Третий год подряд Благотворительный фонд поддержки детей «Счастливые истории» г. Казань отмечает наградами юные таланты в области литературы. 64 субъекта России, страны Армения, Финляндия, Узбекистан, Белоруссия, Казахстан, Украина были представлены литературными произведениями на казанской Независимой детской литературной премии «Глаголица».
За 3 года заметно выросло число заявок на участие в конкурсе. В этом сезоне на сайт премии пришло более 800 произведений на татарском и русском языках в номинациях: поэзия, проза, эссеистика, художественные переводы. 100 лучших авторов попали в «длинный список».
О тематике, качестве работ, нововведениях конкурса рассказали:
Мнение жюри
Как обычно хорошей прозы больше, чем хорошей поэзии. Главная тема, которая фигурирует в работах детей — это поиск себя, желание определиться со своим местом в мире. Решают эти вопросы они по-разному, много научной фантастики, есть и бытовая проза.
Лилия Газизова
Качество произведений возросло. Видно, что те ребята, которые повторно участвовали в конкурсе, усовершенствовали свои писательские навыки. Если в прошлом году кто-то прошел в финал, то в этом, с тем же уровнем, ему этого сделать не удастся. Я бы хотел отметить, что среди участников есть те, кто уже сейчас может составить серьезную конкуренцию современным поэтам. Мы оцениваем по одному произведению, но если они пишут много, то у них есть шанс выпустить свою книгу. Мне становится тепло от того, что у нас есть надежда на будущее татарской поэзии.
Рифат Салахов
О том, как менялась премия
Достаточно много тех, кто участвует в премии не в первый раз. В «длинный список» попали порядка 10 человек, а это 10%. Приятно, что дети возвращаются и, как отметили члены жюри, их уровень растет. В 2014 г, когда мы только запустили премию, мне задали вопрос: «Сколько конкурсантов вы ожидаете?». Я ответила: «Тысяч несколько будет». Тогда я еще не понимала с чем нам придется столкнуться. Конечно, их не было, этих нескольких тысяч. В первый год пришло 360 работ, во второй – 444, а в этом году более 800. Мы движемся к той цели, которую я озвучила, и самое приятное то, что те дети, которые участвовали в первой премии, участвуют и в третьей.
Ирина Хуснутдинова
Премия дает ребятам возможность быть увиденными и услышанными. За 2 года 216 работ конкурсантов были напечатаны в альманахе, по мотивам рассказов сняты 14 короткометражных фильмов, 6 публикаций в литературных журналах двух столиц, декламация произведений участников в эфире Радио России — Санкт-Петербург.
«Когда выходит публикация, дети очень радуются, и для них это еще один пункт в плане личностного роста, у них появляется уверенность в своих силах — это самое главное. Снимаются короткометражные фильмы. И я думаю, что детям интересно, волнительно, как режиссеры воплощают их произведения. Мы стараемся не только поощрять, но и мотивировать детей на дальнейшее творчество и развитие», — отметила основатель фонда «Счастливые истории».
Тема плагиата и как с ним бороться
В прошлые сезоны члены жюри неоднократно отмечали, что в произведениях детей видна помощь родителей и учителей. Помимо обязательной проверки на плагиат, оценки работ членами жюри, организаторы нашли способ борьбы с «читерами» конкурса.
Жюри иногда отмечают, что работа написана не самим ребенком, автором произведения, в связи с этим мы ввели в этом году новые условия – обязательное присутствие участников из «длинного списка» на мастер-классах. Во время совместной работы с мэтрами современной детской поэзии и прозы станет ясно, писал ребенок сам или нет. К тому же, мы решили снять в этом году градацию на 1, 2, 3 места. Победитель, обладатель «Хрустальной совы» будет определен коллегиальным решением членов жюри на мастер-классах.
Ирина Хуснутдинова
В течение недели у 100 лучших авторов конкурса будет возможность перенять писательский опыт и получить советы от Марины Бородицкой, Григория Кружкова, Дмитрия Емеца, Роберта Миннуллина, Виктора Лунина, Бориса Вайнера, Лилии Газизовой.
О том, как проходят мастер-классы, рассказала член жюри, Лиля Газизова: «Мы собираемся вместе с лауреатами за столом, где юный участник зачитывает свое произведение, затем я предлагаю всем высказаться по поводу работы, отметить достоинства и недостатки. И резюмируя, в полной мере подвергаю это произведение анализу, достаточно серьезному и критическому, потому что дифирамбы здесь излишни».
Про современных юношей и девушек
На самом деле они более образованные, чем мы, много читают, много смотрят и видят, много думают и весь тот поток информации, который на них обрушивается, в разы больше, чем тот, что испытывали мы. Если бы этот конкурс проходил, допустим, 20 лет назад, то я могу сказать, что уровень произведений был бы значительно ниже. Например, в 14 лет я была больше погружена в себя, меня мучили экзистенциальные вопросы, которые я решала, читая множество книг, думая. Нынешние 14-летние девочки и мальчики, даже будучи закрытыми, все равно открыты для какой-то информации, которая, хочешь не хочешь, идет со всех сторон, на самом разном уровне, в самом разном виде: аудио, видео и т.д. Это вопрос открытости и зажатости. Современные юноши, девушки более свободны, это связано и с идеологическим моментом, который мы в этом возрасте не ощущали, но он был и в нас его воспитывали, нам предполагалось мысли в этом направлении и нам не приходило в голову, что можно мыслить как-то по-другому. Нас отличает степень свободы.
Лилия Газизова
Напомним, что в призовой фонд премии входит: хрустальная сова, сертификат на участие в мастер-классах с писателями и поэтами (14-19 ноября), планшеты, набор книг «малая библиотека», участие в торжественной церемонии (19 ноября, театр кукол «Экият»), экскурсия в остров-град Свияжск и город Болгар.
В рамках премии проходит конкурс на лучший игровой короткометражный фильм по произведениям участников прошлых сезонов. В этом году пришло 7 картин из городов: Москва, Оренбург, Омск, Нижнекамск, Набережные Челны, Чистополь.
Оценивать фильмы будет известный российский режиссёр, член союза Кинематографистов РФ, доцент ВГИКа, преподаватель Высших режиссерских и сценарных курсов — Владимир Фенченко.
Работы участников будут показаны на торжественной церемонии.