Янтарь… солнечное, божественное, самое уникальное и загадочное сокровище нашей планеты. С древних времен об этом «золотом чуде» слагали мифы и легенды, восхищенные поэтические предания. Очарован красотой янтаря был и великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, который неоднократно посещал Янтарную комнату в Большом царскосельском Екатерининском дворце, что не могло не отразиться на творчестве великого поэта.
В стихотворении «Зимнее утро», написанном Александром Сергеевичем в 1829 году, читаем: «Вся комната янтарным блеском озарена…». Автор красочно и немногословно сумел передать все многообразие красок и цветов в палитре утреннего, восходящего, зимнего солнца. Автор намеренно использовал в описании комнаты янтарный свет потому, что все оттенки настоящего янтаря имеют теплый цвет от молочного до коричневого или красного. Именно янтарь является самым теплым и мягким самоцветом, от незабываемого блеска которого на душе становится теплее и радостнее.
В одна тысяча восемьсот тридцать первом году, в своем романе в стихах «Евгений Онегин», Александр Сергеевич упомянул о самоцвете при описании столичного кабинета главного героя Онегина. Янтарь в те времена был достаточно известным и дорогим камнем, который могли позволить себе далеко не все люди, а Евгений Онегин, со слов Пушкина, был «столичным дэнди» и кабинет его был «обставлен по последней моде».
«…Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале; …»
Один из самых трудных периодов в жизни Александра Сергеевича — это южная ссылка, когда его статус столичного чиновника, дворянина сменился на статус пота – изгнанника. Считается, что этот период жизни стал самой яркой страницей в биографии автора, стал поворотным этапом и в творчестве, ведь эта ссылка могла превратиться в бессрочную и дальнейшая судьба великого лирика зависела лишь от политической обстановки в стране.
Именно во время южной ссылки, ослабленный тяжелой болезнью Пушкин, наслаждался красотой Кавказа, общением с семьей Раевских и его романтическое настроение ярко передалось в поэме «Бахчисарайский фонтан», работу над которой лирик закончил в одна тысяча восемьсот двадцать третьем году:
«…Все живо там; холмы, леса,
Янтарь и яхонт винограда,
Долин приютная краса,
И струй и тополей прохлада…»
Автор сравнивает кавказский виноград с самыми дорогими камнями: янтарем и яхонтом, тем самым показывая все великолепие, пышность и роскошность кавказской природы, ее степей и холмов, садов и лесов. Янтарь в этих строках указывает на то, что виноград вызрел на лозе и наполнился соком и солнечным светом. Янтарь в винограде — это еще незабываемая сладость, медовый вкус винограда, какой бывает только на Кавказе. Каждая строчка этого произведения наполнена чистотой и прозрачностью воздуха, волшебной красотой природы, легкостью и радостью пребывания автора на Кавказе.
Автор придал этой поэме восточный колорит, применив описание грозного восточного хана, но, при этом очень «тепло» курящего обычную янтарную трубку:
«…Гирей сидел, потупя взор;
Янтарь в устах его дымился;
Безмолвно раболепный двор
Вкруг хана грозного теснился…»
Одним из моих любимых произведений А.С. Пушкина является стихотворение «Таврида», написанное автором в одна тысяча восемьсот двадцать втором году. Здесь Александр Сергеевич также сравнивает виноград с янтарем, быть может, желая показать зрелость, сочность и незабываемый вкус южного винограда.
«…Все живо там, все там очей отрада,
Сады татар, селенья, города;
Отражена волнами скал громада,
В морской дали теряются суда,
Янтарь висит на лозах винограда;
В лугах шумят бродящие стада…»
Читая строки великого русского лирика, поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина, понимаешь, что он был по-настоящему впечатлен янтарем. Этот самоцвет был для автора некой связующей лентой, которая связывала во едино все перемены в жизни: учебу в Лицее, ссылки, жизнь с няней… Янтарь для Пушкина стал тем теплом и светом, который может быть только у твоего отчего дома, твоей Родины.