Принято заявок
2115

XII Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Драматургия
Категория от 14 до 17 лет
Искусство объединяет сердца

Действующие лица:

Тома Ареева, студентка первого курса с факультета режиссуры.

Илья Гезов, студент четвертого курса с факультета керамики, сын Антона Павловича.

Дмитрий Сергеевич, отец Томы, художник.

Антон Павлович, преподаватель Истории Искусств в университете, отец Ильи.

Зинаида Аркадьевна, бабушка Томы по линии матери.

Иван Пустовалов, однокурсник Томы, влюблен в девушку со старшей школы.

Андрей Горемыкин, однокурсник и друг Ильи.

Настя Волкова, однокурсница и подруга Томы.

Октябрина Анатольевна, преподаватель Истории искусств.

Студенты университета.

Действия происходят в университете искусств и в мастерской отца Томы.

1.

Коридор университета — авансцене. Настя и Тома идут по коридору на пару по Истории Искусств.

Настя. (с улыбкой). Это наша первая пара с этим педагогом. Том, ты не знаешь, случайно, как его зовут?

Тома. По-моему, Антон Павлович. Говорят, любит свой предмет всем сердцем и поэтому студенты всегда бегут к нему на занятия.

Настя. Ого, да мы везучие, у другой группы такая химера обучает.

Тома. Да ладно тебе, она не такая уж и плохая.

Илья и Андрей идут мимо них, Илья плечом случайно толкает Тому.

Тома. Ээй, можно аккуратнее? (трет плечо).

Илья. А ты не мешайся под ногами!

Андрей. Гезов! Отстань от девушек. (Томе, с улыбкой). Извини, что-то он сегодня не в духе.

Тома. Да ладно уж. Ой, Насть, мы опаздываем уже на историю искусств, пошли скорее.

Настя и Тома уходят.

Андрей. Интересно, они к твоему отцу идут или к этой химере?

Илья. Ну, не знаю, Октябрина Анатольевна, вроде как, вполне нормальная. Я ей сдавал зачёт, когда Антон Павлович заболел, она мне высший балл поставила и похвалила.

Андрей. Везунчик же. (с усмешкой). Слушай, а чего ты вдруг так себя повел по отношению к этой девушке, симпатичная же, да и подружка её тоже ничего.

Илья. Андрей, забудь уже про неё, видно же, что первокурсница, не смыслит еще ничего.

Андрей. (задумчиво). А вот почему бы и не узнать о ней побольше, я бы познакомился.

Илья. (закатил глаза). Горемыкин, пошли уже на пару, у нас сейчас практика. Вазу делать будем.

Андрей многозначительно улыбается.

В кабинете истории искусств.

Антон Павлович. Здравствуйте, первокурсники! Я ваш педагог по истории искусств – Антон Павлович Гезов. Сегодня будет вводное занятие, на котором мы обсудим мои правила на уроках и рассмотрим планы на обучение по моему предмету.

Настя. (шепотом). А он интересный в принципе. Хотя бы его вид не вызывает во мне страх и отвращение.

Тома. (тоже шепотом). Да ладно тебе, не преувеличивай, главное, чтобы предмет хорошо вел, а остальное не так важно.

Настя. (вздохнула). может и так. (внезапно повеселела). Что это за парень в коридоре был? Вы знакомы? Симпатичный! Да и друг его миленький. Я бы познакомилась.

Тома. Настя! Не знаю я, кто это, какой – то самовлюбленный красавчик. Сто процентов курс четвертый уже.

Настя. (сдерживая смех). Том, думаю, что характеристика правильная. (немного серьёзнее, но все равно с легкой улыбкой). Кстати, а ты заметила, что у Антона Палыча и этого парня, который тебя толкнул, фамилии одинаковые? Может, они родственники? Возможно даже отец и сын.

Тома. Какая разница вообще? Или ты уже что-то придумала?

Настя. (заговорщически улыбаясь). Я хочу подойти к Палычу и спросить, есть ли у него сын, всё просто!

Тома. Ты свихнулась, сегодня только первое занятие. Да и не только поэтому, он преподаватель!

