IX Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Эссеистика на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
Человек есть тайна

Я выбрала произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», потому что Достоевский один из моих любимых прозаиков и его роман оставил глубокий отпечаток в моей душе, поразил меня необыкновенным психологизмом, заинтересовал  вечными вопросами, которые автор ставит в романе. Мне бы хотелось показать актуальность этого произведения, проанализировать наиболее важные его детали и постараться дать собственное толкование смысла названия.

Начало романа захватывает. Действие начинается с того момента, как Раскольников, который пока предстаёт перед читателем «молодым человеком», выходит из своей каморки и направляется к мосту. Автор описывает нам героя как человека, буквально задавленного бедностью. Раскольников уже с первой страницы романа чем-то встревожен, что-то беспокоит его, и он находится в напряжённом, раздражительном состоянии, близком к ипохондрии. Читатель, впервые сталкивающийся с этим персонажем, вероятно, не будет понимать истинной тревоги героя, вместе с ним проходя тяжёлый тернистый путь. Родион задумывается над тем, чего люди боятся больше всего, так как уверен, что человек упускает что-либо из-за одной только трусости. Раскольников приходит к такому ответу: «Нового шага, нового собственного слова они больше всего боятся…». Почему же Достоевский начинает роман с такой тяжёлой думы героя? Мы отлично знаем, что произведение, как и жизнь Раскольникова, условно делится на две части: до момента преступления и после преступления, то есть наказание. Человеку, уже прочитавшему роман, может показаться, что наказание началось задолго до преступления. Так ли это? Достоевский известен любовью к рисованию психологических тонкостей, и в колебаниях Раскольникова мы это отлично видим. Достоевский сразу рассказал читателю о преступлении и подробно его описал, ведь главной целью автора было написание не детективной истории, а психологического романа. Фёдор Михайлович обращает внимание читателя на состояние души главного героя, а не на раскрытие преступления, поэтому в произведении очень мало времени уделяется расследованию и загадкам убийства.

Раскольников вплоть до совершения преступления бросается из крайности в крайность. С одной стороны, над ним властвует желание проверить свою теорию и узнать, «Наполеон» он или «тварь дрожащая», с другой – сильный нравственный стержень, подсказывающий, что герой не выдержит. Решение было принято, казалось бы, окончательно: «Господи, покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой… мечты моей!». Однако странный, пугающий и пророческий случай коренным образом меняет жизнь героя. Как тут не начнёшь верить в неизбежность судьбы? Раскольников, будучи в ужасе после своего, как оказалось впоследствии пророческого, сна, усталый и измученный, блуждая по Петербургу, оказывается на Сенной площади, где подслушивает роковой разговор Лизаветы с мещанами и узнает, что старуха-процентщица будет дома одна в седьмом часу вечера. Во сне Раскольникова о лошади проявляются две его борющиеся личности: семилетний Родион – воплощение страхов и переживаний, а Микола – опьянённый идеей Раскольников, внутренне готовый к совершению преступления.

В эту минуту мне вспоминается, что авторы произведений часто используют природу для описания чувств и эмоций героев или для противопоставления их друг другу. В романе «Преступление и наказание» такую роль играет Петербург. Сам город – это отдельный персонаж произведения, возможно, даже один из главных. Автор умело использует образ города как эмоциональный контекст. Невыносимая жара, бесконечная духота, стоявшие в городе две недели давили на Раскольникова, невольно подталкивая его к преступлению, подпитывая его и так расстроенный тяжёлыми душевными мучениями разум. Однако к концу произведения всё-таки начинается дождь. И это был не просто дождь, не просто «водопад, струи, хлестающие на землю», а спасение, избавление от грехов. Этот дождь – символ освобождения, но для каждого героя произведения спасение было своё. Раскольников отправился в контору с повинной, где признался в убийстве. Свидригайлов свёл счёты с жизнью. Соня же ещё при первом её появлении в романе приходит с зонтом. Наверняка глупо ходить с зонтом по улице, где воздуху нет выхода из-за ужасной жары. Но Соня и у Раскольникова в квартире появляется с зонтом. Значит, она ждёт дождя, ждёт изменений, перемен и, несомненно, хочет очищения, ведь не по своей воле она совершает грехи. После долгожданного дождя она прекратила заниматься проституцией, что стало для неё преодолением оскорблений и унижений.

