Принято заявок
2688

XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Эссеистика на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
«Что мотивирует современных подростков учиться?»

В современном мире, насыщенном информацией и технологиями, мотивация к обучению у подростков становится важной темой для обсуждения. Подростковый возраст – это период активного формирования личности, когда молодые люди начинают осознавать свои цели и ценности. В условиях быстро меняющегося общества, где знания и навыки становятся ключевыми для успешной жизни, понимание факторов, способствующих учебной мотивации, приобретает особую значимость. В этом эссе мы рассмотрим, какие внутренние и внешние стимулы влияют на желание современного подростка учиться, а также как социальные сети, образовательные технологии и личные интересы формируют их подход к обучению.

Первым делом мы разберем, что вообще такое мотивация. Она делится на два типа: внутренняя и внешняя. Внутренняя мотивация – это, в первую очередь, желание самого подростка. Желание учиться ради процесса, ради удовлетворения от получения новых знаний и умений. Одной из ключевых причин, способствующих внутренней мотивации, является искренний интерес к предмету. Когда подросток замечает связь между изучаемым материалом и своими увлечениями, он действительно вовлекается в процесс и желает узнать как можно больше о том или ином предмете. Например, подросток, мечтающий стать программистом, с большим энтузиазмом будет изучать математику и информатику.

Также для многих важным аспектом является чувство достижения. Если учащийся понимает, что он достиг своей цели, будь то правильно выполненное задание или получение высокого балла, это подталкивает его продолжать заниматься. Позитивный опыт обучения способствует формированию уверенности в себе, желанию развиваться дальше и узнавать что-то новое.

Внешняя мотивация включает в себя факторы, которые побуждают человека учиться извне. Это могут быть родительские ожидания, требования школы или общественные нормы. Например, многие подростки стремятся получить высокие результаты не только ради собственного удовлетворения, но и чтобы соответствовать ожиданиям родителей и учителей. Но в этом контексте стоит отметить, что чрезмерное давление на ребенка может привести лишь к стрессу и негативному отношению к учебе.

Кроме вышеперечисленных причин, на формировании внешней мотивации современного подростка очень сильно влияют социальные сети. Они активно используют платформы, такие как «Telegram», «ВКонтакте» и другие, для обмена информацией. Успехи сверстников могут послужить стимулом для учебы: желание быть на уровне с другими или даже превосходить их может побудить молодежь заниматься усерднее.

Разобрав само понятие мотивации, мы рассмотрим роль технологий и личных интересов как инструмент формирования желания получать образование. Современное общество продвинулось вперед, когда начало использовать разработки как вспомогательное средство для новых открытий. Подростки не стали исключением. Сейчас у каждого есть доступ к онлайн-курсам, школам, образовательным платформам и интерактивным материалам, что делает обучение более простым, увлекательным и быстрым. Подростки могут самостоятельно выбрать подход, способ и темп получения знаний, что способствует большей вовлеченности в процесс. Геймификация образования – использование игровых элементов в учебном процессе – также является очень эффективным способом повышения интереса к учебе.

Однако стоит понимать, что избыточное использование технологий может привести к отвлечению внимания и снижению концентрации. Поэтому важно находить баланс между использованием цифровых ресурсов и традиционными методами образования.

Ключевую роль в мотивации к учебе играют личные интересы и цели человека. Когда молодые люди понимают, зачем им нужны те или иные знания, они подходят к их изучению более серьезно и с особым интересом. Кроме того, участие в различных кружках, секциях и волонтерских проектах может помочь подросткам развивать навыки и получать больше интересной и нужной информации вне школы, а также поможет сформировать цель или понимание того, чего бы он хотел от будущего.

Последней неотъемлемой частью для повышения мотивации становится отношение педагогов и обстановка вокруг. Учителя – это не просто носители знаний, но и наставники, способные вдохновить учеников. Их отношение к предмету, увлеченность и готовность поддержать каждого ученика создают основу для формирования положительного отношения к обучению. Когда преподаватели проявляют интерес к успехам их ученика, они помогают чувствовать себя ценными и значимыми. Это, в свою очередь, повышает самооценку и уверенность в своих силах.

Кроме того, очень важно, чтобы учитель сумел адаптировать свои методы обучения под учеников. Каждый ребенок уникален, и подходы, которые подходят одному, могут оказаться неэффективными для другого. Педагоги, умеющие находить общий язык с учениками и учитывать их интересы, создают условия благоприятной обстановки для обучения.

Атмосфера, царящая в классе, также играет критическую роль в мотивации. Спокойная и поддерживающая среда позволяет учащимся чувствовать себя комфортно и безопасно. Ученики не боятся ошибиться или задать вопрос. А вот стресс и тревога могут подавить желание учиться, поэтому создание дружелюбной атмосферы – одна из главных задач образовательного процесса.

Спокойная обстановка развивает командный дух среди детей. Когда они чувствуют поддержку друг друга и могут делиться мыслями без страха осуждения, это создает условия для активного обмена идеями и знаниями. Такие взаимодействия развивают навыки сотрудничества и коммуникации – важные качества для будущей жизни.

В подтверждение своих слов, я решила провести социальный опрос, чтобы сравнить свое собственное видение подхода к учебе и моих сверстников. Вот, что мне написали: «Меня мотивирует будущее. Я всегда думаю о том, как же круто в будущем поступить в университет мечты, а потом и на хорошую работу устроиться», «Меня мотивирует учиться моя совесть. Ведь учителя прикладывают огромные усилия, чтобы научить нас, да и образование нужно мне самой, так что, обучаясь, в первую очередь, я стараюсь для самой себя», «Спокойная атмосфера, веселый, добрый учитель», «Мотивируют возможности, которые напрямую зависят от качества образования», «Мне важно почувствовать страсть к знаниям и понять, что это все не зря».

Многие ребята ответили, что находят мотивацию в открывающихся возможностях для себя и их будущего. Они изучают новые материалы ради поступления в хороший ВУЗ для дальнейшего получения высшего образования, а впоследствии и достойной работы, чтобы обеспечить себе хорошую жизнь. Также несколько людей сказали, что учеба доставляет им удовольствие только лишь потому, что она вызывает у них сплошной интерес. Им важно знать, как устроен мир, услышать что-то новое, чтобы потом рассуждать на эту тему со своими товарищами. Еще несколько ребят ответили, что их мотивирует желание достигнуть высот и быть лучшим в своем окружении. Завершающей причиной стало желание удовлетворить родителей, учителей или других лиц.

Таким образом, мотивация современных подростков к обучению формируется под воздействием множества факторов: от внутреннего интереса и чувства успеха до внешних ожиданий и влияния технологий. Важно создавать условия, способствующие развитию как внутренней, так и внешней мотивации. Поддержка со стороны родителей и учителей. Создание увлекательной образовательной среды и использование современных технологий и методов могут значительно повысить интерес молодежи к обучению. В конечном счете, успешное обучение – это не только получение знаний, но и развитие личности, способность адаптироваться к вызовам современного мира.

Кутьина Мария Алексеевна
Страна: Россия
Город: Электросталь