XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Проза на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
А что, так можно?..

Однажды на уроке литературы мы получили необычное творческое задание на каникулы. Разумеется, никто из учеников десятого класса не был рад данному заданию, так как для это требовалось не только потратить кучу времени, но и хорошенько подумать над содержанием данного сочинения. Наша учительница, Елена Викторовна, женщина средних лет, с жесткими чертами лица и еще более жестким подходом к ведению занятий, со всей строгостью, какую могла дать своему голосу, отметила всю важность данного задания.

– Молодые люди! – произнесла она в привычной манере, возвышенно и надменно, словно царская особа. – Прошу отнестись к заданию со всей серьезностью, так как от этого будет зависеть ваша дальнейшая оценка за полугодие, да и к тому же умение писать сочинения поможет вам при сдаче государственных экзаменов!

С задних парт послышалось дружное «УУУ!».

– И никаких «ууу!», – сказала учительница, – вы и так совсем разленились и ничего делать не хотите.

– Лебедев! – резко сказала Елена Викторовна, назвав мою фамилию.

– Да, – ответил я, отрываясь от своей писанины в тетрадке. Слушать ее предмет было невыносимо скучно, да и признаться русская классическая литература мне никогда не нравилась. Тоска, да и только. Поэтому все то время, посвященное литературе, я тратил на рисование в тетрадках и размышление о том, как буду играть на выходных в своей собственной рок группе. Елена Викторовна, знавшая о моем холодном настрое, то и дело старалась подловить меня на каком-нибудь безделье и иногда, как в тот день, у нее это получалось. Вернее, она так думала.

– Что значит, да? Имейте совесть, встаньте!

Я встал, гадая, что именно она спросит сегодня. Такая перспектива совершенно не радовала, но делать было нечего.

– Вы меня слушаете?

– Да, Елена Викторовна, Вы задали нам задание на каникулы написать сочинение.

– А на какую тему?

Честно говоря, я прослушал, а потому сказал первое, что пришло мне в голову.

– Написать о нашем любимом фильме.

Конечно со стороны звучало крайне странно, глупо и абсолютно нелепо, но тогда мне уже было все равно, свою натянутую четверку, едва не ставшую тройкой, я получил. Несколько секунд в классе царила абсолютная тишина, что показалось мне совершенно необычным. Одноклассники всегда считали меня немножечко не от мира сего, поэтому в любой другой ситуации заржали бы, как кони, а Елена Викторовна, устроила очередной скандал по поводу моего безалаберного, и это еще мягко сказано, отношения к учебе. Но ни в этот раз.

– В кои-то веки, вы меня услышали. Садитесь.

Пораженный своей догадке, вероятность которой была не меньше, чем один к миллиону, я сел на свое место, а учительница продолжила, обращаясь к классу.

– Как сказал нам, Александр Юрьевич, – отметила Елена Викторовна, с явной иронией, – вам задано сочинение на тему любимого фильма, что очень сильно упрощает задачу. Однако, чтобы вы хоть немного напряглись условием будет не написание любого любимого фильма, а только того, что снят по художественному произведению, нести глубокий смысл, и быть оригинальным. Все, что вы напишите, должно отражать идею корректным и понятным языком. Объем должен быть не больше двух листов формата А4. Текст читабельный, стандартного размера, мельчить и писать аршинными буквами не стоит. Баллы за текст буду снижать, учтите. Сочинения сдадите в понедельник после каникул, положите мне на стол на нашем первом уроке.

По дороге домой из школы, я задумался над ее заданием, не имея ни малейшего понятия, что можно написать на этот счет.

Вечером, после репетиции со своей группы, находясь в хорошем расположении духа, я сел за стол в своей комнате, думая, о чем бы таком написать. Задание было мне абсолютно не интересным, чем скорее бы я от него избавился, тем быстрее стал свободным. Включив волну «тяжелого радио», я уставился в белый листок бумаги.

«Что бы написать?».

В голове было все что угодно, но только не сочинение на тему любимого фильма. Тогда я решил бросить это дело и вернуться к нему позже. В конце концов это было очень сложное полугодие, я устал, а заодно, что было более важно, мне на ум пришла новая песня и стихи, которые нужно было скорее написать.

Каникулы пронеслись словно их и не было: новый год, праздники, унылые морозы, пара репетиций с группой. По вечерам я без дела валялся в кровати с пачкой чипсов и фильмами, иногда писал стихи. В общем так вышло, что сочинение полностью вылетело из моей головы.

