Когда-то давно меня часто спрашивали: «Что есть жизнь, возможно ли влиять на неё…?» Тогда я не мог ответить на эти вопросы и говорил лишь: «Поживём, увидим.»
Прошло более тридцати лет. Я стал учителем. Чем-то особенным я не выделялся, просто работал, как и все, но ученикам мои уроки очень нравились.
Вот в один день я просто вёл урок, как вдруг я вспомнил, что так и не смог ответить на те вопросы. Тогда почему-то мне захотелось сказать: «Ребята, как вы думаете, что такое жизнь?» Тут раздался звонок, поэтому я решил, что их домашним заданием будет написать сочинение-рассуждение «Что такое жизнь?».
На следующий день ребята приходили ко мне пораньше, чтобы принести свою тетрадь.
Урок прошёл хорошо: мы разбирали мультфильмы. Когда он закончился, все побежали в столовую, не торопился лишь один парнишка. Положив свои вещи в рюкзак, он будто со страхом принёс и отдал мне свою тетрадь, после чего как можно быстрее ушёл из класса.
Вечером я принялся проверять сочинения. Как и предполагалось, были работы, состоящие из одного предложения или вообще только названия, попадались, правда, и на несколько страниц.
Но вот тетрадь того мальчика, который сдал последним:
«Что такое жизнь?
Мне кажется, что для каждого это что-то своё.
Например, мой папа на этот вопрос ответил, что его жизнь — это моя мама, а она, что это семья, дедушка, что — сложная вещь, брат — вечная вечеринка.
Ну, а я думаю, что жизнь — это река. Она (жизнь-река) имеет одно начало, но много концов. К чему приведёт твой путь, ты не знаешь, так и вода в реке: не знает, куда занесёт её течением. Бывает, жизнь короткая, значит река резко оборвалась, а бывает долгая, тогда — впадает в другую реку. Она также может быть горной с опасными поворотами, получается, жизнь будет трудная, а может, и наоборот — спокойная.
Всё, что внутри реки, (водоросли, рыбы, камни, ракушки) — это душа человека. Если подводный мир прелестный, то и человек такой. Если же река с тиной и во многих местах напоминает болото, то — чёрствый, гнусный.
Наверное, свой путь выбирать можно, но течению сопротивляться сложно, особенно если река быстрая, поэтому я думаю, что нужно просто отдаться волнам, а там уже, куда занесёт.»
Когда прошёл мой следующий урок с классом, я спросил у того мальчишки: «Под словами «отдаться волнам» ты что имеешь в виду?»
— Ну, поддаться течению.
— Разъясни.
— Что-то вроде «захотелось – сделал».
С того момента я всегда старался плыть по течению. Жизнь преподносила мне и радость, и грусть, и трудности… — всё, но, продолжая ей верить, сразу или через какое-то время открывал новые краски своего пути.