Достоевский оказывается не только тонким психологом, но и замечательным художником. Опытный критик, да и начинающий исследователь творчества писателя обратит внимание на разнообразную цветовую гамму: от белого до чёрного. Чёрный проход на лестницу, голубые глаза,  белый нарцисс, красный гарнитур, зелёный купол церкви, синяя скатерть – словом, автор использует каждый оттенок цветовой палитры. Каждый цвет для него что-то значит. Например, зелёный драдедамовый платок, которым Соня укрывается после того, как возвращается с заработанными «грешными» грошами, символизирует святость девушки, её душевную непорочность. Кроме того в романе упоминается, что Раскольников видит зелёный купол церкви – это символ надежды на лучшее. В чёрном проходе на лестницу заключается неизвестность, даже какой-то страх. Если мы вспомним сон Свидригайлова о девочке-утопленнице, то поразимся необыкновенной цветовой гамме: белые нежные нарциссы с ярко-зелёными длинными стеблями, белые атласные пелены, белый гроденапль, белый густой рюш, белое тюлевое платье, светлые волосы, бледные губы, мраморное лицо – получается невероятно светло и чисто. Но белый цвет в романе одновременно является и цветом чистоты, непорочности, и цветом скорби, вечности. Во сне Свидригайлова это как раз таки представление вечности, не его закоптелая деревенская баня с пауками, не жизнь на аршине земли, а бесконечная скорбь. Насыщенный красный цвет появляется перед убийством старухи в закате, ярко-красном, пугающем и одновременно притягивающим. Затем это красная лужа крови, красный гарнитур, красный сафьян. Кроме того имя одного из героев, а именно Порфирия, которое созвучно со словами порфира (морская красная водоросль) и пурпурный, переводится с греческого языка как «багряный». Сразу возникает ассоциация с красной багряной кровью. Ведь именно Порфирий Петрович становится главным мучителем Раскольникова, будто разжигая в нём кровь. Разным у Достоевского получается голубой цвет при описании персонажей. У Сони Мармеладовой «замечательные голубые глазки», а у Аркадия Свидригайлова – тяжело и пристально смотрящие голубые глаза. И конечно, серый цвет имеет не малое значение. Что обычно мы вспоминаем при слове «серый»? Серая мышка – незаметное маленькое животное. Вот и Раскольников не хочет казаться серым и никому не известным, поэтому не сразу надевает серые вещи, принесённые Разумихиным. Герой ведь неспроста так ведёт себя: по своей теории он должен выделяться, а серый костюм бы делал его похожим на остальных.

Огромное же значение в произведении имеет жёлтый. Это яркий цвет, который у многих ассоциируется с солнцем, жизнью, энергией и т.д. Одни психологи говорят, что жёлтый – это отличный стимул для работы головного мозга, другие же опасаются, что этот цвет может вызывать галлюцинации и головокружения. Жёлтый цвет связывают с холериками, то есть с эмоционально неустойчивыми людьми. Так и в романе Достоевского этот цвет не несёт ничего хорошего, а является символом болезни, упадка, безвыходности, никчёмности. Он вызывает гнетущее, желчное, раздражительное состояние. Это, например, жёлтые обои Раскольникова в комнате, которую автор неоднократно называет каморкой, а окружающие – гробом; Соня, живущая по жёлтому билету. Часто при описании каких-то элементов декора, мебели, одежды или аксессуаров персонажей Достоевский использует прилагательное жёлтый. Однако сочетания «жёлтый кусочек сахара», «пожелтелая кацавейка», «жёлтая мебель», «жёлтое лицо» не вызывают никаких положительных эмоций. Пожелтевшие лица часто встречаются в романе при описании персонажей. Мармеладов и женщина на мосту – с отёкшими жёлтыми от пьянства лицами, лицо Порфирия Петровича, несмотря на его молодой возраст, тёмно-жёлтое. Таким образом, цветовая гамма используется Достоевским для подчёркивания каких-то важных деталей, которые так или иначе раскрывают образ персонажа.

