XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Эссеистика на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
Жили два друга

Произведение национальной литературы, по которому я сняла бы  фильм. Сценарная заявка  по рассказу Мустая  Карима «Белое чудо».

                                     Эссе «Жили два друга ».

        

          Я  выросла среди книг, в нашем доме много стеллажей, уставленных самыми разными изданиями. Моя мама  работает  в библиотеке, она часто приносит домой читать  новые книги, которых у нас нет.  В библиотеке  нашей семьи особое место отводится литературным журналам —  «Новому  миру», «Иностранной литературе», «Октябрю», «Дружбе народов». Время от времени в районной  библиотеке журналы списывали,  их ждала незавидная судьба. Моя самоотверженная  мама, спасая издания   от верной  гибели, приносила их  домой. Журналы обретали  покой на полках старенького книжного шкафа.  Как – то, перебирая  подшивки прошлых лет  журнала «Дружба народов», я прочитала очень интересный рассказ башкирского писателя  Мустая  Карима  «Белое чудо». Это трогательная история потрясла меня до слез. В ней писатель рассказывает о своем детстве, о жизни его семьи, о нелегких испытаниях, выпавших на их крестьянскую долю, о трагической судьбе его лучшего друга – белого коня Аксала. И как — то сразу представилась мне картина:  далекий башкирский  аул, затерявшийся  среди пологих гор, в одном из деревенских домов —  маленький мальчик, сидящий у окна, а на поляне перед домом пасется  белоснежный гордый конь – воплощение свободы, достоинства и  доброты.

         Вот  по  этой удивительной  истории я и сняла бы фильм, будь я режиссером. До глубины души меня тронула дружба между двумя  главными героями – мальчиком и его лучшим другом, белоснежным конем Аксалом.

        Мне нужно будет   написать сценарную заявку, предложить ее  продюсерам   и заинтересовать их своей  идеей. Название фильма, по моему мнению, должно совпадать с  заглавием рассказа, ведь лучше и не скажешь – Белое чудо. В названии слышится что — то возвышенное и нежное.  Жанр – семейный фильм, который был бы интересен и детям и их родителям. Итак, герои фильма:

         Самат —  мальчик пяти лет в начале действия, тринадцати лет в середине фильма. На роль главного героя нужно проводить кастинг среди детей пяти – шести лет и двенадцати – тринадцати лет.

         Аксал —  молодой белоснежный конь – четырехлетка.

         Отец – Камиль, мужчина среднего возраста, актер Марат Башаров.

         Младшая жена Камиля, актриса Равшана Куркова.

           Старшая жена Камиля, актриса Чулпан Хаматова.

         Старший сын  Камиля, Муртаза, актер Вячеслав  Манучаров.

                                              Сюжет фильма.

         Комната деревенского дома, раннее утро. Маленький мальчик просыпается,  откидывает  одеяло  и подбегает  к окну.  Смотрит на теленка, который пасется перед домом, вдали  виднеются   горы, над которыми восходит солнце.  К калитке  на лошади  подъезжает Муртаза, старший брат  маленького Самата. Он слезает с седла и под уздцы ведет белую  лошадь необыкновенной красоты. Светлая грива слегка развевается, стройные сильные ноги уверенно  ступают по дорожке. Самат соскакивает с кровати и, несмотря на уговоры и сопротивление Старшей  матери, выбегает из дома и  бежит  навстречу лошади. Муртаза берет Самата на  руки и мальчик обнимает ее за шею, чувствуя исходящее от нее тепло. Все радуются этой встрече. Имя коня – Аксал.

         Самат любуется Аксалом, когда тот, резвясь и  играя, носится по полям. Мускулистый белый конь молод и  красив, он словно парит над землей — настоящий крылатый конь – тулпар! Камиль, отец мальчика, считает, что конь формирует характер будущего мужчины. Подсаживает сына в седло и тот постепенно  учится управлять лошадью. Конь понимает, что его наездник еще маленький, поэтому осторожно ступает по земле. Аксал и Самат понимают друг друга с полуслова, между ними завязывается дружба.

         Самат  каждый день заходит к  Аксалу в конюшню, ухаживает за ним, расчесывает, моет, угощает. Выводит за пределы дома, садится в седло и ездит по полю, любуясь красотой родного края – рекой,  синим небом, широкими просторами.