Настя. Оой, не делай вид, что ты такая правильная. Ты думаешь, я не помню постановки, которые ты ставила в школе?

Тома. Помню, конечно, между прочим, очень хорошие работы получились. А на счет таких вопросов: не стоит подходить ко взрослому человеку, которого ты знаешь первый день, и спрашивать его о его семье. Понимаешь?

Настя. Ну и ладно, по-другому узнаю!

Антон Павлович. Ну что ж, на сегодня пара закончена. Всем спасибо за внимание!

Все ребята выходят в коридор. Девушки направляются к выходу, к ним подбегает их друг Ваня Пустовалов.

Ваня. Девчонки, вы чего на паре обсуждали столько времени?

Настя. Да так, четверокурсника, который случайно толкнул Тому перед занятием.

Ваня. (Насте со злобой). Чего, какой еще четверокурсник? (Томе, уже более ласково) Том, у тебя все хорошо? Ничего не болит?

Тома. (с равнодушием). У меня нормально все, просто столкнулись в коридоре случайно.

Ваня. Ладно, позже поговорим. Том, я провожу тебя сегодня до дома?

Тома. Ой, Вань, извини, я сейчас иду сразу к папе в мастерскую. Сказал, что ему нужна натура для новой картины.

Ваня. (с небольшой грустью). Да ладно, не извиняйся, всё в порядке. Встретимся завтра.

Ваня уходит.

Настя. Слушай, Том, а чего ты всё не поговоришь с ним? Он же влюблен в тебя с 10 класса.

Тома. (с грустью). Насть, понимаешь, я не хочу начинать даже этот диалог, я не хочу его сильно расстраивать.

Настя. Ладно, терпения тебе и, пожалуйста, реши вопрос с Ваней как можно скорее.

Тома. Хорошо. Пока!

Музыка. Декорации сменяются на художественную мастерскую. Появляется отец – Дмитрий Сергеевич с краской и кистями, подходит к мольберту, рисует картину. Напевает себе под нос придуманную мелодию.

Заходит Тома.

Тома. Пап, привет! Как у тебя дела? Чем сегодня занимался?

Дмитрий Сергеевич пугается от неожиданного появления дочери. Роняет кисти, смеется. Девушка подходит к отцу, смотрит на холст.

Тома. Оой, какая красота, папа, это мама?

Дмитрий Сергеевич. Привет, звездочка моя. Сегодня что-то захотел нарисовать её портрет и вот. Просидел с 5 утра. У тебя уже закончилась учёба? Сколько времени?

Тома. Даа, я сразу после учебы к тебе. Сейчас около трёх часов дня. (смотрит на картину).

Дмитрий Сергеевич. Что-то я засиделся. Небольшой перерыв и начнем работу?

Тома. Да, давай так и поступим.

Дмитрий Сергеевич. Пойдем, я подготовил тебе одежду и декорации, чтобы сделать полную композицию.

Тома. Здорово! Какая сегодня тема?

Дмитрий Сергеевич. Ты же знаешь Одри Хепберн?

Пауза

Дмитрий Сергеевич. (улыбаясь). Конечно, знаешь, твоя мама очень любила эту актрису. Я выбрал её, потому что ты на неё похожа.

Тома. Папа, это прекрасный выбор, как говорится: charmant, juste charmant. Что в переводе с французского означает «прелестно, просто прелестно»

Дмитрий Сергеевич. Я очень рад, что ты не бросила заниматься изучением иностранных языков. Мама тобой очень бы гордилась. Ну ладно, давай-ка мы с тобой начнем.

Тома приходит переодетая в черное платье и жемчужное ожерелье, в руках у неё красивый букет розовых тюльпанов. В это время Дмитрий Сергеевич расставляет виниловые пластинки и проигрыватель, замешивает нужные оттенки красок и садиться за свой мольберт.

Тома. Пап! Я готова, а ты?

Дмитрий Сергеевич. (с восхищением). Ты очень красивая, звездочка моя. Конечно, я всегда готов рисовать свою дочь.

Тома. (смеясь). Да ладно тебе.