Большую роль в романе играет первая встреча Родиона с Семёном Мармеладовым, которая, как ничто иное, повлияла на выбор Раскольникова. Услышав историю этого пьяницы, пропащего человека, которого «на кресте распять надо», Раскольников ещё больше убедился в несправедливости жизни. Этот мир униженных и оскорблённых поразил его. Мир одиночества, отрешённости, когда не к кому и некуда идти. Это мир беззащитности, безысходности. Мир потерянных людей, которые не хотят мириться с несправедливостью жизни. Мармеладов женился на Катерине Ивановне и тем самым спас её, но в то же время и уничтожил. Дело в том, что молодая женщина очень любила своего первого мужа, штабного офицера, а тот проигрался в карты и попал под суд, а затем неожиданно умер, оставив жену с тремя маленькими детьми на грани нищеты. Но спасение, данное Семёном Захаровичем, не продолжалось долго, так как вскоре Мармеладова сократили на службе и он стал пить, пропивая все деньги и вещи. Такой его образ жизни привёл к тому, что жена заболела чахоткой из-за холода и сырости в квартире, дети постоянно голодали, а старшая дочь Соня и вовсе стала проституткой, чтобы хоть как-то помочь семье.

Символична вторая «встреча» Раскольникова и Мармеладова. На этот раз Семён Захарович уже не мог признать никого, так как его раздавили лошади и он находился при смерти, при последнем издыхании. Наблюдая сцену исповеди Мармеладова, страха детей и исступления Катерины Ивановны, Раскольников решает помочь этой семье, оставшейся совсем без гроша.

Жизнь Катерины Ивановны тяжела необыкновенно, но таково было её бремя, и она его вынесла. Это пример настоящей сильной женщины, готовой на всё ради своих детей. Катерина Ивановна жертвовала своим сном, чтобы только успеть постирать и заштопать бельё детям. Эту женщину невозможно было забить нравственно, у неё было обострено чувство справедливости. Когда госпожа Липпевехзель погрозилась Катерине Ивановне выгнать её из квартиры, та не растерялась, а пошла искать справедливости… на улицу, к народу. Катерина Ивановна в те минуты была уже очень больна: чахотка, подпитанная смертью мужа и бесконечными расстройствами, давала о себе знать. К сожалению, жизнь женщины заканчивается трагически: она умирает от чахоточного кровотечения, но даже на смертном одре не сдаётся. Она не желает видеть священника, исповедоваться, так как уверена, что на ней не лежит ни одного греха из-за страданий. В последнюю минуту жизни она поёт любимый романс «В полдневный жар, в долине Дагестана…». Умирающая Катерина Ивановна была страшна, в агонии она порывалась из стороны в сторону и непонятно было, в бреду она или нет. «Уездили клячу!.. Надорвала-а-сь!» — таковы были её последние слова. Здесь мы вспоминаем странный сон Раскольникова накануне убийства старухи. В этом сне пьяные мужики насмерть забили коня. Катерина Ивановна сравнивает себя с лошадью, которую таки забили обстоятельства, несправедливость и страдания. Образ Катерины Ивановны Мармеладовой как отчаявшейся измученной нищетой женщины, потерявшей мужа, последний кров и под конец разум – олицетворение крайней степени нищеты. Это очень яркий образ, над которым можно долго размышлять, каждый раз находя что-то новое; то, чему стоит поучиться.

Разговор Раскольникова с Замётовым в «Хрустальном дворце» кажется очень странным. Родион ведёт себя слишком развязно, словно пытаясь раскрыть себя. С одной стороны, потому что хочет вывести Замётов на чистую воду, с другой стороны, потому что всеми силами пытается побороть себя и признаться в своём злодеянии. «А что если это я старуху с Лизаветой убил?» — этим вопросом Раскольников не на шутку пугает Замётов, который уже начинает путаться в своих догадках. Не это ли главная цель Родиона – запутать всех? Наверняка с этой же целью он идёт в квартиру старухи и запугивает мещан, дворников и двух молодых парней, клеивших обои в квартире Алёны Ивановны. Но эти люди простые, они не заподозривают Раскольникова ни в чём, лишь у одного человека, похожего на мещанина, вырываются страшные для Раскольникова слова «Убивец!». Впрочем этот мещанин не знал о преступлении ровным счётом ничего. Но ведь, например, Александр Григорьевич Замётов не так прост, как кажется. Именно он рассказывает Порфирию о разговоре с Раскольниковым, и с этого момента Порфирий Петрович ещё больше увлекается личностью своего будущего оппонента. Наткнувшись ранее на статью Родиона «О преступлении», он заинтересовывается этим молодым человеком, теперь же приступает к полному его изучению.

