому. Послал разьяренный хан за ней вдогонку своих воинов, пообещав, что кто догонит девушку, тот и станет ее мужем. Почти настигли уже батыры девушку, тогда обернулась Катунь стремительной рекой и потекла среди камней, громко призывая к себе Бия. Услышал голос любимой Бий, стал стремительным потоком и устремился навстречу Катуни. Встретились Бия и Катунь, обнялись и образовали великую реку Обь.

3. От-Эне –с тюрского «мать-огонь»-богиня огня и хранительница домашнего очага.

4. Бог Ульгень-верховное божество, грозоносец и молниеносец. Считается, что демиург сотворил мир за 6 дней. Ульшень сотворил не только землю, небо, солнце, луну, огонь, но и создал первого человека, кости которого были из камыша, а тело из глины. Ульгень награждает даром шаманства и назначает шаману духов-помощников. Внешность бога либо не изображалась совсем, либо была очень условной, в виде человекоподобной фигуры, которая излучает сияние.

Дьелдук помнил, как рассказывал кам,5 что лишь однажды взялись алтайцы за оружие, когда пришло на Алтай несметное войско джунгар. Обложили племена данью, грабили жилища, убивали мужчин, уводили в плен девушек. Потому и стали уходить люди в горы, в тайгу, за что их и прозвали «лесными людьми». Ворвались джунгары на эту землю, думая подчинить себе вольный народ Алтая, но храбро сражались воины. Сама природа не хотела подчиняться захватчикам, а потому хранит в себе озеро Алтын-келя6

много джунгарских тел, вместе с доспехами, колесницами, оружием. Текут воды Золотого озера, колышатся волны, а на дне окаменевшими статуями стоят всадники, которые вплавь пытались догнать людей, уходящих в леса.

Много легенд хранит Алтай. Но сейчас Дьелдука одолевала только одна мысль: пришли на их землю люди, принесли чужую веру, стали алтайцев в эту веру обращать. Как быть? Как дальше жить? Какому богу верить? Кому поклоняться?

В это время кто-то тронул Дьелдука за плечо. Дьелдук поднял глаза, перед ним стоял его сын Башатагач.

-Пойдем, отец, домой, скоро дождь будет, вон какая туча надвигается,-произнес Баштагач.

В это время упали первые крупные капли. Дьелдук взял ведро с рыбой, и они быстро зашагали по направлению к деревне.

Дождь уже вовсю разошелся, когда Дьелдук и Баштагач добрались до своего керегэ7. Туча принесла с собой не просто дождь, а самую настоящую майскую грозу. Когда гремел гром, казалось, что горы сотрясает невидимая сила и что сам Ульгень гневается, как будто читает и знает мысли Дьелдука.

5. Кам-шаман, а его действия назывались камланием. Каждый шаман имел свой бубен –тююр.

6. Алтын-кель-в переводе с алтайского «Золотое озеро»

7. Керегэ-войлочная юрта с решетчатыми складными стенками, Вероятно, что по названию юрты и была названа одна из волостей Алтая-Керегежская

Всю ночь природа метала молнии. И всю ночь Дьелдук боялся, что навлек на себя гнев Ульгеня и всех богов.

Однако утром солнце согрело мир и Дьелдук вышел на улице и стал чистить рыбу.

В это время подошел к нему Михаил Чебелкеп (8)

-Дякши ба, Дьелдук! -доброжелательно произнес Михаил

-Дякшилар, дякши дядярба! Кандый дюрер, Михаил? (9)-ответил Дьелдук.

-Знаю я, Дьелдук, что тебя беспокоит.-начал мягко говорить Михаил.

Дьелдук с недоверием посмотрел на Михаила и продолжил молча чистить рыбу, помня о сегодняшней страшной грозе.

-Ты, Дьелдук, сам подумай- Михаил присел рядом, взял нож и стал помогать в чистке рыбы- ведь бог он один, и неважно как его зовут, Ульгень или Иисус.

-Да как же один, Михаил-улыбнулся Дьелдук- ведь богов у нас много, и каждому нужно жертву принести, каждого поблагодарить. Завтра мы с Баштагачем на охоту собираемся, значит Каныма (10) надо с собой подготовить. Баштагач!- крикнул Дьелдук -поставь мясо на огонь.