Играет музыка, Тома то ровно стоит, то кривляется. Музыка заканчивается. Слышится звук остановившейся пластинки.

Дмитрий Сергеевич. Ну всё, нужно закругляться уже, поздно, наверное. Сколько времени?

Тома. (берет телефон). Двенадцатый час ночи пошёл. Так быстро время пролетела. Даже грустно.

Дмитрий Сергеевич. Ну ничего, на этой неделе закончим, у тебя в какой день свободна вторая половина дня?

Тома. (задумавшись). думаю, только четверг. (улыбнулась). Ну, и выходные, конечно.

Дмитрий Сергеевич. Давай тогда в пятницу и соберемся в мастерской после твоей учебы. Кстати, ты так и не рассказала, как прошел твой день? Еще ведь, вроде сегодня, у вас должен был появиться новый предмет, как его там…

Тома. История искусств. День хорошо прошёл в принципе, с Настей поговорили о всяком, Ваня тоже поговорил со мной, снова пытался проводить до дома, но я ему прямо и сказала, что иду к тебе в мастерскую. Видимо, он побоялся встретиться с тобой и поэтому проводить до сюда не предложил. Какой-то наглый четверокурсник толкнул в коридоре, у него ещё фамилия, как у нашего педагога по истории искусств. (возмущённо). Нет, ну ты представляешь, он мне сказал не мешаться под ногами, что это такое вообще, кем он себя возомнил?!

Дмитрий Сергеевич. (улыбаясь). судя по тому, как ты возмущаешься, он тебе понравился. А Настя про него сказала что-нибудь?

Тома. (недовольно). сказала, еще как сказала.

Дмитрий Сергеевич. Ну и что же именно?

Тома. Да то же самое, что и ты!!

Дмитрий Сергеевич. (смеясь). В этом я не сомневался. Ну да ладно, тебе пора идти домой. Спокойной ночи, звездочка моя. Напиши, как дойдешь до дома.

Тома. Хорошо, спокойной ночи!

2.

Между действиями прошло четыре дня. Коридор рядом с аудиторией истории искусств.

Илья. Да Андрей! Сколько можно вспоминать про этих первокурсниц, не могу, мне эта, как её зовут то, ну, которую я толкнул, снится уже даже. Я хочу жить спокойно, как раньше.

Андрей. Так и знал, что она тебе понравилась, а имя, кстати, она своё так и не назвала. Я знаю только, что её подругу Настя зовут. Кто-то в общаге рассказывал, что они на курсе режиссуры вроде.

Илья. Да без разницы мне! (начинает идти быстрее Андрея и заходит в аудиторию).

Илья. Здравствуйте, Антон Павлович!

Антон Павлович. Здравствуй, Илья.

Андрей. (следом). Здравствуйте, Антон Павлович.

Антон Павлович. Здравствуй, Андрей.

Молодые люди рассаживаются на свои места. В аудиторию заходит Тома. Во время их разговора, Илья и Андрей наблюдают.

Тома. Добрый день, Антон Павлович!

Антон Павлович. (улыбаясь). Добрый, добрый, Тома. Что-то случилось?

Тома. Да, то есть нет, мне просто хотелось бы забрать свою тетрадь по истории искусств.

Антон Павлович. О, и правда, у меня осталась только твоя, сейчас достану из ящика.

Достаёт тетрадь и протягивает девушке.

Тома. Большое спасибо! Просто мне хотелось бы добавить некоторые записи и рисунки к предыдущей работе.

Антон Павлович. (с улыбкой). Похвально, Том. Из тебя получится превосходный режиссёр. Кстати, я хотел у тебя давно спросить, у тебя нет случайно в родственниках художника Дмитрия Ареева? Может, конечно, просто фамилии одинаковые. Всякое возможно.

Тома. (улыбаясь). да, он не просто мой родственник, а мой отец. Вы знаете его работы?

Антон Павлович. Конечно. Из современных художников, произведения мне нравятся больше всех. В особенности, на какой-то выставке была его работа прелестной женщины. Называлась она, по-моему…

Тома. (перебивая). «Женщина, с цветочной душой»

Антон Павлович. Да-да, именно так. Мне всегда было очень интересно узнать, кто же это. Вы, случайно, не осведомлены?