         Проходит несколько лет. Самат подрос, ему исполнилось  двенадцать лет и он  уже  отличный наездник.   Как — то раз летом  с друзьями едет  в ночное. Поскакали с мальчишками  наперегонки, парень не  рассчитал, нечаянно  довольно сильно хлестнул коня по крупу. Конь громко заржал, встал на задние ноги и сбросил наездника. Самат притворился мертвым, не двигался, закрыл глаза. Конь забеспокоился,  подошел к лежащему парню, стал тыкаться теплыми бархатными  губами в его лицо, слезы из лошадиных глаз попали на щеки Самата. Аксалу показалось, что с мальчиком случилось что — то плохое.  Самат не выдержал, открыл глаза, поднялся, обнял  друга, не мог сдержать слез, целовал  его морду, просил  прощения.

          Наступила зима.  В ауле празднуют свадьбу. Соседи по аулу выдают замуж дочь и  просят Камиля дать своего коня – красавца. Аксала и  соседскую рыжую кобылу Звездочку наряжают: в хвосты и гривы вплетают разноцветные яркие  ленты, к ушам привязывают платочки с  оборочками, на дугу подвешивают медные колокольчики, через седло перебрасывают  узорчатый цветной  палас. Управляет повозкой  Муртаза. Звучит веселый  наигрыш – музыкант играет на баяне башкирские национальные мелодии. Молодые – нарядные  жених с невестой и  дружкой  садятся  в  тарантас и лошади везут их по заснеженной дороге. За ними мчатся сваты, джигиты, ребятня  на  лошадях, запряженных  пятью  телегами. Из – под  копыт  вихрем  взвивается  снежная пыль.

          Аксал не только лучший конь на праздниках, он еще и работяга, первый помощник  в хозяйстве. На нем пашут землю, перевозят грузы и  урожаи. Лошадь живет в любви, заботе, чувствует внимание со стороны хозяев.

         Меняются времена, наступает 1931 год. Как и по всей стране, в ауле организуют колхоз. Созывают  народ на собрание, председатель объявляет о необходимости сдавать свою личную скотину в пользу колхоза. В зале нарастает гул, многие недовольны, но спорить с новой властью не хотят – боятся расправы.

         В доме Камиля плачут обе жены – Старшая и Младшая, да и сам хозяин не весел. Жили они своим трудом, держали большое хозяйство – это  и скотина, и пахотная  земля, на которой выращивали  пшеницу. Придется все отдавать в колхоз. Не отдашь добром – все равно отберут, да еще и сошлют в Сибирь. В соседних аулах уже происходило такое. Комок боли застыл в душе  Самата, не верится ему , что придется отдать любимого друга  в общее стадо. Это равносильно предательству, мальчик  просит отца не делать этого. Тот сам не рад, но убеждает сына в необходимости сделать  нелегкий   шаг  ради спасения жизней всех членов семьи.

          На следующее утро    Самат  идет в конюшню, запрягает Аксала, выезжает из дома и в последний раз для того, чтобы свободно  покататься на нем по родным просторам. Солнце освещает луга, горы в дымке, по нежно- голубому небу плывут причудливой формы облака.  Мальчик и конь чувствуют себя единым целым, они счастливы. Но Самат  знает, что расставание близко.   Подъезжают к дому, он заводит коня в стойло. Самат  прощается с другом, говорит ему  теплые слова, целует в морду.        Днем того же дня отец уводит Аксала  в колхоз. Все домашние выходят  на крыльцо, жены плачут, Камиль, Муртаза и Самат едва сдерживают слезы.

           Бегут дни. Неважно живется хозяйским лошадям в общем стаде, похудели, осунулись, ввалились бока. Как-то  Самат приходит  к  колхозной конюшне, протягивает  любимому коню  кусок хлеба, тот смотрит на него недоверчиво, с обидой, как на чужого. Хлеб нехотя принимает. Конь ведь не человек, не понимает, что близкие люди отдали его в колхоз по принуждению.  Аксал расценил это как предательство. Самат очень переживает.

