XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Эссеистика на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
Записки школьника о смысле жизни и о многом другом

Предыстория
Долго думал, чуть не потерял разум, нервничал насчёт того, как же всё-таки начать свою работу. Потом понял, что это вполне нормальное явление, потому что творческая работа – это самая трудная деятельность в жизни любого человека, и она требует много времени, усилий над собой, душевных сил. А любая деятельность должна занимать важное место в жизни человека.Всё, наверно, зависит от вида деятельности, какую выполняет этот человек.На этот вопрос может ответить только сам человек. И это практически на всю жизнь.
Ответ на вопрос «что такое жизнь?» у людей современного общества практически одинаков. А вот на вопрос «какая бывает жизнь?» ответ у каждого свой: жизнь может быть разной: хорошей или плохой, богатой или нищей, открытой или скромной, счастливой или не очень, весёлой или грустной и т.д. и т.п.
Что касается меня, то моя жизнь очень разнообразна. Первые 10 лет жизни я прожил в родном городе N, практически похожем на Москву или на другие крупные города в России. Но потом жизнь здесь нам наскучила, и мы с родителями переехали в провинцию S. Перед переездом я думал, что жизнь моя будет сказкой. Я мечтал о подвигах, о великих делах, о новых приключениях, о новых друзьях.
Но не тут-то было… Спустя семь лет после переезда дела наши стали идти не так, как хотелось. Я заводил друзей, но через два — три месяца эти друзья постепенно становились приятелями, и даже опускались до врагов, клеветников, мучителей, унижателей, предателей, грубиянов.
В личной жизни тоже были одни разочарования. Странная история с первой любовью… Одна девочка из параллельного класса призналась мне, что любит меня, я тоже влюбился в нее по уши и начал делать всё, чтобы она стала моей единственной возлюбленной. А когда однажды встретил её на остановке автобуса в объятьях моего недруга, я понял, что она меня только использовала, а не любила.
После всех этих происшествий я задавал себе один и тот же вопрос: «Почему всё так происходит, почему я такой несчастный человек?».
Но через некоторое  время я понял почему. Только тебе, мой читатель, решил доверить свои размышления по этому поводу. Только ты можешь достойно поддержать и понять меня!
1. Рассуждения о жизни
Жизнь – это самых первый, самый верховный порок человеческой души. Как описано в предыстории жизнь бывает разной.
Определение есть. Теперь перейдём к классификации. Почему к классификации? Потому что во всей Вселенной, даже на Земле, есть своя определённая классификация, то есть деление на классы. Впрочем, ближе к делу.
По определённой классификации, жизнь делится на истинную и ложную.
Истинная жизнь – это та, где всё идёт по-настоящему и, не побоюсь этого слова, как в сказке. В этой жизни у каждого человека появляются настоящие друзья, его ждут приключения. Можно считать, что эта жизнь наполнена яркими красками и её продолжительность очень долгая. Высшей ценностью истинной жизни является оптимизм.
Ложная жизнь – это очень распространённая, но самая тяжёлая у людей жизнь. В этой жизни человек, к сожалению, окружен не друзьями, а врагами.
Эта жизнь наполнена мрачными красками и её продолжительность очень короткая. Высшей ценностью ложной жизни является пессимизм.
Теперь просмотрим  мою жизнь с начала до настоящего момента.
Особенности жизни в городе N:
1) В городе N у меня было много друзей, и с ними  я дружил вплоть до переезда в провинцию S.
2) В городе N у меня было много приключений.
3) Жизнь в городе N наполнялась яркими красками.
4) Жизнь в городе N наполнялась добрыми и счастливыми моментами.
5) На каждом мероприятии, проходящем в городе N, я со своими друзьями весело проводил время.
Итог: в городе N была истинная жизнь.
Особенности жизни в провинции S:
1) В провинции S у меня было мало друзей, и длительность дружбы была два- три месяца, потом постепенно друзья стали превращаться во врагов.
2) В провинции S у меня не было приключений.
3)Жизнь в провинции S наполнялась мрачными красками.
4) Жизнь в провинции S ни разу не была  наполнена хотя бы одним ярким моментом.
5) На каждом мероприятии, проходящем в провинции S, я не принимал участия, только грустил в одиночку(и сейчас на эти мероприятия я не хожу).
Итог: в провинции S была и на данный момент проистекает ложная жизнь.