Встав ранним утром в понедельник, наихудший день в неделе, я, крайне сонный и сердитый, поплелся в школу на первый урок. Это был русский язык, поэтому перспектива поспать явно отпала, к тому же, еще и опоздал минут на пять, пропустив все утренние разговоры, касательно сочинения. И вот, зайдя в кабинет и увидев здоровенную стопку исписанных листов формата А4, некоторые из которых были соединены скрепкой, я вспомнил свою чудовищную ошибку.

– Опаздываем и уже в первый день, Лебедев? – саркастически заметила Елена Викторовна. – Дневник на стол и Ваше сочинение.

Я начал крайне медленно открывать рюкзак и также медленно искать якобы существующие сочинение и дневник.

– Садитесь уже, с места со своего передадите, – тем же саркастическим тоном сказала она, словно чувствуя, что ни того, ни другого в моем полупустом рюкзаке нет. Среди учебников и тетрадей был лишь пустой белый листок, на котором я написал свое имя и фамилию, а также тему сочинения. Теперь у меня точно будут проблемы. Я изо всех сил надеялся придумать правдоподобную историю, в которой мое сочинение приняло самое активное участие, став жертвой обстоятельств. Но все оправдания казались мне глупыми и какими-то детскими. Тогда я уже подумал, что будет лучше сказать все, как есть, но в этот самый момент, в моем мозгу родилась идея. Вытащив листок, я быстро написал на нем всего одну строчку.

Первое правило «Бойцовского клуба»: никому не рассказывать о «Бойцовском клубе». Один из фильмов, что я давно хотел посмотреть, так как книжка мне очень понравилась. Намного лучше всяких отечественных классиков.

Конечно в случае с Еленой Викторовной такой ход мог и не пройти, но я решил рискнуть, это все-таки лучше, чем совсем ничего. Передав лист вместе с дневником, который я все-таки нашел в рюкзаке, но в другом отделе, я спокойно уселся на свою предпоследнюю парту у окна и стал наблюдать за тем, как мои одноклассники передают лист на учительский стол. Все они обернулись и посмотрели на меня, как на пациентку из сумасшедшего дома. Тогда я с улыбкой показал козу и принялся вытаскивать учебники. С одной из парт послышались шепотки. Тут-то, пущенное мной пламя достигло своего назначения. Елена Викторовна смотрела на сочинение, как громом пораженная, и примерно с минуту ничего не говорила. Тогда я подумал, что сейчас она начнет отчитывать меня в очередной раз, еще и оставит после уроков, заставив писать сочинение заново, позвонит родителям, поведет к завучу, словом, это сочинение окончательно доведет ее до белого каления.

– Смотрите все! – восторженно начала она. – Ничего подобного я еще не видела. Молодые люди, кто из вас смотрел фильм «Бойцовский клуб»?

Почти все подняли руки, с удивлением переглядываясь, то на Елену Викторовну, то на меня.

– А кто из Вас читал эту книгу?

Все руки в классе опустились, кроме моей.

– А вот Лебедев, прочел и совершенно не зря. Книга, как я всегда и говорила, намного точнее позволяет закрепить информацию в голове. Саша, ты читал ее до или после того как посмотрела фильм.

– До, фильм посмотрел на каникулах. – Честно ответил я, все еще не веря, что мой план все-таки сработал. Реакция учительницы казалась мне невероятной, конечно с ней можно было не согласиться на счет восприятия информации, но спорить я не стала.

– Кто из вас назовет первое правило бойцовского клуба?

Тут в классе послышались несколько «охов» и недовольных «ууу!».

– Но так нечестно! Ведь он написал всего одну строчку, – сказала Вера Крючкова, отличница, спортсменка и победительница многих олимпиад, которую большинство считали самой умной в классе, у которой никогда нет проблем ни с внешним видом, ни с успеваемостью, ни с поведением.

– Все честно! – спокойно ответила Елена Викторовна. – В условиях не был обговорен минимальный объем. А вы могли бы спросить для разнообразия.

– А что, так можно? – сказали сразу несколько голосов.

– А почему нет? – переспросила Елена Викторовна. Задача учителя научить учеников мыслить, примечать детали и уметь анализировать прочитанный, или, как в случае с данным заданием, просмотренный материал. Конечно это не слишком поможет в написании экзаменационного сочинения, но уже видно, что голова на месте. Молодец, Саша, ставлю тебе три пятерки. Однако, замечание за опоздание никто не отменял.

И она с улыбкой вывела в дневнике замечание, а затем выставила три пятерки в классный журнал.

Зарипов Даниль Фанисович
Страна: Россия
Город: Алексеевское