«Все мы родом из детства» — говорил автор «Маленького принца» Антуан де Сент-Экзюпери. Удивительно, но часто к тому, что нам нравилось в детстве, мы возвращаемся, когда становимся взрослыми. Для многих творческих людей детство — главный источник вдохновения, волшебный ключ, открывающий море удивительных сюжетов. Ведь основной период расцвета фантазии приходится именно на беззаботное детство: ты ещё не познал все особенности и сложности взрослой жизни, у тебя ещё не накопились скучные, но нужные дела, число которых постоянно растёт. Скорее всего, на детство приходится основной период становления творческой фантазии, потому что в детстве видишь чудо в каждой мелочи и даёшь мечтам расти в полную силу, не стесняясь их. Мечтаешь побывать в далёких землях, отправиться в необыкновенный мир, о котором прочитал в книге. Но ты взрослеешь и со временем забываешь грёзы про фей, лунный свет. Но некоторые люди не забывают свои детские мечты и фантазии, они описывают мир собственных детских грёз в стихах, прозе, картинах, музыкальных произведениях, кинофильмах.
В этом эссе речь пойдёт о знаменитой финской писательнице и художнице Туве Янссон. Она сама рисовала иллюстрации для своих произведений. Лично меня познакомили с творчеством этой финской, — хотя она писала на шведском языке, — писательницы, когда я была ещё совсем маленькой. Сказки о Муми-троллях прошли через всё моё детство. И я почти уверена, что познакомлю с творчеством Туве Янссон своих детей, когда стану взрослой и заведу собственную семью. Ты взрослеешь, но любимые истории из детства, как и воспоминания, никуда не уходят и остаются заперты в сердце навсегда. Согревают душу в серых буднях.
В детстве я часто и подолгу болела. И мама, сидя со мной дома, часто читала мне вслух. Одной из любимых книг была «Всё о Муми-троллях», — мне эта сказка очень нравилась. Помню, как мама читает, я слушаю, а робкий солнечный луч пробивается сквозь темно-синие шторы. Или как мы с сестренкой играем, а фоном – аудиокниги «Волшебная зима» и «Мемуары папы Муми-тролля».
Туве Янссон родилась 9 августа 1914 года в богемной семье: её матерью была художница Сигне Хаммарштен, приехавшая в Финляндию из Швеции; отцом — известный финский скульптор Виктор Янссон . Туве была первым ребёнком в семье. Её брат Пер-Улоф впоследствии стал фотографом, а другой брат, Ларс, — художником.
В детстве каждое лето Туве проводила в Швеции у бабушки, недалеко от Стокгольма. «Прекрасней всего было то, что море находилось совсем рядом. И хотя с лужайки у дома, где мы с друзьями играли, его видно не было, если вдруг во время игр мы внезапно затихали, до нас долетал шум прибоя», — вспоминала Туве Янссон.
Сама я, хоть и живу в Кронштадте, часто фантазирую о маленьком островке посреди холодного моря, — с маяком и крохотным домиком. Что может быть лучше? Ветер, плеск волн. А негаснущий луч маяка – как символ надежды.
В пятнадцать лет Туве Янссон уехала учиться в Швецию, — смелая девушка!.. Получив диплом факультета изящных искусств, она проходила стажировку в художественных школах Франции, Германии, Италии. К этому времени у себя на родине она уже добилась определённого признания, поскольку чуть ли не с десяти лет рисовала иллюстрации для популярного детского журнала, главным редактором которого была хорошая знакомая ее родителей. Помимо шведского и финского, которые были для неё родными, Туве свободно говорила на английском, французском, со словарём читала по-немецки. Мировую славу в литературной карьере ей принесла сказка о Муми-троллях. Туве Янссон придумывала этих маленьких смешных персонажей, их многочисленных друзей и родственников на фоне страшных событий Второй мировой войны. Она была потрясена гибелью людей, разрушениями городов. Ей очень хотелось дать миру что-то доброе и безопасное, именно поэтому она стала рисовать смешных маленьких существ, чтобы не так сильно бояться. Она создала совершенно свой мир, в котором никогда не будет бед, страданий и горя, где всё полно тепла и счастья.