Тома. Это моя мама. Отец написал её портрет незадолго до её смерти. Мне тогда было лет десять.

Антон Павлович. Сочувствую вам. Спасибо, что рассказали, кто эта дама. Вы укротили моё любопытство.

Тома кивает головой. Направляется к выходу.

Тома. До свидания!

Антон Павлович. До новых встреч!

Пауза. Андрей многозначительно улыбнулся другу, но Илья сделал вид, что ничего не понял.

Антон Павлович. Итак, студенты, мы начинаем сегодняшнюю пару, посвященную…

Продолжается занятие. Все слушают Антона Павловича. Андрей сидит в телефоне, затем беззвучно отпрашивается, выходит в коридор. На встречу идет Настя.

Андрей. (с улыбкой). Привет! Вот это совпадение. Ты ведь подруга Томы, да?

Настя. (тоже с улыбкой). Привет, ну да, а чего?

Андрей. Да я хотел тебе предложить кое-что сделать. А тут – ты. Судьба! Как думаешь, у Ильи с Томой может что-нибудь получится? Илья, если что, это мой друг, который её тогда плечом в коридоре толкнул.

Настя. Честно, я сама об это думала. Да и Тома об Илье как-то негативно отзывается. Думаю, он ей нравится. А Илья чего, как реагирует?

Андрей. Тоже скажу честно, он точно так же реагирует. Раз уж мы друг друга понимаем, то, может быть, придумаем план? (улыбается)

Настя. (заговорщически). Предлагаю их позвать в один кабинет, ну, как будто случайно, и потом закроем. В такой ситуации они точно смогут нормально поговорить. У них же столько всего общего!

Андрей. Полностью с тобой согласен. Давай тогда завтра я позову Илью, а ты-Тому. Давай после пар? Я уже посмотрел расписание и наше, и ваше, мы заканчиваем в одно время…

Андрей и Настя заговорщически уходят.

3.

Следующий день. Появляется в коридоре Тома, делает заметки в блокноте. Появляется Настя.

Настя. Слушай, Том, я забыла тетради внизу, подождешь меня в аудитории по истории искусств?

Тома. (с удивлением) А почему именно в аудитории Антона Павловича?

Настя. Ну, он просто уйдет сейчас домой и его кабинет будет свободен. Сможем подготовиться к презентации.

Тома. Ну ладно, хорошо.

Аудитория истории искусств, Тома заходит внутрь и садится за стол в ожидании подруги. Звонит телефон. Девушка отвечает на звонок.

Тома. Алё, да, пап, что-то случилось? Ты обычно не звонишь в такое время.

Пауза.

Тома. Как, пап, почему? Почему бабушку положили в больницу?

Пауза.

Тома. Пап, я помню, что она болеет сейчас, но это же не повод её класть в больницу. А на сколько её забрали? И куда?

Пауза.

Тома. На неделю? В Мурманск?! Это же очень далеко! Ну ладно, пап, бабуля сильная, она скоро вернется. не плачь, папуль.

Девушка кладет телефон и кладет голову на руки. Заходит Илья и видит девушку. Андрей и Настя быстро закрывают дверь на ключ. Но так, что Илья не услышал.

Илья. Эй, ты чего тут разлеглась? Не помню, Андрей тебя вроде Томой называл. Тома!

Тома не реагирует и продолжает сидеть в той же позе.

Илья. Да ты чего?! В чем проблема ответить?!

Илья начинает подходить к девушке и садиться рядом.

Илья. Да ты чего?

Тома. Что ты ко мне пристал вообще?!

Илья. (с удивлением) Том, ты чего, что случилось?

Тома. (начиная плакать) У меня бабушку сегодня в больницу положили. Папа переживает очень.

Илья смотрит на нее с глубокой грустью, притягивает к себе и неожиданно для себя начинает обнимать, гладя по голове.