После неожиданной помощи семье Мармеладовых, после объятий Поленьки Раскольников вдруг чувствует жизнь, а гордость и самоуверенность нарастают в нём каждую минуту. Теперь он уверен: есть жизнь! Ещё не всё кончено, ещё есть, с кем потягаться! Но это и страшно: ведь за такой уверенностью стоит не только жажда жизни, но и отказ от раскаяния и признания в убийстве. Раскольников начинает вести опасную игру – игру на смелость. Фамилия главного героя романа очень символична и во многом объясняет его поведение. Если мы вспомним церковные преобразования XVII века, то увидим, что тогда раскольниками называли людей, не принявших новые обычаи в православии, «расколовших» общество на две половины. В душе героя как будто произошёл раскол, и он потерял веру в Бога. Раскольников подобно обществу того времени разделён на две части. Одна эта часть, как мы помним, благородная, а другая – холодная, эгоистичная и чрезвычайно гордая. К тому же в его фамилии, имени и отчестве – Раскольников Родион Романович — одинаковые буквы – три Р. Человека, имеющего такое сочетание, отличает самоуверенность, стремление действовать. Это описание отлично подходит Родиону.

Порфирий Петрович действительно обхитрил Раскольникова, как и обещал. Опытный и умный следователь давно раскрыл молодого человека, которого подвела собственная теория. Раскольникову не удалось полностью скрыться от людей, хотя он и избегал родных. Именно метания из стороны в сторону, из одной крайности в другую и выдали Родиона. Раскольников в статье «О преступлении» писал, что акт преступления всегда сопровождается болезнью. Он был прав и этим, в частности, заинтересовал Порфирия. Очень странным показалось тому совпадение: болезнь Раскольникова пришлась как раз на период после убийства старухи-процентщицы. Порфирий Петрович очень внимателен к людям и к их эмоциям. Зная характер Раскольникова, он будто бы вступает в игру. Если для Родиона это была игра на смелость, то для Порфирия это была игра в кошки-мышки. Следователь, по-умному используя методы ведения игры, психологически надавливал на подозреваемого. В ходе романа Порфирий и Раскольников встречаются три раза, и каждый этот раз становится психологическим поединком. Порфирий Петрович не обвинял Раскольникова прямо в убийстве старухи и Лизаветы, а только намекал, всегда приглядываясь к тому, как тот отреагирует. Во вторую встречу Раскольников таки не выдерживает и набрасывается на следователя с упрёком: «Смеяться себе в глаза и мучить себя я не позволю…». Вот в этот-то момент Порфирий окончательно убеждается в своих догадках. Раскольников выдал себя, но даже в последнюю, третью, встречу со следователем, который открыто говорил, что тот виновен,  отказывался принимать поражение. Порфирий же неспроста появляется рядом с Раскольниковым. Оказывается, в юности своей следователь также находился под влиянием идей, схожих с идеями Родиона. Единственное: Порфирий не смог бы переступить черту. Порфирий Петрович наталкивает Раскольникова на верный путь, как когда-то Соня, он объясняет ему, в чём состоит неправильность его античеловечной теории, искренне сочувствует ему, потому что верит в возрождение его души, и даже помогает, способствовав уменьшению срока каторги.

Душа Раскольникова очень тонка и глубока. Неповторимый психологизм Фёдора Михайловича Достоевского рисует нам бедного студента, запутавшегося в истинах и правдах, решившегося на опасную игру с нравственностью. Однако теория Родиона изначально была обречена, потому что ей противостояло человеческое начало. Сама по себе теория была античеловечна и антирелигиозна, ведь герой позволял себе разрешать кровь по совести и распоряжаться жизнями других людей, тем самым ставя себя выше Бога. Однако преступление, каким бы оно не было страшным и гнусным, — это акт самопознания Раскольникова. Замысел теории состоял не в том, чтобы убивать людей, а в том, чтобы проверить, возможно ли загладить крошечное преступление тысячами добрых дел, возможно ли переступить черту? Раскольников перешёл черту, но и отрезал себя от людей. Он стал очень одинок, не мог видеться с родными и друзьями, и ему нужен был человек рядом с собой. Этим человеком стала Соня Мармеладова, ещё более униженная жизнью и вынужденная торговать собственным телом.

