Всякое искусство есть диалог между художником и публикой.
Солоухин В. А.
Искусство – начало всего живого в человеке, сама личность. Оно возникает, когда человек может логически размышлять, чувствовать и заканчивается, когда он перестаёт видеть в этом потребность. Следовательно, культурное наследие какого-либо деятеля живо, пока его не искажают, чтят и находят в нём отражение на своём жизненном пути. Личность может жить бесконечно, если оставит после себя значимый вклад для любой составляющей духовной сферы общества. Известный культуролог Ю. М. Лотман говорил: «Надо понять, что творчество необходимо человеку, — без него не будет хлеба».
Сказанные человеком фразы, содержание которых привлекает интерес общества, могут оказаться культовыми. Множество таких фраз могут слагаться в общепризнанные тексты, идеи которых зачастую заключаются в познании внутреннего мира человека, окружающего общества и государственной деятельности времени этой концепции. Заслужить внимание и признание мирового сообщества автору можно проще всего, придавая голос тому, что заботит или характеризирует социум.
Конечно, чтобы встать в почётный ряд классических творцов, он должен либо обладать неимоверным талантом, либо трудиться всю свою творческую карьеру так, чтобы его успех был чётким и выдающимся на фоне с самого начала, включая осмысление влияния обстоятельств, породив из личности пример для подражания. Так, классики находятся в большом почёте у консерваторов и просто эрудитов области искусства – знатоков биографии известных миру виртуозов. Современный автор Рефат Шакир-Алиев выражался: «Классиками становятся, пройдя огни творчества, воды критики и медные трубы потребительского спроса». Обращаться к проблематике их произведений будет актуально всегда, а, как минимум, поверхностное знание их произведений необходимо для достойного существования в обществе, ведь уровень просвещённости, несмотря ни на что, характеризует человека.
В современном мире охватить и осмыслить всю сложившуюся за время деятельности человека как вида культуру и внести в неё свой достойный вклад, особенно когда он начинает привольную жизнь, очень трудно. Богема – это явление культуры, определяемое свободным образом жизни, неформальными нормами творчества, стремлением к самораскрытию. К богемной жизни принадлежит как и высокая интеллигенция (люди, постоянно обменивающиеся мнениями насчёт произведений искусства и интересующиеся живой музыкой, картинами художников и игрой актеров), так и кочующие молодые группы, ведущие неупорядоченный образ жизни, с целью поиска себя и показа своего искусства миру.
Деятельность молодых демиургов, неравнодушных к окружающей их культуре, необходимо поощрять обществу и государству. Опираясь на почтенных предшествующих им представителей своих сфер, современники должны пропитывать мир музой, которая станет одобряемой знатоками этого дела, оценёнными раннее обществом. На их участь выпадет множество испытаний и, конечно, волны негодования, но слава – уважение, которое необходимо оправдать и за которое юным умам обязательно нужно бороться, чтобы вдохновлять последующие поколения на любовь к общественным подвигам, а именно: выражению своего мнения насчет обсуждаемых долгое время произведений, идущих в разлад со старыми заключениями, приданию гласности гражданским беспорядкам, поддержке нуждающихся в ней коллег, ведь, как говорил швейцарский теоретик культуры Пауль Клее: «Искусство не изображает видимое, но делает его видимым».
Действительно, одна из задач искусства – доносить до толпы новаторские идеи. Личность, пришедшая к грандиозной идее в запоздалом по развитию обществе, обязана довести её до социума, чтобы изменить сложившийся уклад жизни. Так, один из моих любимых поэтов И. А. Бродский в своём стихотворении «Подсвечник» писал:
Наверно, тем искусство и берёт,
Что только уточняет, а не врёт,
Поскольку основной его закон,
Бесспорно, независимость деталей.
С середины XX века культуру было принято разделять на высокую и массовую. К элитарной культуре относят интеллигентные группы общества, которые постоянно взаимодействуют друг с другом, имеют массивный багаж знаний и способны детально анализировать такие произведения, как: классическую музыку, авторский кинематограф, оперу. Массовая культура — это развлечения широких масс населения, для вдохновения и понимания которой не нужны глубокие разнообразные познания. По мнению русского писателя И. Г. Эренбурга, «Высокое искусство не только изображает жизнь, оно, участвуя в жизни, её меняет».
Стоит отметить, что, конечно, каждому временному отрезку культуры присущ свой стиль и содержание независимо от вида искусства, но всех их можно представить как один процесс эволюции человеческого нрава. Стиль сравнивают с радугой: мы наблюдаем в ней совпадение нескольких физических условий, оказавшись между солнцем и дождем, но она исчезает, как только мы пытаемся подойти к ней. Проблема становления стиля в искусстве всегда будет актуальной. Важно понимать, что при всей трудности определения ключевого понятия науки об искусстве, стиль всё же не абстракция, потому что он есть везде, где мысль или образ нуждаются в воплощении – в слове или материальном изображении. Именно поэтому стилем оперируют многие гуманитарные и социальные дисциплины.
