Согласно научной литературе: «характер — это система устойчивых индивидуально-психологических особенностей человека, определяющая типичные для него способы поведения в стандартных ситуациях». Характер приобретается человеком в следствие жизненного опыта и нравственных ценностей. С самого раннего детства события, происходящие с человеком, влияют на него, оставляя некий след в его истории. Эти события заставляют его формировать определенные реакции на разные жизненные ситуации. Характер, как отпечаток пальца, индивидуальное и неповторимое явление.
В течение жизни человека характер может меняться, а иногда и кардинально. Важно развивать осознанность и брать ответственность за то, каким человеком ты становишься, учиться контролировать влияние окружающего мира на становление личности. Ведь как «несносный» ребёнок может стать спокойным и мирным взрослым, так и «тихий» может открыть в себе активные и инициативные черты. Такую изменчивость можно использовать с пользой. Выход из зоны комфорта, целенаправленное изменение обстановки и взглядов, приобретение новых навыков — способы создания новых черт характера.
Но существуют ситуации, в которых у только закладывающейся личности может не оказаться нравственных ориентиров, в соответствии с которыми сильные черты характера будут использоваться на пользу общества. Таким людям прийдется побывать по обе стороны и сделать выбор.
В такой же неопределённой ситуации оказался и Печорин — персонаж романа Лермонтова «Герой нашего времени». Очень справедливо замечание автора, что история души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа. Характер нельзя полностью понять, лишь взглянув на человека, но некоторые черты могут выдать его. Аристократическая внешность Печорина содержит в себе контраст мужественности и некоторой нежности, что наталкивает на мысль о непостоянстве личности. Походка заключает в себе скрытность. Взгляд же его «ослепительный, но холодный», также является признаком «или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Такой персонаж вызывает интерес и желание окунуться в его мир, исследовать и понять внутренних «демонов». Печорин не скрывает того, что его поведение далеко не соответствует «нормальному», с каждым он старается быть честным и объяснять свои взгляды. Так постепенно раскрывается его нутро, он рассказывает как множество занятий становились для него обыденным и скучными, как ни в чём не находил он смысла. Это показывает, что ему сложно оценивать вещи и ситуации, ведь в нём нет должной моральной опоры. В последней главе своего журнала Печорин пишет, что в первой молодости был мечтателем, любил ласкать попеременно то мрачные, то радужные образы, которые рисовало ему беспокойное и жадное воображение. Но что свело его с дороги чувств и счастья? Одним из главных признаний герой делится с княжной Мери во время одного из разговоров. Он с легкостью и пренебрежением описывает причину многих своих «пороков», связанных с происшествиями детства, говоря, что сделался «нравственным калекой». Это явно видно в его рассуждениях о счастье и удовольствиях. «Сам я больше неспособен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное как жажда власти, а первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает; А что такое счастие? Насыщенная гордость. Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви. Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого». Теперь отчётливо виден переломный момент этого персонажа. Эти рассуждения неприятны, но в них заключена философия Печорина. С самого начала своего пути он не получает нужного примера о любви и сочувствии. Главный герой живёт по принципам эгоизма, чтобы выжить; он хочет получать, но не знает, что нужно отдавать взамен. От этого и возникают сложности в отношениях, скука и разочарованность жизнью. Он получил дар жить, но не понимает, что взамен он должен наслаждаться ей и быть благодарен за всё, что имеет. Далее в своих записях он размышляет о том, что делал что-то не так. «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необьятные…Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы!» Так и не найдя ответа на свой вопрос, не найдя верного пути, он находит другой выход — смерть.
Итак, благодаря истории этого героя, влияние характера на жизненный путь человека подтверждено. Принимая данный опыт во внимание, каждый может влиять на свою дальнейшую жизнь.