         Самату тоже пришлось работать в колхозе. Кормов для лошадей не хватает, часть скота  погибает от голода. Выживают  только самые сильные. Лошадей не щадят, они работают, как каторжные. Возраст Аксала  уже приближается  к  восемнадцати  годам.         Однажды мартовским ранним утром по заданию колхоза несколько повозок   отправляются  за  посевным зерном  в дальнее село. У Камиля  заболела  спина,  и сыну пришлось подменить отца.  В селе телеги нагрузили  мешками с зерном сверх меры, лошади еле тащились с грузом. Обратный  путь был неблизким, повозкам приходилось преодолевать то длинные равнины, то крутые горы. Вот  впереди  показалось  Бычье взгорье, крутая протяженная гора. До родного села совсем немного осталось, но силы лошадей на исходе. Одна лошадь пала, обессилела, не смогла идти дальше. Мешки с ее телеги распределили между другими четырьмя  лошадьми, Аксалу досталось всех больше – три мешка. Дело шло  к вечеру, впереди последняя преграда — коварная речка Назияза, которая  пересекала болото. Аксакал с грузом шел впереди колонны, управлял подводой хмурый  колхозник. Он несколько раз огрел кнутом усталую  лошадь, конь из последних сил рванул вперед, передними ногами уперся в берег, а задние ноги с санями вязли в трясине. Лошадь отчаянно пыталась вырваться на берег, ее  ржание и крик болью отдавались  в душе Самата. Парень шептал: « Ну, еще немножко, Аксал, еще чуть – чуть подтянись». Но конь вконец обессилел. А колхозник исступленно, выкатив глаза, хлестал бедного коня по спине. Жеребец поднялся на дыбы, закричал жалобно и громко, сани гирями  тянули  вниз. Обессилев, конь завалился на бок. Оглобли треснули и раскололись надвое. Самат с криком: «Держись, Аксал!», слез со своей повозки и  бросился к упавшей лошади. Белоснежный конь лежал в липкой коричневой жиже, между  белых, стиснутых лошадиных зубов алела  кровь. Самат  распустил супонь, чтобы ослабить хомут. Но было понятно, что  конь погибает. Парень   подложил  под его голову ладони. Конь был  еще жив, несколько мгновений  глаза в глаза смотрели друг другу человек и лошадь, сознавая, что скоро  смерть одного из них разлучит их навсегда. Самат заплакал: «Прости меня, мой Аксал», прижался  лицом к морде лошади.  Глаза Аксала потускнели,  и  Самат  закрыл их рукой. Плача, похоронил друга, как человека, на крутом берегу реки, откуда было хорошо видно родные просторы, по которым они вместе любили кататься…

         Прошло много лет. Самат стал взрослым, давно живет и работает в городе. Приехал в родное село. Прошел по улицам, где когда – то бегал  с ребятами. Увидел дом, в котором вырос и провел годы детства. Там уже живут другие люди. А потом пришел на берег реки, где покоился его лучший друг – белоснежный конь Аксал. Самат стал рассказывать  о своей жизни, будто конь мог услышать его. Он вспоминал лучшие моменты детства, юности, на глаза невольно наворачивались слезы.  Мужчина смотрел  на изгибы реки, на луга, на горы вдали, на облака. И  Самату показалось, что одно  облако  очертаниями напоминает  фигуру мальчика, скачущего на белоснежном крылатом скакуне…

                                                      Конец фильма

         Вот такой сценарий я бы предложила продюсерам. Я старалась соблюдать хронологию событий, изложенных в рассказе Мустая Карима, но кое – что придумала сама. Я дала имена главным героям – мальчику и его отцу. Еще я придумала эпизод  прощания Самата  с Аксалом перед тем, как коня отдадут в колхозное стадо. Мне кажется, эта сцена  подчеркнула бы горечь расставания двух друзей. Красота природы, единение человека и лошади создала бы у зрителей ощущение свободы, порыва двух любящих  сердец. Контрастом позже выступит тяжелая неволя Аксала в колхозном стаде. И еще я попробовала сочинить финальную сцену фильма. Получился своеобразный мостик — связка, соединяющий начало фильма, когда главный герой еще маленький и финал, когда он уже состоявшийся человек. Но ничего не умирает – любовь, дружба, внутренняя свобода героев. Образ облака   выступает символом  вечной красоты и любви. И я думаю, что необыкновенный рассказ писателя Мустая  Карима тому подтверждение.  Писателя уже нет с нами, но он живет в произведениях, написанных его рукой, и они  заставляют нас сопереживать, плакать, радоваться вместе с героями его историй…

Екатерина Суслова, ученица 9 класса МАОУ «Суксунской средней общеобразовательной школы №1».

Наставник: преподаватель студии «Литературная тропа» МАОУ ДО «Суксунской  детской школы искусств» Петровских Елена Александровна.

        

Суслова Екатерина Александровна
Страна: Россия
Город: Суксун