Соня – образ истинной доброты и веры, она смогла сберечь свою душу от разврата и порочности. Фамилия у неё говорящая, но говорящая обратное её положению. Мармелад – это сладость, а жизнь Сони с этим вовсе не сравнишь. Девушка, по словам Раскольникова, такая же преступница, как и он, именно поэтому он обращается именно к ней, раскрывается именно ей. Душа Родиона больше не может метаться, прятаться, правда из неё хочет вырваться наружу. Но он не может прямо сказать даже Соне, в которой уверен, что убийца. Раскольников наталкивает её на эту мысль, и она сама всё понимает. Девушка искренне сопереживает Родиону, хочет ему помочь. Она по-детски наивно уверена, что его наказание должно пройти через страдание, поэтому и предлагает ему пойти на площадь и покаяться. Раскольников убеждается, что оба они – грешники, блудница и убийца – отныне должны идти вместе, не расставаясь ни на миг.

Можно ли в один ряд с Соней поставить Дуню? Ведь сестра Раскольникова жертвовала собой ради блага семьи, отдаваясь в руки Лужина. Лужин – этот весьма приятный с первого взгляда человек, опрятно и модно одетый – сразу вызывает какое-то недоверие у читателя только по тому, с каким видом заходит в комнату Раскольникова. Он вошёл с обидно-нескрываемым удивлением и даже с некоторым испугом, понимая, что в низкой комнате никого не поразишь великолепной осанкой. Этот жест, вероятно, не понравился Раскольникову. Молодой человек сразу разгадал в Лужине того, кто недостоин его сестры. Пётр Петрович в какой-то степени тоже преступник, ведь его теория о жёнах сводится Раскольниковым к тому, что «людей можно резать». Лужин склоняется к мысли, что мужчина должен брать в жёны такую девушку, которая испытала множество несчастий и оскорблений, чтобы затем, являясь её спасителем, благодетелем, подчинять её своей воле. Холодная расчётливость Лужина и его стремление к индивидуализму привели его к падению. Он остался ни с чем. Даже его фамилия как будто заранее описывает исход этой теории – герой попросту «сел в лужу», так и не сумев отомстить Раскольникову.

Дуня сама ставит Соню с собой в один ряд, когда кланяется ей, потому что помнит, что сама недавно прошла  через несправедливость и клевету. Вся её история с Свидригайловым – отличное тому подтверждение. Мысли Аркадия Ивановича напоминают теорию Раскольникова – «единичное зло позволительно, если главная цель хороша». Свидригайлов, и так не бывший верным своей жене, Марфе Петровне, влюбляется в юную Дуню Раскольникову и не может ничего поделать со своими чувствами. Когда Аркадий Иванович случайно подслушивает Раскольникова и Соню, то решается использовать добытые сведения для шантажа Дуни. Но Авдотья Романовна оказывается очень сильной личностью и не даёт повторно себя оскорблять. Она освобождается от унижений со стороны Свидригайлова, а он освобождается от жизни – ему больше нечего терять.

Аркадий Иванович Свидригайлов, несмотря на его тёмное прошлое, в конце романа раскрывается с иной стороны. Ещё при первом его появлении в произведении мы видим расстроенного, отчаявшегося человека, потерянного и никому не нужного. Он уже в первую встречу с Раскольниковым упоминает о некоем «вояже в Америку». Это эвфемизм, которым Свидригайлов скрывает самоубийство. То есть он давно задумывался об этом, но не всегда был уверен, что сможет его совершить. Аркадий Иванович даже говорил, что мог  бы и жениться вместо вояжа. У него была невеста – шестнадцатилетняя девушка, с которой он охотно виделся и которой дарил дорогие подарки – бриллиантовый и жемчужный уборы, серебряную шкатулку.

В конец потерявшись, так и не добившись Дуни, Свидригайлов всё же решается на самоубийство, но перед этим совершает несколько благородных поступков. Ещё после смерти Катерины Ивановны Аркадий Иванович устраивает Поленьку, Колю и Лиду в сиротский дом, оставив им по полторы тысячи рублей. Затем он посещает Соню, которой отдаёт три тысячи рублей на новую жизнь. В дождливую ночь Свидригайлов приходит к своей невесте и дарит ей пятнадцать тысяч рублей. Всеми этими действиями герой будто хочет искупить свои грехи, которых ему приписывают немало. Выше я уже упоминала сон Свидригайлова о девочке-утопленнице. Это была четырнадцатилетняя девочка, оскорблённая обидой, ужаснувшей и удивившей молодое детское сознание, которая погибла по вине Свидригайлова. Последние два сна Аркадия Ивановича напоминают ему о его грехах, о его развратности и порочности. Стоит припомнить сон о пятилетней девочке, которую Свидригайлов уложил в свою тёплую постель, потому что хотел помочь ей, согреть её, а она посмотрела на него лицом «французской камелии». Герой уже словно изжил всю жизнь до дна, ему совершенно нечего было терять, он отчаялся, не видел никакой надежды на будущее, потерял выход из своих страхов и грехов, даже будто потерял рассудок, поэтому и ушёл из жизни, прося в предсмертной записке никого в этом не винить.

