В современном мире стремительно и неудержимо происходят качественные обновления во всех сферах общественной жизни и их социальных институтах. Какие бы внешние изменения ни претерпевал институт семьи, его главной функцией по-прежнему остаётся первичная социализация ребенка — снабжение общества новой качественной единицей. Однако значительная часть семей по-прежнему может быть обозначена как дисфункциональная.
В связи с выходом нового, уже пятого по счёту сезона телешоу «Беременна в 16» стоит узнать, в чём причина высокой статистики подростковых абортов и почему подросткам не удаётся образовать качественную семью? Это не ирония, не стигматизация, не социологическое исследование. Это вопрос, который может — напрямую или косвенно — коснуться каждого из нас.
Просмотр сюжетов данного телешоу производит не только тревожащее, но и отрезвляющее действие: единственная мелькающая в процессе просмотра мысль — это: «Слава богу, это происходит не со мной». Почему же подростки в уже столь раннем возрасте «и жить торопятся, и чувствовать спешат»? Конечно, нельзя найти козла отпущения и обвинять в случившемся кого-то конкретного. Все и всё взаимосвязано, однако можно распутать клубок событий и вывести несколько факторов, общих для всех случаев.
Начав своё размышление на заданную тему, я не попусту обратилась к теме семьи. Семья как жизнеобразующее предприятие похожа на сценариста — талантливого или скудного. Сценарист пишет такой сценарий, по независимо выбранным сценам которого ребёнок будет снимать свою картину. Основной семейный сценарий всех участников телешоу банален. На раскадровке — неблагополучие всех форм и оттенков. Прежде всего — нелюбовь к ближним. Вероятно, люди — хотя бы единицы от каждого поколения — производят тщетные попытки вырвать себя и близких из порочного семейного круга, как семейство Головлёвых, рожденное пером Салтыкова-Щедрина, — семейство, которое шаг за шагом возвращалось туда, откуда бежало, поскольку все следовали своим благородным целям, сами того не замечая, той же размытой дорогой. Возвращаясь к дисфункциональной семье: от такой семьи хочется отделиться, и подростки не находят ничего лучше, чем построить свою собственную. Такая идея не имеет никаких прочных оснований, а от бушующих гормонов не происходит ровно ничего замечательного.
Именно поэтому следующей важнейшей ступенью является просвещение. Речь идёт не об идеальном образовании, а об условиях развития базовых личностных навыков, без которых в наш век любому молодому человеку будет трудно себя реализовать. Аристотель писал, что «воспитание ума без воспитания сердца — это совсем не образование», а сегодня в нежном воспитании нуждается и психика. Современной школе недостаёт уроков конфликтологии, основ психологии и полового воспитания. Далеко не все дети растут в тепличных условиях, и далеко не все родители готовы взять на себя ответственность за помощь в поисках ответов на возникающие своевременно вопросы.
ТВ-шоу — это не пропаганда и не призыв к действию, это не ориентир того, как можно и как нужно, а, скорее, демонстрация проблемы и желание обратного результата. Это показатель того, что существует многогранная проблема и существует множество путей её решения.