К обрушившейся на неё популярности Янссон испытывала двоякое чувство. С одной стороны, её раздражала излишняя коммерциализация её творчества. С другой, она получала стабильный доход именно от продажи всевозможной продукции с Муми-тематикой. По сей день многие компании отправляют запросы на получение лицензии на производство мерча — футболок, игрушек, кепок, значков, кружек с Муми-троллями.
Этот заработок позволил Туве Янссон арендовать, а затем выкупить в собственность остров Кловахарун, являвшийся частью Финского архипелага Пеллинки, на котором она часто укрывалась от журналистов и надоедливых почитателей.
Успех во всём мире её книги «Шляпа волшебника» привлёк к Янссон внимание агентства Associated Press, откуда она получила письмо со следующими словами: «Чудесные существа, созданные вами, могли бы стать героями комикса, который мы желали бы печатать». Туве был предложен контракт на семь лет. Она с радостью согласилась: договор на публикацию комикса гарантировал ей стабильный доход. Окружение Янссон осудило её: все друзья посчитали, что она продала свой талант. Кроме того, рисовать детские комиксы считалось в богемной среде унизительным. Сама Туве считала, что бедность хуже любого унижения.
Среди художественных работ Туве Янссон: фрески в здании мэрии Хельсинки (1947),настенная роспись в здании мэрии города Хамина (1952), настенная роспись в здании средней школы города Карья (1953),роспись алтаря в церкви города Теува (1954).Туве Янссон также иллюстрировала книги Толкина и Льюиса Кэрролла.
Умерла Туве Янссон на 87-ом году жизни, в 2001 году. В день её похорон был объявлен национальный траур.
Иллюстрации Туве Янссон, в основном, чёрно-белые. На них — Морра, Муми-Мама, Муми-тролль, Фрекен Снорк и многие другие. Часто фон на иллюстрациях очень темный, благодаря чему белые фигурки Муми-троллей сразу бросаются в глаза. В некоторых книгах иллюстраций много, в некоторых – не слишком. Рассмотрим иллюстрации Туве Янссон на примере её книги «Шляпа волшебника».
Первая изображает тот эпизод, когда Муми-тролль и его друзья нашли волшебную шляпу. Черным цветом выделены тени на склонах гор, а самая светлая часть картины — ясное небо и освещенное солнцем море. Действие происходит весной. Догадаться о времени года можно по трем признакам: снег на горных склонах покрыт черными рытвинками, — бывают только весной; косяк птиц в небе, — они возвращаются в родные края после зимовки. Судя по тому, как один из героев держит шляпу, возникает ощущение порыва свежего весеннего ветра. Фигурка Муми-тролля практически сливается с небом.
Вторая иллюстрация – это эпизод, где Муми-Тролль и Фрекен Снорк, летая на облаках, встречают грустного Хемуля. Фон у картинки очень темный и изображает лес или сад. Действующие лица ярко выделяются на этом фоне.
На третьей иллюстрации – интерьер Муми-дома. Это тот эпизод, где из шляпы волшебника вырос целый лес. На изображении ярким светом выделена ведущая куда-то в недра дома дверь. Диковинные цветы и деревья располагаются прямо в комнате, с ветвей свисают плоды, похожие на груши. Фон иллюстрации тёмный. Все действующие лица находятся в состоянии недоумения. Таинственные тени, скопившиеся в углах, создают волшебную, сказочную атмосферу… Ох, как же мне это нравится!..
Авторские иллюстрации продолжают мысль автора. Писатель имеет полное представление о своих героях, а вот приглашённый художник-иллюстратор – не всегда. Сказочник понимает своих персонажей полностью и до конца, ведь они родились и живут в его воображении, он наделил их чувствами и мыслями. Часто литературная идея приходит неожиданно, не вовремя, когда записать что-либо нет возможности. Именно тогда на помощь к писателю приходят карандаш и клочок бумаги. На минуту писатель становится художником, он быстрым движением фиксирует ускользающую мысль, чтобы потом записать её в очередной главе своей книги. Я знаю, как это бывает, — сама пишу. Придумываю собственный сказочный мир, почти как у Туве Янссон, и запечатлеваю некоторые моменты своих рассказов в иллюстрациях. Мои истории интересны, но, возможно, не столь совершенны. У Янссон я учусь быть творцом – писателем и художником, быть добрым и свободным человеком. И обязательно любить – людей, природу, книги. Потому что любовь и талант живут вечно.