Таким образом, можно сделать вывод, что на чужой земле нет места истинной жизни. Однако сейчас у меня появилась частичка истинной жизни. И эта частичка – мои два друга, приехавшие из других мест. С первым другом я познакомился в две тысячи четырнадцатом году, а с другим — в две тысячи шестнадцатом. Но вместе мы стали друзьями только в две тысячи двадцатом году и до сих пор нас связывает крепкая дружба, и жизнь потихоньку начинает наполняться яркими моментами. Но всё равно, в провинции S я считаю себя чужим.
2. Рассуждения о любви
Любовь – тоже один из самых важных пороков человеческой души. Как и жизнь, она тоже делится на истинную и ложную.
Истинная любовь – эта та любовь, в которой важны только качества человека. Главные из них– это душа, ум, поддержка, неравнодушие, доброта, умение веселить возлюбленного.
Можно сказать, что главная сущность истинной любви заключается в том, что человека любят таким, какой он есть на самом деле, несмотря на его положение в жизни, и, несмотря на то, сильный ли этот человек или слабый.
А вот в ложной любви всё по-другому. Главное в этой любви только положение  человека в обществе. Конкретнее, если человек бедный, очень добрый, умный, общительный, однако слабый, то его не будут любить. Если же человек богатый и без положительных качеств, но сильный, его будут любить, вернее, любить его деньги.
Таким образом, сущность ложной любви заключается в том, что человека просто используют, потому что дружить с ним выгодно.
Как описано в предыстории, девочка, которую я любил, меня использовала. Безусловно, это была ложная любовь. Как и истинной жизни, так и на чужой земле нет места истинной любви. Когда я жил в городе N и был влюблён в свою одноклассницу, от неё я любви добиться не смог. К счастью, мы стали лучшими друзьями. А эту дружбу я всё равно запомнил на всю жизнь.
Дружба – это своеобразная  любовь, пусть не очень яркая, но вполне хорошая.
3. Рассуждения о «школе человеческой души» и о её предметах
Что такое «школа человеческой души»? «Что за бред?» — спросите вы. А вот ваши телефоны, всякие сайты, фильмы с возрастным ограничением, игры, набитые нецензурной бранью – это не бред? А сигареты, спиртные напитки, скажите, это нормально?
Заранее прошу прощения за такое обращения, но всё же? Я стараюсь писать об очень важных  составляющих в жизни каждого человека. А каждая деталь в ней – одна из самых главных источников состояния человеческой души и долголетия. Если бы  все  усвоили по одной такой вещице, то стало бы больше шансов на достижение успеха. А это значит, что жизнь была бы прожита со смыслом.
Но ближе к делу. «Школа человеческой души», простыми словами, – это не что иное, как культура. Да, да! Именно культура рождает настоящую человеческую душу. «Но почему культура?» — спросите вы.
Давайте рассуждать. Маленькому ребёнку читают разные сказки, показывают мультфильмы. Когда это всё ребёнок видит, слышит и чувствует, он начинает понимать, что хорошо и что плохо, как надо себя вести и как не надо, что такое добро и зло и многое другое.
Когда ребёнок чуть-чуть подрастёт и он идёт в школу, то
у него появляется возможность расширить свои взгляды на мир. Расширяются взгляды – значит, продолжается жизнь и обогащается человеческая душа.
Следовательно, сказки, мультфильмы, детский сад, школа – это всё «темы предметов школы человеческой души». И в этой «школе», безусловно, учатся люди, несмотря на их возраст, на их в положение в жизни, на их внутренний и внешний мир.
Теперь погорим о предметах «школы человеческой души».

1. Литература
Литература – это, несомненно, искусство слова. И она является самым важным предметом «школы». Почему?
Любой человек  имеет право выбора взять в библиотеке или купить в магазине любую книгу любого, за исключением научного, жанра. Допустим, взял он книгу из классики. Прочитал, пусть долго и медленно, но вдумчиво. Каков итог?  А он таков: человек, на основании прочитанного, всё – таки понимает, как надо поступать в любых жизненных ситуациях, чтобы не совершать много ошибок, поскольку они иногда могут быть неисправимыми.
Иногда бывает, что читатели хотят быть такими, как герои из книг, то есть подражать им. Это иногда бывает неплохо. Но лучше не переусердствовать.