Проходит время, а для людей на века открытыми остаются вопросы о смысле жизни, о счастье, о настоящей любви и дружбе. Для каждого человека существует своя истина, своё понимание мира, а образцов, к которым стоит стремиться, очень мало. Я считаю, что в романе «Преступление и наказание» Достоевский немного приоткрыл тёмную завесу тайн человеческого мира и показал нам, будущим поколениям, людей, на которых нужно равняться.  Одним из таких, несомненно, является Дмитрий Разумихин.

Дмитрий Прокофьич Разумихин – это такой же, как и Раскольников, бедный студент. Но в отличие от своего друга Разумихин нисколько не отчаивается трудному положению, а продолжает радоваться жизни, ища любые пути заработка: будь то переводы или что-то иное. У Разумихина было чувство собственного достоинства, поэтому он ни перед кем не хотел унижаться, всегда всё делал самостоятельно. Он был сиротой, никто ему не помогал. Дмитрий очень уважал своего университетского товарища и всеми силами старался ему помочь, когда тот заболел. Он бегал вокруг него, словно около своего ребёнка, даже кормил его с ложечки, пока тот был в бреду и не просыпался по несколько дней. Фамилия Разумихина говорит сама за себя. Он действительно был очень умён. На протяжении всего романа читатель может не раз столкнуться с его мудрыми словами: «…и всё только одной глупостью объясняется! Оттого так и не любят живого процесса жизни: не надо живой души! Живая душа жизни потребует…». Во многом он очень прав: «Деловитость в сапогах ходит», «Вранье есть единственная человеческая привилегия перед всеми организмами. Соврёшь – до правды дойдёшь!».  А как удивляется эта натура словам в статье Раскольникова! Разумихин вовсе не понимает, как можно разрешить проливать кровь по совести. Это для него дико. Разумихин – настоящий друг, ведь он не бросает Раскольникова, искренне помогает ему во время судебного процесса, найдя доказательства его помощи больному товарищу, умершему от чахотки. Для семьи Раскольникова Разумихин становится и братом, и не сыном, постоянно находясь рядом с Дуней и Пульхерией Александровной. К тому же Дмитрий Прокофьич в конце романа женится на Дуне, спасая её от Лужина. И делает он это не с какой-то благородной целью, а потому, что влюбляется в неё с самого первого взгляда, а она отвечает взаимностью. В молодой и горячей голове Разумихина появляется идея накопить денег и переехать в Сибирь, в город, где Родион находится на каторге, и начать новую жизнь. У такого человека, как Дмитрий Прокофьич, доброго, широкого душой, способного на многое ради близких и друзей, должно всё удачно сложиться в жизни.

Как мы знаем, сны человека уникальны, часто они, словно путеводители тайных неизвестных миров, открывают какие-то истины. У Фёдора Михайловича Достоевского сон персонажа – это отражение его души. Кроме сна о лошади и сна о конце света Раскольникову являются и другие. Сон об Африке накануне преступления яркий и светлый – голубая вода, оазис, разноцветные камни, золотой песок, — он показывает контраст реальной жизни героя, темноту и неизвестность. Уже после убийства Родиону снится, как Илья Петрович, помощник квартального надзирателя, бьёт его хозяйку, Прасковью Павловну. В этом сне проявляется страх героя за свою свободу. Раскольников хотя и боится быть арестованным, но ничего не предпринимает для этого. Ещё один сон – о смеющейся старухе процентщице – это страх быть разоблачённым. Выходит, Достоевский использует сны, как метафорические напоминания о душах его героев. Например, те же терзания Души показывают сны Свидригайлова – настоящие кошмары во всю ночь, которые могут довести до умопомешательства. Не зря Свидригайлов и Раскольников «одного поля ягоды».