-Не торопись, Дьелдук, делать выводы- ответил Михаил. Вот ты на охоту идешь, Каныма берешь, ему дань платишь, супом кормишь, а после удачной охоты его благодаришь.

-Так ведь обычай такой, -воскликнул Дьелдук-много веков наши деды Каныму дань за охоту отдавали, женщины Умай призывали (11), чтобы дите

_________________________________________________________________

8. Михаил Чебелкеп-один из первых телеутов, кто принял в 1830 году крещение, русская фамилия Чевалков

9. перевод с алтайского-«здравствуй и здравствуй, как ты поживаешь».

10. Каным-бог тайги и охоты у алтайцев. Изображался в виде фигурки с двумя головами. Отправляясь в тайгу на промысел, охотники брали его с собой, кропили жидкой кашей или супом, просили таким образом удачи на охоте.

11. Умай-женская богиня у алтайцев, охраняет рожениц, матерей и детей. Изображалась в виде куколки, сшитой из синей материи.

здоровым родилось, вон у Баштагача до сих пор Умай над кроватью висит, как не стало Керегыт, теперь Умай его бережет и охраняет. Все мы от Ульгеня происходим.

-Не перебивай, Дьелдук, -поморщился Михаил- ты же знаешь, я сам из телеутов, наши деды вместе на охоту ходили, одну трубку курили, одним богам поклонялись. Однако, есть вера, которая посильнее наших богов будет-это вера христианство называется. Вот послушай, Дьелдук, как Иисус Христос за веру умер, за людей, чтобы мир чище сделать. Да и Баштагача позови, пусть мальчишка послушает.

-Баштагач! Сними мясо с огня и иди к нам, тут Михаил сказку поведать нам хочет-крикнул сыну Дьелдук.

-Не сказку, ака карындаш-снова поморщился Михаил- а самое настоящее чудо (12).

Прибежал Баштагач, принес небольшую скамеечку, сел напротив мужчин, взял в руки теертпек (13). Залюбовался в это время сыном Дьелдук: высокий, крепкий, глаза миндальные, как у матери его Керегыт, руки сильные, и не по годам разумен Баштагач. «Славный охотник получится»-с любовью думал Дьелдук, глядя на сына. Не ускользнул этот взгляд от Михаила и внимательно посмотрев на Баштагача, начал он свой неторопливый рассказ

-Расскажу я вам, об отце нашем Иисусе Христе…..

-каком Иисусе?- перебил Баштагач -наш отец Ульгень, от которого

и родились алтайцы, а потому чтят его и поклоняются ему.

-Не перебивай, Баштагач, не к лицу батыру перебивать старших-произнес Михаил

_____________________________________________________________

12. акы карындаш-по- алтайски обращение

13. теертпек-национальная алтайская лепешка

Дьедлук в это время метнул на сына строгий взгляд, нельзя перебивать старших, хотя прекрасно понимал удивление сына

-Так вот- продолжил Михаил –много веков назад Господь прислал на землю сына своего Иисуса, чтобы рассказал он людям о том, что есть только один Бог, он Творец неба и земли, всего видимого и невидимого…

И полилась плавная речь Михаила о том, как сотворил Бог небо и землю, как создал человека.

В это время стали к керегэ Дьелдука подходить другие жители Кебезеня (14), опускались рядом и тоже слушали.

Рассказывал Михаил о том, как накормил Иисус 2 рыбами огромное количество человек, как воскресил Лазаря, как сам воскрес после распятия. Долго рассказывал Михаил, много инородцев слушали внимательно.

Но самое главное рассказал Михаил, что бог един, что не требует он никаких жертв, что просит только об одном, чтобы у человека мысли его чисты были, чтобы добро совершал, милосердие проявлял.

-Вот вы, братья, вспомните набеги джунгар-напомнил Михаил.

-Помним, помним-крикнул один из алтайцев по фамилии Суртаев-деды много рассказывали, как победили мы эту нечисть, и как хранят воды Алтын-Келя этиъ кочевников.