Тома. (прижимаясь к Илье, при этом заикаясь) Зачем ты вообще пришел? Я ждала подругу, мы договорились встретиться после занятия.

Илья. Я тоже друга ждал, и мы тоже договорились встретиться.

Тома. (поднимая глаза) Дак это значит, что они договорились заранее?

Илья. Не знаю, подожди…

Молодой человек встает и подходит к двери. Дергает ручку. Дверь оказывается закрытой.

Илья. (начиная смеяться) Они нас заперли вместе!

Тома. Как? (встает и подходит к двери, дергает и понимает, что дверь закрыта).

Илья. (с улыбкой) слушай, что-то мы с тобой не с того начали знакомство. Меня, кстати, Илья зовут. Ты можешь не представляться, Андрей мне все уши про тебя прожужжал.

Тома. Да уж, Настя мне тоже все время говорит про то, что ты такой классный, интересный, наверное, и так далее. Ужас как надоело.

Илья. Понимаю, может, обменяемся контактами? Ты кажешься весьма интересной. Первое впечатление было отрицательным. Ты уж извини.

Тома. Согласна, ты меня так взбесил, что я еще потом несколько дней думала, что надо было тебе что-то ответить.

Илья. (смеясь) Ты первая, кто так сказала. Кстати, хотел тебя спросить, ты на каком факультете обучаешься? Какой курс?

Тома. Я на первом курсе, на режиссера учусь. А ты?

Илья. А я на четвертом. На факультете керамики.

Тома. О, здорово, меня папа в детстве обучал этому ремеслу, мне очень нравилось.

Илья. Так, а твой отец случайно не Дмитрий Ареев? Ну, который художник.

Тома. Да, это мой отец.

Илья. Вот о чем вы говорили тогда с моим отцом перед нашей парой по истории искусств. Ты первая, к кому Антон Павлович так относится. Кажется, он считает тебя очень талантливой девушкой. Гордись, у тебя огромный потенциал. Если что, он тебе точно поможешь. К тому же, если познакомишь его со своим отцом лично, он жутко фанатеет по нему, на все выставки ходит. И меня с собой таскает. Хотя, на самом деле, твой папа реально талантище.

Тома. (улыбаясь в пол) Спасибо, папе было бы приятно.

Илья. Слушай, раз уж мы все-таки начали общаться, ты не хочешь обменяться контактами?

Тома. Ой, да, конечно. Записывай, Тома Ареева. Я так во всех соцсетях записана.

Звук открывающейся двери

Илья. Вот спасибо. Я, если что, Илья Гезов записан. Кстати, нас открыли походу. Пойдем?

Тома. Да, ага, уже пора, мне надо к папе в мастерскую.

Илья. А чего, зачем? Картину какую-то новую делаете вместе?

Тома. Ага, новая задумка у папы. В тот раз просидели 12 часов подряд в мастерской.

Илья. А для чего вообще картина?

Тома. Это для новой выставки, посвященная великим актерам. Папа начал делать эту задумку ко дню рождения бабушки, но, к сожалению, он не успеет доделать все работы, которые начинал.

Илья. Да, это был бы замечательный подарок. Ну, я все-таки думаю, что он все успеет.

Тома. Я буду очень надеяться, что ты окажешься прав. Ой, уже много времени прошло, мне надо бежать к папе в мастерскую.

Девушка быстро уходит. Молодой человек остается стоять на месте.

Илья. (шепотом) До новых встреч. (улыбается)

4.

Мастерская.

Дмитрий Сергеевич. Привет, звездочка моя, ну как ты?

Тома. Привет, пап, всё в порядке. Ты то как? Все в порядке?

Дмитрий Сергеевич. Вполне, благодаря твоим словам я перестал сильно волноваться за бабушку.

Тома. Пап! Бабушкин день рождения через полторы неделю. Тебе нужно закончить только мою картину?

Дмитрий Сергеевич. (с удивлением) Ну да, а чего это ты вдруг спросила?

Тома. Пап, мы должны успеть до бабушкиного дня рождения. Мы просто обязаны. Давай прямо сейчас начнем? Один мой знакомый сегодня сказал, что нужно постараться успеть во что бы то не стало. Ведь даже если мы не сможем, то хотя бы не будем жалеть о том, что не предприняли ничего для того, чтобы все-таки успеть.