Признание Раскольникова в убийстве, кажется, конец его игры. Можно подумать, он сдался и это проигрыш. Кому же он в данном случае проиграл? Себе? Возможно, если брать за истину правильность его поступка с нравственной точки зрения. Я же считаю, что нравственный стержень в его сердце не прогнулся, поэтому нравственность, а вместе с ней и чувства, победили. Снова победили чувства, а не разум. Мы прекрасно знаем, что у Раскольникова доброе сердце, ведь он беззаветно помогает бедной семье Мармеладовых, отдав им свои последние деньги. Кроме этого он хотел жениться на больной дочери своей хозяйки, но брак не состоялся только из-за смерти девушки.

Достоевский в романе каждому персонажу даёт оправдание поступков. Раскольников, стоящий на пути раскаяния на каторге и готовый искупить страдания Сони бесконечной любовью к ней; сама Соня, последовавшая за Родионом в Сибирь и сумевшая освободиться от своего греха. Мармеладов в конце жизни раскаялся и попросил прощения за все страдания, принесённые семье. Даже такому порочному человеку, как Свидригайлов, автор находит оправдание, показывая его с благородной стороны. И Андрей Семёнович Лебезятников, который по фамилии, казалось бы, может только лебезить и поддакивать, оказывается добропорядочным человеком. Он заступается за Соню, обвинённую Лужиным в краже, и даже готов принять присягу.  Порфирий, которого Раскольников часто обвинял во лжи и который мучал молодого человека, чтобы тот сам признался в убийстве, впоследствии становится близким другом его семьи и даже присутствует на свадьбе Дуни и Разумихина. Лишь один человек этого оправдания не получает – Пётр Петрович Лужин. Он так и остаётся эгоистичным и самоуверенным, обиженным на обстоятельства и судьбу человеком, который не смог добиться своей гнусной цели. И даже при этих качествах Достоевский не делает Лужина сугубо отрицательным персонажем, но показывает несостоятельность таких людей в обществе.

Почему же произведение было названо Достоевским именно так? Преступление в романе означает всякий грех, совершённый против нравственности. Наказание же понять сложнее, ведь это слово несёт не столько юридический, сколько моральный смысл. Наказание – это то, что обязательно следует за преступлением, но вот каким образом?.. Каторга, острог или вечные терзания души? Фёдор Михайлович не объясняет прямо, какой смысл он заложил в названии, оставляя этот вопрос открытым. Возможно, слова «преступление» и «наказание» вырваны из какой-то общей фразы. Может быть, они обозначают не просто абстрактные понятия, а действия. Рассуждая о смысле произведения, я читаю скрытые слова: «Преступление закона Божьего и наказание, проходящее в страдании в избавление от грехов».

Первое время, находясь на каторге, Раскольников только корил себя за то, что не вынес собственное преступление и явился с повинной. Он вспоминал Свидригайлова, совершившего самоубийство и освободившегося от жизни, и не мог понять, почему сам не смог лишить себя жизни. Однажды Раскольникову снится страшный сон – воплощение в реальность его теории: будто люди, заражённые непонятной моровой язвой, явившейся из глубины Азии, начали сходить с ума, убивая друг друга. Вскоре после этого Родион начал замечать, что меняется. Он, словно Лазарь, о воскресении которого они вместе читали с Соней, встаёт на путь раскаяния. Раскольников полюбил Соню, светлого ангела из Библии, который пошёл за преступником на каторгу. Обоих потерянных людей воскресила любовь, ведь «сердце одного заключало бесконечные источники жизни другого». Раскольникову даже начало казаться, что каторжные, прежде смотревшие на него с недоверием и какой-то злобой, вдруг стали ласковее. Полюбив друг друга, Соня и Родион приоткрыли дверь в новую жизнь. Оставалось дождаться конца каторги.

Подводя итог, я надеюсь, что прочитавшие этот роман смогли по достоинству оценить его, приоткрыть для себя тайны одних из самых странных существ во Вселенной – людей. Конец произведения, имея логическое завершение, тем не менее остаётся открытым. Мы ведь так и не узнаём, что происходит с Соней и Раскольниковым после окончания срока каторги. Каждый читатель, оценив произведение, может самостоятельно подумать над продолжением этой истории. А Достоевский ясно даёт нам знать: всё будет хорошо, главное, что в душе Раскольникова началась новая эпоха – эпоха обновления.

В конце хочется сказать словами Порфирия Петровича: «Станьте солнцем, и вас увидят». Станьте на путь светлый и ясный — путь добра и веры.

Серегина Дарья Дмитриевна
Возраст: 22 года
Дата рождения: 01.01.2000
Страна: Россия