Как писал великий философ эпохи Просвещения Вольтер: «Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читаную книгу значит увидеть старого друга». Это значит, если человек берёт и читает новую книгу – значит, он узнаёт что-то новое, этим расширяя свой кругозор. А если он берёт и читает старую книгу во второй или в третий раз, то он вспоминает и повторяет уже усвоенное им из этой книги, видит героев  с другой стороны, переосмысливает уже прочитанное с позиции своего жизненного опыта.
М.В. Ломоносов говорил: «Математику только затем учить, что она ум в порядок приводит». А если же говорить о литературе, то она рождает, воспитывает и приводит в порядок самые важные чувства человеческой души: любовь, честь, мужество, доблесть, сострадание к другим и многое другое.
2. История
Если же литература является искусством слова, то история, если я не ошибаюсь, – искусство хранения и передачи событий прошлого из поколения в поколения.
Вот с какой целью изучается этот предмет в школах, в ввузах и в других учреждениях? На это вопрос, безусловно, есть определённый ответ – донести до нас определённую информацию определённого события, определённой историиразвития страны, донести причины, цели, итоги.
Но в «школе человеческой души» предмет истории играет иную роль. История не только доносит и хранит информацию, но и рождает, воспитает в душе такие качества, как дух, почитание, память, умение гордиться определёнными историческими личностями.
3. Скульптура и живопись
Скульптура и живопись, по сути, две одинаковые вещи, потому что они воспринимаются  в едином целом, являются искусством изображения человеческого образа, события  или какой – нибудь любой темы через картину или скульптуру.
Тут-то добавить нечего. Самое главное скульптура и живопись рождают и воспитывают в душе такие качества человека, как воображение, фантазия, представление.
4.Театр и кино
Театр и кино – искусство изображения действий и событий. В отечественном и зарубежном театрах очень много прекрасных постановок пьес, романов известных и малоизвестных писателей и драматургов.
Представим, что один актёр вышел на сцену. И он, думаете, смотрит на вас? Нет. Перед глазами актёра вовремя игры представляется картина, подсказывающая,  какие действия актёр должен выполнять во время исполнения спектакля, какие эмоции должен он испытывать. Также, как и в кино, однако, игру актёров зрители видят на экранах.
Таким образом, можно сделать вывод, что театр и кино рождают и воспитывают в душе эмоции, умение проявлять талант, открытость, энтузиазм.
***
А вот представьте, что было бы, если не было бы ни этой «школы жизни» и её предметов? Многие просто не могут ответить на этот вопрос.
Ну что ж, скажу. Если не будет «школы человеческой души» и её предметов, то не будет самой души. А если не будет души – человечество перестанет быть человечеством, и люди станут роботами. И они будут выполнять по команде работу или функцию до тех пор, пока не дадут сигнал «Отбой!».
В настоящее время, думаю, культура  испытывает упадок. И дело, наверно, в том, что для многих людей стало ценнее «господство» рубля, а не  воспитание истинных человеческих душ.
4. Рассуждения об умных вещах
1. Представьте, вы встретились с другом, он вас угостил яблоком. Вы это яблоко, безусловно, съели. А вот спросили ли вы друга о том, чистое ли яблоко было  или нет, есть ли в нём черви или нет? «Что? Что за глупые вопросы я буду другу задавать?» — спросите вы. А вот вовсе и неглупые, потому что, если вы берёте какую-либо вещь из рук собственника или из мест, принадлежащих  собственнику, то первым делом спросите этого человека, не опасна ли она. Ведь вещь может быть опасной и может нанести вашей жизни вред.
2. «Один великий, или невеликий, а может, бедный человек, неважно мужчина или женщина, мальчик или девочка, решил написать своё первое произведение. И что? Неплохая идея! Некоторым, хотя, что там некоторым, многим покажется смешным такая бредовая идея.
Ну что ж.…Смейтесь, коль вам надо, но не задумывались ли вы над таким словом как «труд»? Конечно! Мы можем смело говорить, что труд – это потраченное время с пользой, или возможность заработать  деньги. Наполовину мы правы. Но! А знаете ли вы, что значит труд в духовном смысле? Нет? Ну, тогда у вас есть возможность прочитать об этом.
Как было сказано в начале, один человек решил написать произведение. А произведение – это труд. Неважно, в каком жанре оно было создано, главное – создано большим посильным трудом. И вложил он в этот труд свою душу, при этом опирался  на свой ум. Написал! Что потом? Пошёл в какое — то издательство, договорился во всём. Издательство через некоторое время это произведение приняло, а потом напечатало. Это произведение только через некоторое время стало популярным, и на человека, написавшего его, обрушилась слава, уважение читателей. Человек стал известным благодаря своему труду.
Таким образом, труд, в духовном смысле слова, – это работа, в которой может присутствовать не только физическая сила, но и ум, фантазия, взгляды на мир, воображение и многое другое.
Только нужно помнить, что любое произведение литературы (стихотворение, поэма, повесть, пьеса, роман), как и любой прочий труд, должно иметь свою мораль. Мораль, характерная смыслу, идее. Мораль – это великое учение жизни, содержащаяся в  притчах, религии, любом жизненном опыте, и, конечно, в литературе, что направляет на истинный путь и помогает человеку жить правильно.
Однако нынешняя молодёжь сейчас вряд ли читает книги так, как надо. А ведь правильно читать любое произведение литературы – значит, правильно и хорошо находить и понимать в нём смысл. Но, если ты, молодой читатель, заинтересовался  этой книгой, старайся прочитать её до конца и правильно понять идею, заложенную писателем. Читай, отложив все дела на потом, выбросив все посторонние мысли из головы. Неважно где ты читаешь, главное – как ты читаешь. Книга – это тоже твой друг, как человек, она наполнена чувствами, идеями, настроением и эмоциями» (это отрывок из моего романа, над которым я сейчас работаю).
3. Отличие науки от искусства заключается в том, что самыми главными в науке являются факты, рассуждения, логика, предположения. А в искусстве – образ, чувства, эмоции, настроения.
4. Талант, ум, смекалка, открытость, рассуждение, воображение, фантазия, умение изображать, умение выражать и другое – подлинные родители великого человеческого Просвещения.
5. Что такое мечта? Мечта иногда ассоциируется с желанием, которое исполнить может только сам человек. Если дело касается какого – либо материального предмета, которое могут купить за деньги, то мечту может осуществить для человека каждый. А если дело касается духовных ценностей, то деньги тут не помогут.
Чаще всего, мечта ассоциируется с жизненной целью человека. Для этого нужно придумать определённый план действий, по которому человек сможет добиться этой цели, а значит, сможет осуществить мечту.
Но иногда, мечты могут быть неосуществимы. Каковы причины этого?
1) Сомнения. Эта причина очень распространённая. Сомнения появляются чаще всего из-за травли и зависти людей: «Да у тебя не выйдет», «Да у тебя не получится». А иногда из-за трудностей. Но в осуществлении какой – либо мечты нет никаких трудностей, просто надо стараться искать постепенные подходы к осуществлению этой мечты. Чтобы сомнений было чуть меньше, используйте определенный план.
2) Родители. В современное время, в некоторых семьях (чаще всего обеспеченные или со средним положением) родители противятся осуществлению какой – либо мечты у своих детей. И это приводит детей к большому расстройству. Что же делать? Очень просто. Всё равно продолжайте думать и действовать, чтобы вы смогли всё – таки эту мечту превратить в реальность. А родителям я бы посоветовал хотя бы немного  поддерживать своих детей в их начинаниях. Тогда у них всё получится.
6. Допустим, все говорят, что ещё вся жизнь впереди. Вы так уверены? А может, не вся жизнь впереди? Может, человек проживёт недолго? Сейчас некоторые талантливые люди очень рано оставляют наш бренный мир (Сергей Бодров, Игорь Тальков, Жанна Фриске, Юлия Началова-вот немногие из них), потому что, если были бы живы, то со временем могли бы быть невостребованными. Но человеку всегда есть для чего жить!
7. Истина – есть стремление к великому счастью. Ложь же – есть стремление к большому горю.
Эпилог
       Конечно, я бы мог написать ещё  много о чём, что волнует меня и моё поколение, но и этого, я думаю, вполне достаточно. Трудно написать:«Конец работы». Конец старого – значит, начало чего – то нового, неведомого! Да будет так!
       После прочтения  кто – то, конечно, скажет: «Что, конец? Никакого конца! Я вот возьму и напишу продолжение!». Безусловно. Можете написать хоть сотню таких продолжений. Ведь практически всё зависит от вас. Конечно, не всё подвластно человеку: некоторая часть всего живого принадлежит Творцу. Одно лишь властно человеку — прожить достойно жизнь свою! 

Песков Данил Дмитриевич
Страна: Россия
Город: посёлок городского типа Алексеевское