Важно уделять внимание и поддержку не только техническим, естественно-научным направлениям, но и творческим, так как все направления профессий связаны в определённом диапазоне. Именно гуманитарная область позволяет придать красочность и утончить, перевернуть и осознать важность последствий великих и порой опасных, угрожающих человеческой жизни открытий. Жителей стран без определенной своеобразной культуры и красивого изящного языка издавна принято называть варварами и дикарями.
Культурологи, семиотики и логографы – значимые люди, посвятившие свою жизнь изучению закономерностей в политологии и философии и передаче знаний об этом другим исследователям. Историк искусства, например, редко может претендовать на единственную верную интерпретацию произведения независимо от его масштаба. Но долг историка искусства – искать трактовку адекватную, осторожную, многоплановую. Такую экспликацию редко можно назвать верной, ведь зачастую мнения одного человека могут считаться необъективными. Иногда описание может казаться нанизыванием эпитетов, характеристик, соотношений. Это нанизывание, в самом деле, — единственный способ понять целое через его части, а части — через целое, потому что каждое слово в добротном описании должно быть хорошо взвешенным, так как ошибка в оценивании детали ведёт за собой разрушение целой интерпретации, точно так же, как ошибка в одном действии разрушает решение всего уравнения.
Можно также долго спорить насчёт критики относительно искусства. Слово учёного или эксперта не должно подменять собой зримый образ – оно должно пробудить в слушателе или читателе способность понять изображение, вступить с ним в диалог, опираясь как на полученные исторические знания о предмете, так и на собственный эмоциональный настрой. По утверждению И. В. Гёте, «Искусство есть посредник того, что нельзя высказать». А оценивать то, что не высказывается, особенно с виденья этой идеи глазами передовика, да ещё и в негативном свете, очень несообразно.
Процесс создания каждого из произведений искусства авторами уникален и неповторим. Определенно, писательские ритуалы, к которым они прибегают, чтобы поймать вдохновение и настроиться на работу, заслуживают уважения и того, чтобы их пытались понять. Если сроки создания шедевра увеличиваются до нескольких десятилетий, его не могут не оценить по достоинству. Великий труд креативного человека всегда будет замечен, если не обществом, то определёнными лицами, и если не во время его жизни, то в ближайшем к тому моменту будущему, в котором люди поймут истинный смысл этого magnum opus. Недопонятым гениям будут возводиться памятники, исполняться дифирамбы , они станут примерами для подражания. А процессы написания таких произведений, как и факты биографии, и стадии развития творчества карьеры деятелей, будут глубоко изучаться; этот путь будут пытаться повторить и возводить в примеры. Но самым главным фактором останется талант и генетическая предрасположенность мыслителей.
Искусство всегда будет жить в том мире, население которого развивается и эволюционирует, не отклоняется от тяги к изобретательности и нестандартному мышлению, преимущественно, совершенствуется. Тот продукт искусства, который человек потребует создать у робота, расстановка алгоритмов которого сложена из запросов таких же индивидов, совершенных раннее, никогда нельзя будет посчитать живым искусством, ведь андроид лишён чувств. Его разъяснение будет соответствовать базе, которую в него вложили люди на основе сети разных мнений и информации, которая может лишь частично подходить под запрос и никак не сможет стать частью искусства, так как не изобразит полную картину, а будет лишь долей замысла.
Антиутопия – жанровое направление, которое лучше всех остальных может изобразить карикатуру на идеальный мир в его фантастически-уродливом свете. Так, в романе Рея Бредбери «451 градус по Фарингейту» изображается мир, полный запретов и ограничений. Контроль за исполнением различных регламентов ложится на плечи пожарных. Если говорить о научно-техническом прогрессе, то в романе изображается достаточно развитая цивилизация. Науки в сотворенном писателем мире продолжают существовать и развиваться, но при этом только те, которые несут прагматическое значение. Духовная культура, искусство полностью не исчезают, но выполняют, в большей части, развлекательную нагрузку. Так, один из персонажей произведения говорит : «Подавайте нам увеселения, вечеринки, акробатов и фокусников, отчаянные трюки, реактивные автомобили, мотоциклы-геликоптеры, порнографию и наркотики. Побольше такого, что вызывает простейшие автоматические рефлексы! Если драма бессодержательна, фильм пустой, а комедия бездарна, дайте мне дозу возбуждающего — ударьте по нервам оглушительной музыкой!» Искусство, философия первыми изгоняются из обществ, изображенных в антиутопиях, поскольку именно они способны привести человека к мыслительному процессу.
В общем и целом, для человека, увлечённого и окруженного культурой, работника гуманитарной специальности встречи с искусством: походы в театр, музей, посещение картинных галерей и выставок художников, прочтение философских трудов — это, прежде всего, работа над своим кругозором и взаимодействие с эрудицией. Для глубокого понимания мыслей авторов необходимо не просто знать, как устроено окружающее пространство, а ориентироваться в социальном институте культуры. Расширение кругозора сравнимо с инфляцией Вселенной. Именно возможность познания и умственная деятельность человека придают смысл жизни и неповторимые ощущения — собственные открытия тайн большого масштаба. Если ты можешь прикоснуться к культуре, то полюбишь ее до конца жизни. Это же подтверждается словами русского писателя А. П. Чехова: «Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют».