Зима. Много снега, большие снежные горы и пустая детская площадка. Идеальное сочетание. Вдали я увидела высокую, «царскую» гору снега, которую кто только не покорял (и с которой кто только не падал), и радостно побежала туда, размахивая лопаткой, ведь надо защитить себя и свою крепость от воображаемых захватчиков. Ура, я на вершине! Спустя несколько падений мне удалось «взлететь». Ничего не даётся с первого раза. Ура, я царь горы! (Ладно, царица). Действительно круто быть на вершине, доминировать и властвовать, когда никого вокруг нет. Но вдруг я слышу кряхтение. Девочка, в ярко розовой куртке и сиреневой с завязочками шапочке, пытается забраться ко мне. Фыркнув, я смерила её взглядом и сказала: «Я уходить не буду, а столкнуть даже не пытайся, это моя гора». Как выяснилось, «свергать» меня не планировали. Слово за слово и эта миловидная девочка вдруг так тихо спрашивает: «А ты знаешь… что такое… кекс?..». Не думая ни секунды, я ответила: «Конечно знаю, еда такая, выпечка…». Она перебивает меня: «Ну не-е-т… ну… кекс. Типа кекс-кекс» — девочка начала подмигивать и кривиться в правую сторону. Плохо ей что ли?.. «Я всё ещё не понимаю». Она раздраженно выдыхает: «Ну сЕкс, понимаешь?» – с яркой «е». Я киваю: «А-а-а. Так это не сЕкс, а сИкс. Это вообще-то шесть по-английски, ты неправильно говоришь», – похвасталась своими знаниями языка я. Но и тут прогадала, – всё-таки это было не шесть по-английски.
После меня кратко ввели в курс дела и убежали, перед этим сказав, чтобы я ни за что не рассказывала родителям. (Как будто меня это когда-то останавливало). Да и тем более я была уверена в своей правоте и считала, что это она глупенькая, английский не знает, да и вообще слова путает, и несёт всякий бред про любовь, детей, семечки и яйца в клетке…
Нарушив «запрет», я обсудила всё это с мамой. Пересказав диалог, я надеялась, что она меня поддержит и скажет, что я права, и похвалит, какая я умная, цифры на английском знаю. И снова я ошиблась. Не в том смысле, что six не переводится как шесть, а в том, что такое явление или понятие (у меня с трудом укладывалось понимание в голове) как «секс» существует на самом деле.
Так я узнала откуда на самом деле берутся дети. Дальше меня эта тема не интересовала. Но недавно, я, как любитель порассуждать, поностальгировать и порефлексировать, поняла, что в школьные годы моей мамы, т.е. во времена СССР тема секса была табуирована. «В СССР секса нет» — крылатая фраза, которую однажды произнесла советская участница телемоста Ленинград — Бостон («Женщины говорят с женщинами») — 45-летняя Людмила Иванова, активистка «Комитета советских женщин» Но при этом люди того времени знали, что это. Я задалась вопросом. То есть как это: слово есть – а секса нет? А дети как появляются? Или в мамином детстве и лифты деревянные, и роддомов нет?
Благо сейчас эта тема не запрещена, не табуирована. Только в 21-м веке люди стали СЛИШКОМ открыто об этом говорить. Но как мне известно, в некоторых семьях, СССР-овская «традиция» продолжается: говорить слово на букву «с» категорически запрещено, а с родителями обсуждать такое стыдно должно быть! Да и вообще, сами всё с возрастом поймут.
Некоторые «поняли» в Интернете, почитав или посмотрев материал на тему-табу (что кстати может быть травмирующим для незрелой психики, т.к. информация далеко не всегда преподносится «безопасно», без вреда для психического здоровья детей). А кому-то не хватило теории. Моя бывшая одноклассница помешана на этой теме и крайне активно интересовалась ей с ранних лет. Со слов М., партнёров у неё тьма, (особенно тех, кто постарше как минимум на 5 лет, поскольку «только мужчины могут понять её и дать то, что нужно»), а значит и опыта до Галактики. Правда весь 8-й класс вместо того, чтобы готовиться к ОГЭ, она провела, бегая по судам и больницам, вместе со своими «любовниками». Забыла уточнить, что она является членом семьи из примера, в которой «слово на букву “с”» строго-настрого запрещено.
Безусловно, это выбор каждого, когда и с кем заводить интимные связи, но правильный ли это выбор? Правильно ли «практиковаться» с 13 лет с бог знает с кем? И если в семье нельзя/запрещается говорить об этом, то с кем тогда? Либо самостоятельно изучать этот вопрос, либо «с помощью». А потом да здравствует «Беременна в 16» или ещё что похуже.
Многое мы узнаём в школе, поскольку изучаем различные дисциплины: литературу, языки, химию, физику и далее, далее. Но кто научит жизни, если родителям некогда или если они считают непозволительным и постыдным обсуждать темы, которые так или иначе касаются каждого из нас? И речь не только о продолжении рода, а о таких важных вещах как оказание первой медицинской помощи. Да это проходят на уроках ОБЗР, но этому уделяется всего 2-3 страницы. А ведь для кого-то «Нурофен» это снотворное. Но что насчёт… полового воспитания? Да, как на Западе, но при этом не как на Западе: не будем углубляться в чём разница между полом и гендером и проч., проч. Это необходимо, чтобы девочки не боялись забеременеть от поцелуя, не варили лавровые листы (как разновидность противозачаточных), и не рассказывали легенды, что если заниматься любовью «стоя и в капроновых колготках» (со слов одноклассницы моей мамы, когда те были в 8-м классе), то тоже можно избежать беременности. И чтобы не было такого, чтобы девочки во время своих первых месячных писали завещания, думая, что умирают. И что нельзя говорить при мальчиках «прокладки», «месячные», это же стыдно и позорно, а потом эти мальчики либо высмеивают девочек за наличие менструации: используя в любой непонятной ситуации фразочку: «У тебя что ПМС?» (при чём ни один не знает, что значит эта аббревиатура и даже с расшифровкой не осознают о чём речь) либо полностью не понимают происходящее («а почему прокладки разного размера, если суть одна? Или это типа S, M, XL?»).
Вопрос о необходимости полового воспитания в России требует тщательного рассмотрения. Важно учитывать как потенциальные выгоды, так и риски. Если половое воспитание будет введено, необходимо разработать чёткую программу, основанную на научных данных, учитывающую культурные особенности и ценности российского общества и проводимую квалифицированными специалистами. Важно также обеспечить возможность для родителей участвовать в обсуждении и формировании программы полового воспитания, чтобы она соответствовала их убеждениям и ценностям. Необходимо найти баланс между предоставлением необходимой информации и уважением к различным точкам зрения.
И у всего есть свои плюсы и минусы, за и против. Начнём с положительного и позитивного. Во-первых, оно поможет снизить уровень подростковой беременности и абортов, поскольку предоставит молодым людям достоверную информацию о контрацепции. В России показатели подростковых беременностей и абортов остаются высокими, а грамотное образование может помочь изменить эту ситуацию. Во-вторых, профилактика инфекций, передающихся половым путем, включая ВИЧ. Подростки, получившие знания о способах защиты, могут лучше заботиться о своём здоровье, что особенно важно в условиях роста числа новых случаев заражения. Кроме того, половое воспитание учит подростков строить здоровые отношения. Оно помогает им понимать важность уважения, согласия и личных границ, а также распознавать признаки насилия. Информирование о его формах и последствиях позволяет подросткам лучше осознавать опасные ситуации и знать, как себя защитить.
Половое воспитание также способствует улучшению общего сексуального здоровья, помогая молодым людям лучше понимать своё тело и репродуктивные функции. Это ведёт к более осознанному и ответственному отношению к своему здоровью. Наконец, оно помогает развивать мифы и предрассудки, связанные с сексом. Это способствует формированию более толерантного и инклюзивного общества, где люди могут свободно и без стыда обсуждать важные вопросы, касающиеся их здоровья и благополучия.
Перейдём к аргументам «против». Одно из главных опасений — риск ранней сексуализации детей. Критики считают, что обсуждение тем, связанных с сексуальностью, может подтолкнуть подростков к преждевременной половой жизни, тогда как они психологически и эмоционально к этому не готовы. Другой важный аргумент — вмешательство в семейные ценности. Многие родители убеждены, что вопросы полового воспитания должны решаться в семье, в соответствии с религиозными, культурными или моральными нормами, а не «навязываться» школой или государством. Они опасаются, что школьные программы могут противоречить их убеждениям и традициям. Также вызывает сомнения квалификация преподавателей. Без специальной подготовки учителя могут неверно подавать информацию, допускать ошибки или транслировать личные взгляды, что приведет к искаженному пониманию темы у детей. Ещё одна сложность — отсутствие единого подхода к содержанию программ. Разные группы общества по-разному видят, что именно должно входить в половое воспитание: одни считают важным говорить о контрацепции и ИППП, другие делают акцент на нравственном воспитании, третьи выступают против обсуждения некоторых тем в принципе.
Многие родители считают, что это наоборот «раззадорит» детей, мол, захотят теорию проверить на практике. Я думаю, если бы дети знали о сексе больше информации, чем они получают из фильмов и сериалов (кстати я заметила, что во многих современных сериалах о подростках, одной из главных «проблем» является наличие девственности у девушек возрастом 14-16 лет, мол, стыдно быть «нетакусей», «слишком правильной») и осознавали бы риски и ответственность, то «практикантов» стало бы меньше.
Но если всё правильно реализовать, то сколько плюсов можно найти и перечислить! Развитие более здорового и ответственного сексуального поведения; снижение числа нежелательных беременностей и абортов; профилактика ИППП; формирование здоровых и уважительных отношений; повышение осведомленности о своём теле и репродуктивном здоровье; защита от сексуального насилия.
Пример урока полового воспитания в самой обычной МАОУ СОШ самого обычного города. Как-то к нам пришла женщина, в годах, которая усиленно пыталась быть «на одной» волне с молодёжью: покачивалась, словно читает реп, смешивала сленг молодёжи своего времени и нынешнего. Проводила его мама мальчика из параллельного класса, сотрудница МВД, то есть даже не психолог и не социальный педагог. На вопрос что такое секс она ответила сама, но после задала следующий: «А зачем люди занимаются сексом? Вот именно такие мелкие как вы.» В ответ тишина. Тогда она решила спрашивать выборочно. «Вот ты, в очках, а ещё на задней парте сидишь. Ответь на мой вопрос». Моя одноклассница встала и тихо начала отвечать: «Люди… то есть подростки… занимаются любовью, чтобы удовлетворить свои… понимаете, физические… потребности и…». Не успела девочка «с задней парты» договорить, как «просветительница» с усмешкой перебила её: «Ну да, пхх, физические, да, физические… ещё что, кроме физических?» — уже обратилась она к остальным. Таким красным я ещё не видела человека. Моя одноклассница, которую спросили, довольно робкая, но не глупая; ей явно было некомфортно, поэтому она и перепутала «физические» и «физиологические» потребности, но просто нужно было слышать интонацию той дамы, когда она перебила С. и сильно акцентировала внимание на речевой ошибке. Последующие полчаса она говорила, что секс это вообще плохо и надо сохранять невинность до свадьбы, а если вдруг ты её лишилась, то, чтобы искупить «грех» необходимо каждый день ходить в церковь. Непонятно зачем, но видимо, должно сработать как в выражении «до свадьбы заживёт». В конце «лекции» девочкам раздали по пачке прокладок, а мальчикам – презервативы.
Не надо запугивать детей или навязывать им своё мнение. К этому нужно подходить непредвзято и уроки полового воспитания должны проводить квалифицированные специалисты, а не родители.
Если всё пойдёт не по плану, т.е. с теорией и размышлениями всё хорошо, а реализация будет «хромать», то будет распространяться неточная или предвзятая информация и тем самым создастся атмосфера неловкости и смущения.
Как можно заметить, плюсов всё же больше, чем минусов, но как я упоминала ранее, только при условии правильной реализации. Поэтому стоит сосредоточиться на том, как ввести половое воспитание таким образом, чтобы оно принесло максимальную пользу и минимизировало риски.
Для тех, кто всё ещё не понимает почему это важно для России.
Россия традиционно входит в число стран с одним из самых высоких показателей подростковых абортов в Европе. По данным за последние доступные годы (2020–2023):
• Россия занимала 1–2 место в Европе по количеству абортов среди подростков 15–19 лет.
• Уровень абортов у несовершеннолетних в РФ был выше, чем в большинстве стран Западной и Северной Европы, но ниже, чем в некоторых странах Восточной Европы (например, Румынии, Болгарии).
Соответственно растёт число случаев заражения ВИЧ.
По данным сайта worldpopulationreview.com, в 2025 году Россия занимает 14-е место среди стран по показателям подростковой беременности.
Вообще, можно ввести урок просвещения по культурам, странам, религиям, чтобы не было никакой неприязни, чтобы исчезли такие слова как «чурка», «хач», «пендос», «хохол» и проч., проч. Ведь к чему привела расовая неприязнь в 1940-х? Думаю, все и сами догадались. Ведь если мы так плохо относимся к кому-то, то и к нам будут плохо относиться и наоборот. Возможно создать отдельную дисциплину: человеку о человеке, о теле, духе, культуре, то есть ввести половое воспитание не как отдельный урок, а отдельную дисциплину, где будет рассказываться детям вообще о здоровье, т.е., как оказать первую помощь, как измерить давление, какие таблетки в каких случаях принимать, ведь это тоже немаловажно. И не просто на уровне уроков биологии, где говорят в общем о птичках и цветочках или ОБЗР, где этому уделяется пара страниц.
Проблема полового воспитания в России остаётся сложной и неоднозначной. С одной стороны, его отсутствие или недостаточность ведут к печальным последствиям: высокому уровню подростковых беременностей, абортов, распространению ИППП, непониманию собственного тела и нездоровым связям. С другой стороны, введение таких программ вызывает сопротивление из-за страхов перед ранней сексуализацией, вмешательством в семейные ценности и отсутствием грамотных методик преподавания.
Однако примеры из жизни и статистика показывают, что запреты и замалчивание темы не работают. Подростки всё равно получают информацию, но не из достоверных источников, а из Интернета, фильмов или сверстников, что часто приводит к искажённому восприятию и даже травмам. Важно найти баланс: не копировать западные модели слепо, но и не игнорировать проблему.
Оптимальным решением могло бы стать введение комплексного предмета, посвящённого не только половому воспитанию, но и здоровью, психологии отношений, основам медицины и межкультурному взаимопониманию. Это помогло бы подросткам осознанно относиться к своему телу, уважать границы — свои и чужие.
Главное — чтобы такие уроки вели квалифицированные специалисты, а не случайные люди, и чтобы программа учитывала культурные особенности общества, не навязывая чужих ценностей, но и не умалчивая о важных вещах. Только так можно снизить риски и помочь молодому поколению расти здоровым, информированным и ответственным.