-Верно, ака-подтвердил Михаил-тогда нам пришлось взять оружие против джунгар, мы обьединились, стали бис бирлик (15) и только в единстве стала наша сила, только вместе мы смогли прийти к единому решению и обратиться за помощью к царю. Ведь даже камы не могли прогнать эту нечисть с нашей земли. Вот тогда и стало понятно, что алтайцы должны быть вместе с русскими, а это значит, вера одна, народ один, кровь одна.

. Посмотрите, вон братья Лебедевы, женились на наших алтайских женщинах, дети родились, но разве мы считаем их чужими?

14. Кебезень-село, основанное в 1852 году. Расположено на обоих берегах Бии. В Кебезени был расположен центр миссионеров Алтайской духовной миссии

15. Бис бирлик-по-алтайски мы вместе

-Не считаем! Нет! Нет! -раздавалось с разных сторон

-Вот потому я и толкую, вам, братья, что Бог един, также как и мы едины -закончил свое повествование Михаил.

Зашумели алтайцы, стали переговариваться, вроде и складно рассказывает, но как же быть с богами, разгневаются, да еще кам что скажет.

Посмотрел на них Михаил. Улыбнулся.

-Не бойтесь, братья, Бог милостив и защитит вас от кама. Каным, Ульгень, Умай, Эрлик, и другие боги-это все один бог Иисус Христос. Он ждет каждого из вас, он любит каждого из вас.

Приходите завтра на молитву. Хошча калын -пригласил всех Михаил и попрощавшись, тихо ушел. Стали в раздумье расходиться люди.

Дьелдук бросил уже давно почищенную рыбу в чан. Тоже молчал. Тревожил его рассказ Михаила.

-Ада (16)-заговорил Баштагач-ада, как ты думаешь, правда есть такой Бог?

-Не знаю, балам(17), Михаил сам новую веру принял, и других в эту веру обращает.

В ту ночь Баштагач не уснул, мерещился ему человек в белом, возле него было сияние, и протягивал тот человек к нему свои руки.

На следующий день Баштагач не пошел с отцом на охоту,притворившись нездоровым.

-Может кама позвать, сынок?-беспокоился Дьелдук

-Нет, отец, наверно от дождя простудился. Ты иди, ада, на охоту, я по дому похозяйничаю.

Взял Дьелдук Каныма, окропил его мясным супом и ушел на охоту, с твердым намерением вернуться как можно скорее. Как только скрылась широкая спина отца в тайге, Баштагач вскочил и побежал к церкви.

16. ада-обращение к отцу

17. балам-обращение к сыну

Там вовсю шла молитва, которая совсем не походила на гортанное пение кама во время жертвоприношения.

Видел Баштагач иконы с ликом Христа, видел лицо Михаила, когда тот читал молитву, и так хорошо ему сделалось на душе, как не было никогда.

После молитвы Михаил увидел Баштагача:

-Приходи, балам, через 2 дня, крестить народ будем.

Кивнул Баштагач и пошел домой встречать отца.

Дьелдук, зная, что сын болен, вернулся достаточно скоро. Принес тушку селезня. Тут же пошел проведать сына.

-Ада-увидев отца, сказал Баштагач-я хочу принять ту веру, хочу быть единым целым со всем народом, я был сегодня у Михаила, он позвал меня на крещение.

Ничего не сказал Дьелдук. Произошло именно то, чего он боялся. Он боялся, что боги отвернутся от его сына, что не будет ему удачи ни на охоте, ни в жизни. Но он слишком любил своего сына. Да и взрослый уже Баштагач.

«А веру и обратно вернуть можно»-подумал Дьелдук.

Через 2 дня пришли они к Михаилу.

Баштагач был крещен под русским именем Дионисий. Дьячок, что записывал в книгу, то ли не расслышал, то ли писать толком не умел, но только запись в церковной книге выглядела так:

« 25.05 Бийского округа Кергежской волости инородец Паштагач сын Тулту Каакова и покойной его жены Керегыт Богоевой крестился под именем Дионисий. Воспреемником стал Сергей Сергеевич Балтый».

Так и пошел по жизни Дионисий Сергеевич, фамилию которому дали по имени отца, которого дьячок неправильно записал-сын Тулту-Тултин.

Сам Дьелдук не смог предать веру предков и не крестился. Шел 1869 год

Новоселова Таисия Викторовна
Страна: Россия
Город: Асбест