Дмитрий Сергеевич. Кем бы ни был твой знакомый, я хочу с ним познакомиться, так как мысли он толковые говорит. Но это позже. За работу!

Дмитрий Сергеевич расставляют мольберт и кисти. Тома идет переодеваться в платье, которое было в первой сцене с картиной. Все рассаживаются на свои места, и Дмитрий Сергеевич начинает писать картину. Играет легкая музыка.

5.

Свет гаснет. Спустя полторы недели. Тома говорит по телефону по громкой связи с Настей, пока собирается на открытие выставки.

Настя. До сих пор не могу поверить, что ты позвала Илью на эту выставку. Ладно я, я подруга, я первым делом. Ну ладно, это даже хорошо. Именно этого с Андреем мы и добивались столько времени.

Тома. Кстати, как вы там? Непривычно, наверное, встречаться с человеком, который изначально был нужен, чтобы я с Ильей начала общаться.

Настя. Не удалось скрыть от вас. Да, мы вместе. Я и так думала, с самого начала, что он классный, но, чтобы настолько!!

Тома. Я очень рада за вас, правда, вы очень красивая пара,

Настя. Спасибо. Я не могу дождаться начала выставки. Илья точно что-то задумал. Ну ладно, нам остается только ждать. Ой! Уже 11 часов! Я через 30 минут должна быть на встрече с Андреем! Мы обязательно придем к 15-ти часам на начало выставки. До встречи!

Настя скидывает звонок. Тома продолжает собираться. Девушка убегает. Свет гаснет. Декорации меняются на картинную выставку. Свет включается. Заходит Дмитрий Сергеевич с Зинаидой Аркадьевной.

Зинаида Аркадьевна. Димка, Димка. Какой же ты хороший все-таки.

Дмитрий Сергеевич. Спасибо, мне очень приятно все это слышать.

Заходят Андрей и Настя, следом Илья и Антон Павлович и еще несколько человек. Антон Павлович и Илья подходят к отцу Томы.

Антон Павлович. Добрый день, Дмитрий Сергеевич! Меня зовут Антон Павлович Гезов. Поклонник вашего творчества.)

Дмитрий Сергеевич. Оо дак вы, если я не ошибаюсь, мой будущий свекр! Очень рад знакомству. (обращаясь к Илье) Как я понимаю вы-Илья, молодой человек о котором только и говорит моя дочь.

Илья. (слегка краснея). Судя по всему, я.

Во время их диалога заходит Тома, ища глазами отца и бабушку.

Илья. Тома! Иди сюда.

Девушка легким шагом подходит к компании.

Тома. Бабуля! С днём рождения тебя! Я так рада, что тебе лучше! (обнимает женщину)

Илья. Том мы можем отойти ненадолго?

Тома. Да, конечно, идём. (прикрикнув отцу) Пап! Мы скоро вернемся!

Дмитрий Сергеевич. Хорошо, звездочка моя, я пока со свекром поболтаю.

Тома с Ильёй отходят к картине, где изображена Тома в образе Одри Хепберн. Оба не могут заговорить первые. Илья собрался с духом и начал разговор.

Илья. Твой папа сказал, что ты про меня много рассказывала…. Знаешь, мне очень приятно. Я тоже постоянно рассказывал отцу о тебе, какая ты очаровательная.

Тома. (краснея) Извини, я не хотела тебя толкать в коридоре. Знаешь, я все никак не могла сказать тебе…

Илья. (перебивая). Ты мне нравишься! И мы бы могли с тобой сходить куда-нибудь… Может в кино? Или в кафе? Парк? Куда бы ты хотела? Если я слишком наседаю, то ты так и скажи… Я…

Тома. Ты мне тоже. Тоже нравишься.

Илья с Томой обнимаются. Застывают в объятиях друг друга.

Свет гаснет.

Занавес.

Конец.

Шереметьевская Алёна Владимировна
Страна: Россия
Город: Череповец